UA / RU
Поддержать ZN.ua

Какими должны быть климатические амбиции украинской энергетики и промышленности

«Промышленные» преграды климатической адаптации Украины

Авторы: Анастасия Загоруйчик, Евгения Засядько

Экономические убытки от изменения климата во всем мире оценивают в размере от 544 трлн долл. США. Ближайшие десять лет правительства стран будут концентрироваться на вопросе экологизации всех сфер жизни и на уменьшении выбросов парниковых газов. Президент США Джо Байден убежден, что борьба с изменением климата предоставляет широкие возможности для экономического развития, в частности для создания высокооплачиваемых рабочих мест. А Евросоюз планирует израсходовать 1 трлн евро на борьбу с изменением климата в рамках Европейского зеленого курса.

Украина до сих пор тратила деньги лишь на компенсацию последствий, к которым привело изменение климата, а не на предотвращение причин. За последствия масштабных прошлогодних пожаров нам пришлось заплатить 400 млн грн. Из-за наводнений на Западе страны — 750 млн грн. Кроме пожаров и наводнений, значительная часть — это засухи, из-за которых в прошлом году сельское хозяйство по всей территории страны потеряло от 2 до 10% озимых культур. В целом убытки составили 29,3 млрд грн.

Что именно должно сделать украинское правительство, чтобы эффективно бороться с изменением климата и адаптироваться к климатическим изменениям с целью не допустить критической ситуации?

О климатических амбициях Украины

Для противодействия изменению климата 196 стран мира подписали Парижское климатическое соглашение, в том числе и Украина. В рамках этого соглашения каждая из стран обязалась не допустить повышения глобальной среднегодовой температуры на планете к 2100 году более чем на 2 градуса от доиндустриального уровня. Также стороны намерены сделать все возможное, чтобы удержать потепление в пределах 1,5 градуса по Цельсию. Важной частью соглашения является Национально определенный взнос (НОВ). Каждая страна определяет для себя цель по снижению выбросов парниковых газов и должна двигаться в этом направлении. Каждые пять лет правительства стран должны пересматривать свои НОВ. Каждый следующий должен быть амбициознее предыдущего.

Сейчас Национально определенный взнос Украины к Парижскому соглашению говорит об обязательстве сократить выбросы CO2 до 40% от уровня 1990 года. Проект Второго НОВ повышает эту цель до 65%. По состоянию на 2019 год Украина уже сократила выбросы на 63% от уровня 1990 года, поэтому цель на следующие десять лет — сократить всего на 2%, что вполне реально и достижимо.

На Климатической конференции ООН в декабре 2020 года 75 мировых лидера объявили об обновлении обязательств по снижению выбросов парниковых газов. Так, Европейский Союз увеличил НОВ до 55% от уровня 1990 года к 2030-му. После возврата США в Парижское соглашение их новый взнос составит 50–52% от уровня 2005 года к 2030-му. Даже Си Цзиньпин заявил о цели уменьшить выбросы на 65%, хотя в Китае промышленность обеспечивает 46,5% ВВП страны.

В целом НОВ охватывает почти все секторы экономики страны. Мы рассмотрим самые углеродоемкие — промышленность и энергетику.

Энергетика и промышленность влияют на изменение климата в наибольшей степени

В Украине выбросы парниковых газов в секторе энергетики в 2019 году составляли 219 174 млн тонн. На нее в общих выбросах парниковых газов страны приходится 66%. Сектор промышленности занимает второе место после энергетики, его доля в общих выбросах составила 17%.

Опубликованный Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов проект НОВ2 был подвергнут критике со стороны бизнеса. В письме Федерации работодателей Украины к премьер-министру Денису Шмыгалю и на тот момент министру экономики Игорю Петрашко указано, что предложения Минприроды снизить выбросы парниковых газов к 2030 году на 65% «несут чрезвычайно большую угрозу как для инвестиционной среды, так и для действующих промышленных предприятий Украины, которые могут оказаться под угрозой закрытия».

Но Федерация работодателей не рассматривает аспекты сокращения выбросов как возможности для бизнеса. Если промышленность не начнет модернизироваться сейчас, то она просто потеряет свою конкурентоспособность на международном рынке. Энергетический сектор уже давно исчерпан и не соответствует никаким европейским стандартам. Наши ТЭЦ и ТЭС, выполняющие стратегически важные функции — обеспечения городов электричеством и теплом, были построены в середине прошлого века и могут в любой момент выйти из строя. Это уже происходит. Недавно Запорожская ТЭС полностью отключилась от энергосистемы из-за замыкания на подстанции «Луч» «Запорожьеоблэнерго», оставив без света несколько населенных пунктов.

Министр-советник ЕС Торстен Уоллерт на комитетских слушаниях в феврале выразил следующую позицию о состоянии украинской энергосистемы: «Мы видим сейчас старые неэффективные, не очень надежные угольные станции. Мы наблюдаем все больше аварийных отключений. Следовательно, нужен серьезный толчок к модернизации».

