UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРЕДИТОВАНИЕ ДОСТРОЙКИ АТОМНЫХ БЛОКОВ: ПОДКЛЮЧАТСЯ ЛИ ЗАПАДНЫЕ ЕВРОПЕЙЦЫ?

НАЭК «Энергоатом» и Хмельницкая атомная электростанция разработали предварительные условия пре...

Автор: Захар Злыва

НАЭК «Энергоатом» и Хмельницкая атомная электростанция разработали предварительные условия предоставления кредитов отечественными банками на достройку второго энергоблока ХАЭС, сообщил президент НАЭК «Энергоатом» Сергей Тулуб по окончании производственного совещания, состоявшегося в конце прошлого месяца в городе энергетиков ХАЭС Нетишине. Пока С.Тулуб отказывается говорить об условиях кредитования, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако, уверил он, примерно через месяц, когда будут подписаны соответствующие документы, эти условия будут обнародованы.

Впервые производственные встречи энергетиков, проводящиеся регулярно с лета, решили посетить крупные важные европейские чины (посол ЕК и советник посольства Франции). Естественно, терять 1,48 млрд. долл. (именно в эту сумму Запад оценивал достройку энергоблоков на Ривненской и Хмельницкой АЭС) жаль. Тем более что, по отечественным экспертным оценкам, как минимум 0,5 млрд. долл. направлялось на «пропитание» европейских специалистов, которые будут «анализировать» реакторы.

Шороху в Европе, повлекшему приезд дипломатов на АЭС, очевидно, наделало первое совещание атомщиков 17 января, в котором участвовали, кроме энергетиков, представители крупнейших украинских банков (Сбербанк, ПИБ, Эксимбанк, МТ-банк, «Аваль» и «Недра»). Уже тогда отечественные банкиры выразили заинтересованность в финансировании достройки ХАЭС/РАЭС. Хотя условия кредитования (по которым возможен торг) были не очень привлекательны: около 10% годовых с началом погашения (после запуска АЭС в 2004 году) в течение двух лет. Но ведь погашение сверхнадежно гарантировано. Ежегодно энергоблоки ВВЭР-1000, которые планируют запустить в Хмельницкой и Ривненской областях, будут выдавать продукцию на сумму около 0,5 млрд. грн. каждый. Тем более что за них «подпишется» «Энергоатом», остающийся госструктурой. Кроме того, до сих пор неизвестно, какие преференции может обеспечить правительство под этот проект.

Как сообщает гендиректор ХАЭС Александр Смышляев, станция желала бы привлечь до 500 млн. грн. от отечественных банков. По словам министра топлива и энергетики Сергея Ермилова, также присутствовавшего на совещании, эти банки уже владеют достаточными финансовыми мощностями, чтобы выполнять весомые среднесрочные кредитные операции. Хмельницкой станции срочно требуется 260 млн. грн. на закупку оборудования уже в первом полугодии, чтобы не сорвать график введения в эксплуатацию ХАЭС-2 в середине следующего года, сообщил гендиректор станции. На данный момент отставание составляет уже 57 млн. грн., хотя в течение января в работы на втором блоке вложено 16 млн. грн.

Еще одним вариантом привлечения банковских финансов на достройку энергоблока является закупка банками оборудования у фирм-поставщиков и передача их станции в лизинг. По словам А.Смышляева, потребность станции в оборудовании, которое производит, например, чешская Skoda, составляет 12—15 млн. долл. Кроме того, по лизинговой схеме можно работать с отечественными поставщиками — кировоградским «Радием» и харьковским «Монолитом».

Приехали банкиры

В отличие от январской встречи энергетиков и финансистов, в этот раз банки были представлены высшим топ-менеджментом. На совещании присутствовали председатель правления Брокбизнесбанка Николай Лаврук, заместители председателей Эксимбанка и ПИБ соответственно Игорь Подолев и Тамара Шульженко, а также директор департамента Сбербанка Ирина Земцова. И.Подолев отметил, что наиболее целесообразной выглядит схема создания синдиката отечественных банков для разрешения проблемы финансирования, что понизит уровень рисков. Однако с выделением средств будут проблемы, пока станция не предоставит четко разработанный бизнес-план достройки блока и возвращения кредита. Неофициально один из банкиров сказал, что неплохо было бы государственной НАЭК «Энергоатом» получить согласие правительства о предоставлении госгарантий возвращения кредита. Пожалуй, это не новость для министра Минтопливэнерго, поскольку С.Ермилов предложил банкирам подготовить предложения, на какие преференции со стороны правительства они рассчитывают, чтобы максимально быстро принять решение о выделении средств.

