Если спросить большинство киевлян, что они знают о городской энергокомпании «Киевэнерго», вряд ли они многое вспомнят. Разве что телеролики, призывающие экономить свет. Но, пожалуй, это незнание и является самой лестной оценкой для «Киевэнерго»: когда что-то работает хорошо — это всеми воспринимается само собой разумеющимся.
Вообще-то нынешний год для «Киевэнерго» юбилейный. Весной компания собирается отмечать свое 70-летие. Хотя с таким же успехом могла отметить и сто десятую годовщину — именно в 1890 году в Киеве заработала первая электростанция. Так что электрическому освещению города уже пошел второй век…
Итогом многолетних усилий энергетиков и стала нынешняя система тепло- и электроснабжения города, по величине — третья в мире… Ее уникальность в том, что в единый комплекс завязаны основные структуры энергообеспечения почти трехмиллионного города. «Киевэнерго» полностью обеспечивает город электроэнергией и на две трети теплом.
Комбинированное производство энергии и тепла резко снижает затраты на производство. А сосредоточение под единым управлением электрических и тепловых сетей позволило решить давнюю проблему энергетиков — совместить интересы производителей и продавцов электроэнергии. Именно на стыках производства тепла и электроэнергии и их распределения накапливаются основные проблемы Энергорынка. Применяемая же в Киеве система сразу повысила ответственность перед потребителем — теперь при любых сбоях сразу виден конкретный виновник. А значит, нет возможности «спихивать» проблемы друг на друга.
Фактически компания работает по принципу «от турбины до розетки». Другими словами, «Киевэнерго» не просто вырабатывает электроэнергию, но и само доводит ее до конечного покупателя. В мире это называется «вертикально интегрированная компания». Кстати, для обеспечения неразрывной цепочки реализации тепла компания приняла на себя и тепловые распределительные сети. С одной стороны, вместе с этим она получила целый ворох проблем, так как возникла необходимость эксплуатации, ремонта сотен километров труб, десятков котелен. Но зато удалось замкнуть технологическую цепочку производство — распределение.
Этот принцип с честью прошел испытание самым жестким экзаменатором — рынком. Киев остается единственным крупным городом в Украине, где все категории потребителей обеспечиваются устойчивым энергоснабжением, как, впрочем, и подобает столице. И если жителю Харькова или Одессы не требуется пояснять, что такое массовые отключения электроэнергии, то киевляне таким опытом, к счастью, не богаты.
Эффективность применяемой системы получила признание и на международном уровне. Так, Всемирный банк после двухлетнего изучения опыта работы «Киевэнерго» принял решение о финансировании «Проекта реабилитации и расширения системы централизованного теплоснабжения г. Киева». Реализация проекта стоимостью в 250 млн. долл. рассчитана на период с 1999-го по 2004 год. Будут заменены на новые предварительно теплоизолированные 90 километров труб, введены в строй новые котлы на районной котельной «Позняки», СТ-1, СТ-2. Все это позволит улучшить теплоснабжение в домах киевлян и одновременно повысить эффективность использования энергоресурсов. Только одна замена труб сэкономит на сокращении потерь свыше 5 млн. долл. в год. Финансирование проекта осуществляется на долгосрочной основе. 200 млн. долл. выделит Всемирный банк, а остальные средства — само «Киевэнерго». В настоящий момент это единственный в Украине действующий проект такого масштаба.
Интересно, что по ходу работы по проекту Всемирному банку пришлось радикально изменить свое представление об эффективности подобных систем. Если первоначально речь шла об установке микрокотельных на крышах домов, то специалистам «Киевэнерго» удалось доказать, что предлагаемая ими система централизованного теплоснабжения более эффективна.
Еще одним проектом, реализацию которого настойчиво проводит компания, стало увеличение имеющихся в ее распоряжении генерирующих мощностей. Речь идет о достройке блока №3 мощностью 250 МВт на расположенной на Троещине ТЭЦ-6. Для этого в тарифе компании заложена специальная надбавка, а полученные средства идут на строительно-монтажные работы. В настоящий момент начат монтаж турбины, а полностью работы будут завершены в 2003 году. На сегодня это единственный в Украине реально строящийся блок в тепловой энергетике…
Но, естественно, одними крупномасштабными техническими проектами дело не ограничивается. Ведется большая работа по повышению эффективности работы на существующих сетях, снижению потерь, экономии топлива. Ну и самое пристальное внимание уделяется производству и доставке потребителям электроэнергии и тепла. В принципе, система сбора платежей в городе самая эффективная в Украине, но, как считают специалисты, ее тоже можно усовершенствовать.
