UA / RU
Поддержать ZN.ua

Короли и шуты-2: как платят налоги сети АЗС в 2021 году

Автор: Сергей Куюн

Президент, правительство и нардепы не устают заявлять о необходимости мобилизации налогов. На переднем плане детенизация рынков подакцизных товаров: алкоголя, табака и топлива. По разным оценкам, потенциал этой программы — 50–100 млрд грн. Несмотря на такой «приз», системная работа пока не получается. Во всяком случае на топливном рынке. Здесь продолжают гнать фальсификат нелегальные мини-НПЗ, через границу идут безакцизные октаноповышающие растворители, пыхтят подзаборные АЗС, а на вполне благообразных заправках выдают «левые» чеки (а то и вовсе ничего не выдают). Эту вакханалию в полной мере демонстрируют промежуточные результаты по уплате налогов крупнейшими розничными сетями в 2021 году. Налоговые показатели разнятся в разы! Впрочем, это можно считать успехом, в 2020-м это были десятки раз…

Предыдущий материал с «налоговыми» результатами розничных сетей за 2020 год, опубликованными проектом «РЕЙТИНГ. Бизнес в официальных цифрах», возымел эффект разорвавшейся бомбы, причем как на рынке, так и «наверху». Впервые все смогли понять, как все плохо.

Глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев на специальном заседании комитета совместно с руководством профильных контролирующих органов призвал налоговиков использовать приведенные в исследовании индикативы для оценки налоговой нагрузки на сети.

«Shell — 1,79 гривни на литр, ОККО — 1,32 гривни на литр. Motto — 25 копеек на литр. Avantage 7 — 8 копеек на литр… Все должны понимать, какая у нас налоговая нагрузка. Условно, если ОККО и Shell платят больше гривни, к ним вопросов нет... Но если это в разы меньше, все должны понимать, что надо или платить больше, или вы начнете ими заниматься», — обратился Гетманцев к фискалам 21 октября, приведя данные ZN.UA.

Налоговики уже получили подтверждение перспективности таких подходов. Осенние проверки показали, что в ряде случаев через кассовый аппарат пробивается лишь 10% от фактически отпущенного объема (налоговики предварительно оценивали его, проводя на АЗС так называемые хронометражи). Это значит, что с 90% топлива не будут уплачены НДС и налог на прибыль. Также надо понимать, что такие АЗС являются своеобразными банкоматами, превращающими безнал в кэш и питающими теневую экономику в массе отраслей.

Далее. Государственная налоговая служба выявила 594 АЗС (чуть меньше 10% от общего числа), на которых выручка от продажи топлива меньше, чем минимальные расходы на содержание станции. Эти заправки показывали суточный доход менее 5 тыс. грн, тогда как, по расчетам налоговиков, для безубыточной деятельности станциям необходимо 179 тыс. грн месячной выручки, или около 6 тыс. грн в сутки. В итоге за три месяца (с июня по сентябрь 2021 года) фискалы уменьшили количество малодоходных АЗС на 24%, а выручка от продажи топлива ими выросла вдвое. Оказывается, могут, если захотят!

Но до хэппи-энда еще очень далеко. Учитывая резонанс и важность темы, «Рейтинг» опубликовал оперативные данные об уплате налогов сетями АЗС за девять месяцев 2021 года. Это по-прежнему увлекательно.

На вершине…

Прежде всего отметим, что 9-месячный рейтинг включает в себя девять, а не десять крупнейших по количеству станций сетей, как мы рассматривали по итогам 2020 года. Из поля зрения выпала сеть Glusco, простаивавшая несколько месяцев из-за давления силовиков, поэтому картина по ней будет нетипична для отрасли.

Учитывая промежуточный характер 9-месячного рейтинга, сосредоточимся на наиболее информативном индикаторе, о котором говорил Д.Гетманцев, — на налоговой нагрузке на 1 литр (см. рис. 1).

Как и раньше, ровной картины здесь нет. У прошлогоднего лидера сети Shell показатель упал на 40%, с 1,79 до 1,07 грн/л. (Сравнение приведено с учетом результата компании «Альянс Ойл Украина» — эксклюзивного оптового поставщика топлива в сеть Shell, который, между тем, не входит в периметр ее бизнеса. Без учета налогов оптовика «литровый» результат в 2021 году сети опускается до 0,99 грн.) Среди видимых причин, которые могли вызвать такое пике, — снижение маржи вследствие введения госрегулирования (см. рис. 2) и дисконтная политика, ставшая в последнее время более агрессивной.