Восточный фронт — как всегда с опозданием

Появление на совещании посла ЕК в Украине Норбера Жустена и советника посольства Франции (председательствует в ЕС) Катрин Гардаво довольно знаковое. После первой встречи энергетиков и банкиров, где было задекларировано, что блоки будут достраиваться за отечественные средства, ЕК и G-7, желавшие заработать 1,48 млрд. долл. на достройке блоков в Ривном и Хмельницком, решили проверить, серьезно ли это. Оказалось, что да. С.Ермилов, например, сказал, что у других стран «пока есть шанс» хотя бы частично принять участие в реализации проекта и «хотя бы частично» выполнить свои обязательства, зафиксированные в Меморандуме о взаимопонимании, которым предусмотрено закрытие Чернобыльской АЭС и финансирование Западом компенсирующих мощностей.

Естественно, посол Н.Жустен самостоятельно не решает вопросы финансирования блоков, поэтому его выступление свелось к тому, что в проекте ХАЭС/РАЭС «заинтересована Европа», «мы хотим оказать помощь» при условии, что блоки будут соответствовать самому высокому уровню безопасности. Он ничего не обещал, а скорее присматривался к процессам, происходящим на атомных станциях и вокруг них. Нужно ведь что-то посоветовать ЕБРР...

Справка: в декабре 1995 года между Украиной, Комиссией ЕС и правительствами стран «большой семерки» был подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий закрытие до 2000 года Чернобыльской АЭС. Со своей стороны, Запад обязался предоставить гранты на разрешение проблем, связанных с закрытием станции, а также выделить кредит на создание компенсирующих ЧАЭС мощностей (2 ГВт). Украина решила, что необходимо достроить два энергоблока на Хмельницкой и Ривненской АЭС ВВЭР-1000 (водо-водяной энергетический реактор мощностью 1000 МВт).

Есть топливо — есть покой

Еще одной существенной статьей затрат на запуск энергоблока является закупка ядерного топлива. Но эта проблема практически решена: существует принципиальная договоренность с российским ЗАО «ТВЭЛ» о поставках топлива в виде товарного кредита. Ожидается, что топливо поступит весной 2004 года, физический запуск реактора состоится в июне, а промышленная эксплуатация энергоблока начнется в октябре—ноябре.

Справка: ежегодно Украина расходует около 150 млн. долл. на закупку топлива для своих четырех АЭС (13 энергоблоков). Причем перегружается лишь треть топлива в активной зоне реактора. Первая полная загрузка блока ХАЭС будет стоить около $50 млн.

То есть Украина, кажется, уже полностью распланировала свои действия и не связывает график работ на Хмельницкой и Ривненской станциях с западными финансистами, как это было в прежние годы. За семь лет «Энергоатом» уже устал выполнять всевозможные условия, связанные с предоставлением кредита. Сейчас проблема предоставления кредита рассматривается в тандеме с приватизацией облэнерго. Хотя какое отношение имеет генерирующая компания НАЭК «Энергоатом» к государственному решению о продаже энергопоставляющих компаний? И еще один момент, который изучают западные «аналитики»: финансово-энергетическое обоснование проекта целесообразности достройки. Отечественные специалисты удивляются: неужели не ясно, что электроэнергия АЭС, втрое-вчетверо более дешевая, чем выработанная на ТЭС, будет высоколиквидной продукцией на энергорынке Украины?

В связи с решительностью Украины непременно достроить энергоблоки на ХАЭС и РАЭС журналисты поинтересовались у А.Смышляева, не пожелают ли банкиры Запада вскочить «в последний вагон» поезда финансирования блоков? Гендиректор ответил, что подобной возможности не исключает. Однако специалисты начинают сомневаться: нужна ли такая помощь? Не слишком ли с ней тянули?

Действительно, Украина еще не определилась окончательно с достройкой этих энергоблоков на ХАЭС. Но в связи с ростом экономики все же придется вводить в строй дополнительные мощности. Однако достройка энергоблоков снова актуализирует проблему отработанного ядерного топлива. Украина и так имеет определенные финансовые хлопоты с 13 действующими энергоблоками. Сейчас мы вывозим отработанные ТВЭЛы в Красноярск за немалую сумму. Ежегодно НАЭК «Энергоатом» отправляет к РФ топлива примерно на 70 млн. долл. Пока на красноярском заводе «Маяк» его не перерабатывают. В будущем Украина может дополнительно получить тысячи тонн радиоактивных отходов...