Отдельным стимулом для сокращения выбросов парниковых газов и углеродоемкости нашей продукции будет налог ЕС на углеродоемкие товары (Carbon border adjustment mechanism, CBAM). Европейский Союз введет этот регуляторный механизм для стимулирования других стран-партнеров к противодействию изменению климата. В 2019 году экспорт Украины в ЕС составил 21,1 млрд евро. Треть от этой суммы потенциально будет подпадать под CBAM, если производство продукта и в дальнейшем будет генерировать СО2. Продолжать производить товары на устаревших и грязных предприятиях будет просто экономически невыгодно.

В этом контексте надо вспомнить Национальный план сокращения выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ), который Украина как член Энергетического сообщества обязалась реализовать. НПСВ — это план по модернизации энергоблоков ТЭС и ТЭЦ. Большинство из них исчерпали период своей эксплуатации, но продолжают работать на всех мощностях. Из-за невыполнения этих обязательств Украину могут ожидать санкции. Такие прецеденты уже были в Боснии и Герцеговине, а также в Сербии.

Реализация НПСВ также важна для улучшения качества воздуха. Чистый воздух влияет на ожидаемую продолжительность жизни. У нас она намного ниже, чем в Европе, — 72 года. В Испании — 83 года, а у наших соседей словаков — 77. Отказ от экомодернизации и экологическая ситуация в стране в целом забирают у нас десятки лет жизни.

Как и энергетическая система, большинство промышленных предприятий достались нам в наследство от Советского Союза. Даже несмотря на то, что НОВ должно определять только сокращение выбросов для промышленности, предусмотрено увеличение выбросов от уровня 2018 года с 75 млн до 89 млн тонн в 2030 году. Выбросы будут увеличиваться за счет ежегодного экономического роста на 3,8%. Но без мер, предусмотренных в НОВ, выбросы могут вырасти не на 16%, а на все 46%.

Шаги для борьбы с изменением климата

Основные меры по уменьшению выбросов парниковых газов в секторах энергетики и промышленности — закрытие угольных ТЭС, увеличение доли возобновляемых источников энергии и модернизация предприятий до лучших доступных технологий и методов управления (ЛДТМ).

Последнее предусмотрено законопроектом №4167 «О промышленном загрязнении», который находится в парламенте с сентября 2020 года. ЛДТМ — это эталон того, как должно функционировать европейское, экологически безопасное предприятие.

Отказ от угольных ТЭС позволит развиваться в Украине безуглеродной электроэнергии. По результатам моделирования, выполненного по заказу Фонда им. Гейнриха Бёлля в Украине, целевая структура производства электроэнергии в 2030 году будет следующей: ВИЭ — 58%; АЭС — 15; газовые ТЭЦ, ТЭС (модернизованные) и новые маневровые газопоршневые станции (вместе) — 22, угольные ТЭС — 5%. В случае реализации мер, предусмотренных НОВ2, такая картина вполне возможна. Еще одним фактором является выполнение НПСВ в установленные сроки. Каких-либо переносов сроков нельзя допускать.

Солнечные панели, ветровые турбины, геотермальная энергия, накопители электроэнергии — это уже работает в других странах. Нам не надо выдумывать велосипед, чтобы избавиться от грязных угольных станций. В США, например, сегодня дешевле построить новые солнечные и ветровые электростанции, чем эксплуатировать почти 80% действующих угольных генераторов. Германия готовится отказаться от потребления угля к 2038 году, Великобритания — к 2025-му, Франция — к 2022-му, Греция — к 2028-му, Венгрия — к 2030 году.

НОВ2 прогнозирует общий объем инвестиций в сектор тепловой и электроэнергетики в сумме 26 млрд евро, в сектор промышленности — 37 млрд евро на протяжении 2021–2030 годов. Одним из самых распространенных механизмов стимулирования предприятий к экомодернизации является налог на выбросы углерода. В Украине он один из самых низких в мире — 10 грн/тонна, и только для объектов, выбрасывающих более 500 тонн СО2. А в европейских странах действуют намного более высокие налоги на углекислый газ, в среднем — 30 евро/тонна.

Для снижения выбросов парниковых газов на 65% к 2030 году и правительство Украины, и бизнес должны работать слаженно: искать инновационные решения, международные кредиты под невысокие проценты, компенсаторные механизмы, использовать опыт других стран. Сейчас крупнейшие международные партнеры Украины утвердили правила поддержки только для проектов, соответствующих целям Парижского соглашения и принципам безуглеродного и устойчивого развития. Поэтому наши цели в плане экономического развития должны полностью коррелировать с европейскими.

Итак, Национально определенный взнос на уровне 65% — хороший первый шаг готовности Украины для внутренних игроков и международного сообщества уменьшать выбросы парниковых газов, промышленного загрязнения и модернизировать украинское производство и энергетику до европейских стандартов. Пора представителям бизнеса и всем, кто против, понять: модернизация устаревшей промышленности и энергетики в Украине улучшит инвестиционную среду и не скажется негативно на экономическом развитии в долгосрочной перспективе.