Похоже, четко отображает влияние госрегулирования динамика в ОККО: снижение на 7%, или на 9 коп./л, до 1,23 грн/л, — это лучший результат среди крупнейших топливных ритейлеров. В целом на примере ОККО видна глубина рассматриваемой проблемы: ее 413 АЗС принесли в бюджет 1,23 млрд грн, что больше, чем семь остальных участников турнирной таблицы — 1,17 млрд грн, суммарно владеющих 1597 АЗС (за вычетом Shell).

Между тем, несмотря на падение наценок, WOG нарастил «литровый» результат почти в полтора раза — с 0,54 до 0,74 грн — и вышел на третью строчку рейтинга. В компании отмечают, что из-за «нетопливной» специализации в рейтинг не вошли две производственные единицы группы — «ВОГ Кафе» и «Гелиос Дистрибьюшн» (поставка товаров для магазинов при АЗС), налоговый результат которых добавил бы еще около 5 коп./л.

Более чем в полтора раза — с 0,35 до 0,59 грн/л — «подросла» та небольшая часть сети группы «Приват» (412 из 1000 АЗС), которая попала в 200 крупнейших налогоплательщиков.

Тем самым «приватовцы» доросли до показателей сети AMIC (0,58 против 0,61 грн/л в прошлом году), которая единственная на рынке представлена одним юрлицом, что должно гарантировать минимизацию каких-либо манипуляций. Сравнительно низкий показатель AMIC объясняется двумя причинами. Первая: из-за накопленного в предыдущие периоды бухгалтерского убытка сеть не платит «живыми деньгами» налог на прибыль. Вторая причина: компания является крупным поставщиком авиатоплива, уходящего в крыле самолета на экспорт и тем самым уменьшающего общий налоговый результат на величину экспортного НДС. По расчетам «АМИК-Украина», с учетом этих факторов налоговая нагрузка на литр составила бы порядка 1 грн.

…и на дне

Нет особой логики и в нижней части первой девятки рейтинга, где расположились субъекты, часто торгующие непонятным топливом по минимальным ценам. Так, согласно данным Государственной экологической инспекции, в сетях Мotto, SUNOIL, «Укрпетроль» и «Брент Ойл» были зафиксированы нефтепродукты, не отвечающие требованиям стандартов. Ранее эти же сети вместе с БРСМ отличились в исследованиях бензинов А-92, А-95 и ДТ, проведенных Институтом потребительских экспертиз весной и летом 2021 года.

В центре внимания БРСМ — рост «литровой» нагрузки вдвое, с 16 до 31 коп. Похвально, но это вдвое ниже, чем у «Привата», и в четыре раза, чем у ОККО. Но давайте все же поддержим компанию Андрея Бибы: если БРСМ сохранит 9-месячный темп до конца года, то заплатит налогов вдвое больше, чем в 2020 году. Что разбудило совесть — регулярные обыски фискалов с арестами имущества или общественное порицание, неизвестно, да и не столь важно.

Аналогичный прирост у сети Avantage 7, удерживающей статус антилидера налогового рейтинга: по ней рост составил всего лишь с 8 до целых 15 коп./л. Теперь отставание от лидера рейтинга не 22 раза, а всего лишь 8 раз!

Остальные коллеги по «дискаунтерскому» цеху — Sun Oil и Motto — остались на прошлогодних мизерных позициях, хотя и выше Avantage 7. И за то спасибо…

***

Отсутствие системности в изменениях налоговой нагрузки говорит о том, что многие «короли бензоколонок» по-прежнему определяют ее на свое усмотрение. Одни ориентируется на закон, вторых жмут налоговики, а третьи «положили на все».

Но не замечать позитивной динамики тоже нельзя. В годовом исчислении можно ожидать прироста налогов по рассмотренным крупнейшим сетям в размере почти 400 млн грн, или порядка 15% от показателей 2020 года. Соответственно, весь рынок даст около 1,3 млрд грн. И это несмотря на резкое снижение розничной маржи после введения госрегулирования.

Есть куда расти и в дальнейшем. Наибольший потенциал хранят в себе сети дискаунтеров, которых более половины от общего числа станций в стране — около 3600 единиц. Для укрощения строптивых необходимо не только более пристальное внимание налоговиков к кассовой дисциплине, но и ликвидация нелегальных объемов топлива, которые зачастую реализуются «мимо кассы». Это в первую очередь остановка работы мини-НПЗ и барьеры на пути импортных топливных компонентов. Это уже осознали даже не совсем профильные государственные структуры, например, МВД, объявившее крестовый поход против бодяжников. Эффективность совместных усилий силовиков всех мастей должна проявиться в годовом рейтинге налогоплательщиков.

Больше статей Сергея Куюна читайте по ссылке.