Если мы хотим сохранить шансы на восстановление страны с помощью партнеров, нам надо отучить власть действовать так, как учат советские анекдоты. В одном из них персонажи мультфильма Чебурашка и крокодил Гена мстили пионерам, надевая каждому на голову железный люк с восклицанием «А вот его пилотка!».
Министерство энергетики Украины на прошлой неделе именно с таким восклицанием решило назначить нового руководителя газотранспортной системы. Заместитель министра Германа Галущенко Фарид Сафаров просто прислал письмо, где требует назначить руководителем своего коллегу — другого заместителя министра Николая Колесника.
У пионера есть и пилотка, и барабан, у Оператора газотранспортной системы Украины (ОГТСУ) есть наблюдательный совет, который управляет компанией, есть даже законы, запрещающие Николаю Колеснику занимать такую должность. Но мультяшным персонажам, руководящим отраслью, нужно доложить наверх об успешно надетом на голову иностранцам канализационном люке.
Казалось бы, в чем проблема, государственное предприятие, государство может делать все, что угодно? Ситуация несколько сложнее.
Не повторить ошибки Кирпы
Когда глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен на конференции о восстановлении Украины сказала, что «нет ничего невозможного для народа Украины», она имела в виду не совсем то, что услышало украинское правительство.
Никто не пообещал деньги на восстановление Украины без каких-либо условий. В той же речи глава ЕК намекнула: «Инвесторы должны быть убеждены, что деньги работают в интересах граждан». Это максимально прямой намек, который с дипломатического языка переводится «давайте не воровать деньги, потому что их вам никто тогда не даст».
Что такое «не воровать» в понимании европейцев и американцев? Как можно контролировать деньги на восстановление? Разными способами, один из них — непопулярная в Украине корпоративная реформа.
Немного о ее настоящей сути. Идея корпоратизации государственных предприятий не в том, чтобы платить бывшим депутатам зарплату за написание панегириков в соцсетях или западным пенсионерам за подписи под всем, что попросят. Суть в создании системы контроля над деньгами государственных предприятий, который осуществляют люди, дорожащие своей репутацией.
В Украине каждый менеджер хочет стать Георгием Кирпой. Не в той части, где он получил две пули в голову, а в повторении мифа о руководителе государственного предприятия, у которого есть и «Майбах», и улица его имени, и любовь людей, и много денег на счетах. И все это благодаря умелому руководству государственным имуществом.
В Украине каждая власть также хочет иметь своего Кирпу, — чтобы и ленты перерезал перед выборами, и правильные фонды наполнял при необходимости. А если совсем плохо, то по звонку направлял свободные деньги туда, куда требуется.
Система наполнения партийных и других карманов через прямые «договорняки» действует в Украине уже четверть столетия, и ею пользуются все президенты и правительства. И даже после двух революций она никуда не делась.
Одна проблема — европейцы и американцы не хотят за нее платить
Наши партнеры хотят, чтобы деньги, которые они выделяют для Украины, хоть как-то контролировались. Непублично партнеры дали понять, что никакого «дуже великого будівництваа» они не потерпят: гранты, кредиты и инвестиции пойдут в компании, работающие по понятным всем правилам.
Для контроля над государственными деньгами и придумали на Западе наблюдательные советы, которые не пропускают крупные платежи «по команде сверху», контролируют руководителей и их закупки, утверждают стратегии и отсекают от работы лыжных инструкторов под видом инвесторов.
Если история о Кирпе вам кажется древней, то вспомните о «Нафтогазе». Еще в прошлом году у него был наблюдательный совет, с независимыми иностранцами. Тогда у компании были и газ, и деньги на его покупку. Прошлым летом корпоративную реформу крупнейшего налогоплательщика в государстве поломали, и уже сегодня компания в дефолте и просит денег из мизерного бюджета, обескровленного войной.
И дело не в Коболеве или Витренко, — эти два парня, в конце концов, похожи и образованием, и миллионами на счетах. Дело в том, кто присматривал за их работой.
Член наблюдательного совета «Нафтогаза» Людо ван дер Хейден мог спокойно сказать Витренко: «Там, где ты учился, я преподавал», поскольку действительно был деканом лучшей школы экономики INSEAD. Когда Кабмин в одну ночь уволил наблюдательный совет НАКа, Людо был лаконичнее. «Думаю, что Витренко подчиняется лично правительству и президенту, а не правлению», — заявил он после увольнения.
Поиск денег на поле с граблями
Скандал со сломом корпоративного управления ничему не научил, в офисе президента эта история только подогрела аппетиты. Во время войны там придумали и провели через Верховную Раду законы, позволяющие увольнять и назначать кого угодно, прикрываясь «вопросами национальной безопасности».
И вот ровно через год после скандала с «Нафтогазом» власть пытается нахлобучить европейцам и американцам люк на голову снова. Назначить нового, удобного, руководителя ОГТСУ.
Трудно придумать более идиотский шаг в стране, которая зависит от иностранных кредиторов, борется с газовым шантажом России и пытается пройти отопительный сезон во время войны.