В частности, предполагается широкое внедрение новых видов счетчиков с предоплатой. Подобный счетчик позволяет потреблять электроэнергию только тогда, когда за нее предварительно оплачено. В первую очередь ими будут оснащаться киоски, рестораны, предприятия торговли. Ведется работа и по заключению договоров на поставку тепла и электроэнергии не с ЖЭКами, а с конкретными домовладельцами. Работа эта нелегкая, требующая серьезного изменения характера отношений. Но специалисты компании уже вплотную занялись ею: из 12 тысяч киевских домов около тысячи уже охвачены подобными договорами. Как ожидается, полностью такая работа будет завершена в течение пяти лет.
В общем, «Киевэнерго» имеет все возможности для устойчивого развития в ближайшие годы. Но для этого ему придется решить ряд проблем.
Как уже отмечалось, в состав компании входят две теплоэлектроцентрали. Так как приватизация ТЭЦ законодательно запрещена, то они, оставаясь в государственной собственности, управляются компанией. И в последнее время появились предложения о том, чтобы вывести их из ее состава…
На первый взгляд предложение, мягко говоря, странное — станции создавались именно для обслуживания Киева и технологически предназначены для обеспечения его теплом и светом. Так что от вывода станций из состава если что-то и изменится, так это направление финансовых потоков. Но, похоже, инициаторы идеи именно эту цель перед собой и ставят. Кстати, заодно планируется вывести из состава «Киевэнерго» и департамент энергосбыта. Т.е. компанию собираются сразу отсечь и от источников электроэнергии, и от источников финансирования. К чему это приведет, предположить нетрудно. Одной из особенностей «Киевэнерго» является практически полное отсутствие бартерных и вексельных схем расчетов. Расчеты производятся или в денежной форме, или путем использования векселей госказначейства.
Нельзя сказать, что такая политика удается на все 100%, в городе много должников за энергию, в основном это горводоканал и прочие предприятия коммунального хозяйства. Но в целом курс выдерживается жестко весь период существования компании. А раз нет вексельных расчетов, значит, нет и сопутствующих им дисконтов. И это в стране, где всевозможные бартерно-зачетные схемы стали нормой жизни. Ряд экспертов выдвигают довольно циничную версию происходящего. Некоторые из крупнейших специалистов по проведению зачетов очень озаботились ликвидацией подобного перекоса. «Киевэнерго» они при этом в упор не видят, зато их очень тянет финансовый поток мощностью в 80—100 млн. грн. в месяц. Оседлав его на полгодика и запустив в финансовый поток векселя, можно очень славно погреть руки, благо опыт уже накоплен колоссальный…
Правда, при этом возникает несколько маленьких нюансов. Во-первых, практически автоматически прекращается финансирование проекта Всемирным банком — он выделялся именно под существующую структуру компании и в условиях его предоставления записано, что в период реализации проекта не будут проводиться изменения, ухудшающие условия работы компании. Так как предлагаемый вариант однозначно ухудшит сбор средств, то это может дать основание для пересмотра условий финансирования этого проекта.
Нетрудно представить и то, что произойдет со станциями. Сейчас они работают в составе «Киевэнерго» и вопросами обеспечения топливом компания занимается самостоятельно. Расчеты за топливо и отпускаемую электроэнергию тоже ведутся внутри компании. Кстати, делается это в полном соответствии с законом об электроэнергетике. После выхода станций из состава компании расчеты будут идти через Энергорынок, где доля денежных платежей колеблется в пределах 20—25%, остальное — или неплатежи, или уже упомянутый бартер. А бартерные цены имеют милую особенность — они раза в полтора выше «денежных» цен. Станции очень быстро потеряют все оборотные средства и нарастят долги, оказавшись в полной зависимости по поставкам топлива от всякого рода давальцев. Если сейчас «Киевэнерго», имея репутацию платежеспособного покупателя, может жестко торговаться, добиваясь снижения цен, то тогда ТЭЦ будут брать, что и почем дают.
Между тем, «Киевэнерго» удалось заключить контракты на 2000 год, заложив цену (включая расходы на транспортировку и НДС) на 25—30% дешевле даже относительно недорогого «итеровского» газа. Причина скидок банальна — «Киевэнерго» верят. Кстати, в прошлом году компания рассчиталась за поставки газа на… 130%. Тем самым удалось погасить часть долгов, образовавшихся в результате резкого курсового скачка 1998 года. Тогда цена газа была зафиксирована в долларах, а потребители платили в гривнях. И когда всего за пару месяцев курс доллара почти удвоился, а цены на тепло и энергию остались почти на месте, образовался большой долг. Теперь его приходится гасить… Этот болезненный урок компания учла, и с тех пор контрактные цены фиксируются в национальной валюте. Впрочем, если изначально планировать, что долги погашаться не будут, то тогда действительно газ можно брать по любой цене. Пусть даже и по 120 долларов.
Однако в «Киевэнерго» существует еще один нюанс. Если посмотреть на работающие станции, то нетрудно заметить, что у них очень белый дым. Такая экологическая чистота объясняется просто: на станциях не используется уголь.
Все шесть энергоблоков «Киевэнерго» работают на газе и мазуте. Причем когда по каким-то причинам сокращаются поставки газа (как не раз бывало нынешней зимой), станции переходят на мазут, который на украинские электростанции поставляют только за «живые» деньги. Так как в энергосистеме ими и не пахнет, большинство генерирующих компаний имеют мазут в совершенно мизерных размерах. Сейчас за год потребляется меньше мазута, чем десять лет назад — за неделю. А вот «Киевэнерго» регулярно и на 100% расплачивалось за него. В итоге оно имеет возможность использовать его, а также выбирать поставщиков и договариваться об условиях оплаты… В частности, в прошлом году рассрочка платежей составляла год. И даже сейчас, во время топливного кризиса, компания договаривается с поставщиками о полугодичной рассрочке платежей. Но все это возможно только потому, что у компании есть деньги.
После же того, как ТЭЦ вытолкнут на «вольные хлеба», а точнее — на «дикий рынок», имеющиеся запасы мазута быстро сработают, а на их пополнение новых средств не будет. А значит, компенсировать периодические снижения давления газа в трубе можно будет популярным в Украине способом — отключать энергоподачу потребителям. Примером подобной практики может послужить Харьковская ТЭЦ №5, самая новая в стране. В трех десятках километров от нее находится газовое месторождение. Однако генерацию и сбыт обеспечивают разные компании. Как следствие — недостаток средств на закупку топлива. Поэтому из трех энергоблоков работают два и в городе, крупном промышленном центре, постоянные веерные отключения — уже норма жизни.
Кстати, в случае реализации предложенного варианта отключения в столице начнутся и по другой причине. Сейчас станции работают практически на полную мощность и обеспечивают потребности города (примерно 1—1,1 млн. кВт). При этом излишки электроэнергии поставляются на Энергорынок, который за поставки платит крайне нерегулярно. Его долг перед «Киевэнерго», составлявший в начале года 24 млн. грн., уже перевалил за 77 млн. грн.
Если же на ТЭЦ возникнут проблемы с топливом, то Киев из энергоизбыточного района превратится в дефицитный и тоже начнет «тянуть» электроэнергию из системы. А там ее, лишней, и так нет. Следующая зима по топливообеспечению ожидается сложнее минувшей.
Вряд ли столь «светлая» перспектива порадует киевлян. Да и государству, наверное, небезразлично, есть ли свет в его столице. Хотя справедливости ради отметим, что подобные отключения коснутся все же не всех. Жители некоторых домов имеют многократное резервирование энергоснабжения, а ряд киевлян на вексельных дисконтах заработают вполне достаточно средств, чтобы обеспечить устойчивое автономное энергоснабжение в собственных квартирах… Впрочем, сомнительно, что подобный расклад успокоит остальных киевлян.
Однако большинство экспертов скептически относятся к судьбе проталкиваемого прожекта. Все-таки мало верится, что международную репутацию столицы и интересы миллионов киевлян разменяют в угоду узкой группы лиц. Так что «Киевэнерго» и дальше будет работать на благо города. А идея его разделения, скорее всего, так и останется в чьих-то бумагах. Кажется, уже достаточно поэкспериментировали на людях.