Во-первых, это открытый плевок в сторону иностранных партнеров. Письмо с требованием назначить заместителя министра энергетики поступило наблюдательному совету «Магистральных газопроводов Украины» (который контролирует ОГТСУ, — так решили во время анбандлинга) в тот же день, когда послы большой семерки выпустили заявление о необходимости восстановить независимый контроль над «Нафтогазом». И в тот же день, когда сам наблюдательный совет «Магистральных газопроводов» утвердил свое решение об избрании нового руководителя. Не Колесника, другого претендента, прошедшего все собеседования.
Ситуация будет восприниматься однозначно. Хотите наблюдательный совет в компанию-банкрота? Пожалуйста! Но мы поломаем корпоративное управление в компании, все еще зарабатывающей деньги.
Во-вторых, назначение руководителем Оператора ГТС заместителя министра энергетики нарушает Закон «О предотвращении коррупции», который четко утверждает, что ни одно лицо в течение года не должно принимать участия в руководстве организациями, на которые оно могло влиять, когда работало на государство.
Это еще один предохранитель от коррупции, заложенный во время реформ, — чтобы никто не формировал политику «под себя». С таким же нарушением в прошлом году назначали Юрия Витренко, что послужило причиной скандала и предписания Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) об отмене решения. Соответствующее письмо от НАПК уже даже пришло, и на этой неделе в агентстве попросили прояснить ситуацию.
Минэнерго еще больше ее запутало. Там официально заявили, что «изменили распределение полномочий заместителей». Проблема в том, что изменение полномочий не распространяется на весь прошлый год, а на протяжении этого года Колесник не мог «не влиять на газовый сектор». Хотя бы потому, что до назначения на должность заместителя Галущенко работал в директорате Минэнерго, где «обеспечивал формирование политики в нефтегазовом комплексе, взаимодействие с предприятиями нефтегазового комплекса, реализацию проектов по увеличению добычи газа, подписание соглашений о распределении продукции». На сайте министерства так и написано — чистая явка с повинной.
В-третьих, такое назначение превратится в риск для действующего контракта на транзит, который с боями подписывали с «Газпромом». Письмо о необходимости назначить Колесника подписал не сам Галущенко, а его заместитель Фарид Сафаров, который при этом является членом наблюдательного совета «Укрпочты». Той самой «Укрпочты», которая для чего-то получила лицензию на торговлю газом.
Национальный регулятор — Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, — пытался в обтекаемых формулировках объяснить министерству, что это не просто нарушение Закона «О рынке газа». Это ставит под угрозу сертификацию газотранспортной системы Украины. А значит, и контракт на транзит российского газа. Чего россияне только и ждут.
Реакции не было. В ответ на критику, уже начавшую разворачиваться в медиа, и на вопросы со стороны иностранных партнеров Фарид Сафаров наспех подготовил письмо посольствам, где на нескольких страницах рассказал о необходимости реформы ОГТСУ, о наполеоновских планах проведения этой реформы (после отопительного сезона) и о необходимости срочно сменить менеджмент (против чего наблюдательный совет МГУ не выступал — даже нашел замену). И ни слова о противоречиях собственных предложений с законами.
Вводить посольства в заблуждение — такой себе ход с точки зрения эффективности и будущей карьеры. Но ведь люк нужно нахлобучить на голову.
Шахматка вместо объяснений
Зачем Министерству энергетики делать подобную глупость накануне отопительного сезона и переговоров о предоставлении финансовой помощи и так смело посылать к черту всех послов? Если отбросить мысль о сознательной российской диверсии, то остается единственный логический ответ.
В политику вернулись традиции «расписывания шахматки», когда ключевые назначения в правительство и на государственные предприятия раздают в офисе президента под конкретные обязательства.
Слухи о смене части правительства и руководства НАК «Нафтогаз Украины» ходят на рынке продолжительное время, это уже не вопрос «произойдет ли?», это вопрос «когда, наконец?». А объединение контроля над «Нафтогазом» и ОГТСУ — чрезвычайно лакомый кусок. Потому что при условии, когда в Украине все еще есть «дешевый» газ для населения, именно между этими двумя предприятиями происходит магия. «Дешевый» газ для населения иногда превращается в дорогой для химиков, бизнесов, предприятий. Главное — правильно договориться на заднем сидении нового «Бентли».
Видимо, в офисе президента и рассчитывают на то, что «быстро проведут все назначения», а уже потом начнут разговоры о том, как спасать страну. «Для украинцев нет ничего невозможного», — вспомнили там.
Еще в начале июля глава офиса Андрей Ермак демонстрировал, что понимает позицию партнеров. «Главными принципами использования средств, привлеченных на восстановление страны, должны стать прозрачность и доверие», — заявлял он на той же конференции в Лугано.
Уже через месяц власть усиливает недоверие и демонстрирует поведение, которое никак нельзя назвать прозрачностью. Наши международные партнеры изучили украинский политикум и понимают, что объяснений может быть два: или глава офиса президента лукавил и дал отмашку на постановку «правильных» людей, или это делают за спиной офиса, прикрываясь «высокими кабинетами».
Но мотивация Гены и Чебурашки из Министерства энергетики европейцев и американцев не интересует. Их интересуют результат и действенная корпоративная реформа. И время подождать у них, в отличие от нас с вами, есть.
Больше статей Николая Тесли читайте по ссылке.