UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ

Вопросы, которые были заданы мной накануне профессионального праздника председателю Государстве...

Автор: Александр Иващенко

Вопросы, которые были заданы мной накануне профессионального праздника председателю Государственного таможенного комитета Украины Ю.Кравченко, сводились, в основном, к следующему: с чем пришла украинская таможня к своей годовщине? Чего удалось достичь? Какие проблемы сегодня более всего беспокоят сотрудников таможни, в том числе и главного таможенника Украины?

- Четыре года для государственного института это не очень-то много, но уже и не мало, - говорит Юрий Федорович. - Можно действительно говорить о каком-то пути, пройденном системой, о каких-то приобретенных ею качествах.

«В наследство» от бывшего таможенного комитета Союза мы получили только западную границу - с уже имеющейся инфраструктурой и определенными традициями. Правда, и тут мы имели функции, будем говорить, представительские, делегированные центром и, сами понимаете, насколько урезанные. Эта вот усеченная система, включавшая также порты, и насчитывала две с половиной тысячи работников таможенных органов.

Поэтому, когда были приняты Декларация о независимости Украины, другие акты, подтверждавшие суверенитет страны, а впоследствии и решения на уровне Президента, Верховного Совета о создании Государственного таможенного комитета, то систему пришлось именно создавать - кропотливо, год за годом.

Сегодня она (а это 14,5 тысячи человек) представляет собой Государственный таможенный комитет с аппаратом в двести человек на вершине и ряд органов, которые замыкаются на восемь территориальных управлений. Последние еще в стадии формирования, поскольку решение об их создании было принято только в прошлом году. Далее идет 70 таможен территориальных и 268 таможенных постов, которые работают непосредственно на границе.

- Рост численности почти в шесть раз - впечатляет. Но это количество. Что можно сказать о качестве кадров?

- Немногим более 10 тысяч человек имеют стаж работы до двух лет. Отсюда и профессиональный уровень. Образовательный-то уровень как раз высок - более 70 процентов сотрудников имеют высшее образование. Вот только общее высшее образование не гарантирует должного выполнения обязанностей.

На сегодня имеется система переподготовки и подготовки кадров. Во-первых, это шесть региональных курсов первичной подготовки. С восьми вузами страны заключены соглашения о профильной подготовке таможенников.Вынашиваем идею создания собственного отраслевого института. Но это дело будущего.

Характеризуя качество кадров, я, языком спортсменов, мог бы сказать так: имеем большую сборную Украины, но команда эта пока «несыграна». Несыграна потому, что у ее членов разные представления, разная ментальность. И нет того основного, что любую команду объединяет, - той идеологии, на которую она должна работать. Вообще не люблю я этого слова - «идеология», но в данном случае другого синонима не подберу. Необходима таможенная идеология, которая бы определяла цели, стратегию, тактику решения задач, поставленных перед службой Президентом и правительством.

- И почему, на ваш взгляд, такая идеология отсутствует?

- Потому что жизнь сегодня неудержимо изменяется. Принятый в 1991 году Таможенный кодекс невероятно устарел, да и другие нормативные акты тоже. Это ведь другая эпоха, абсолютно другие представления, другие подходы и, что самое главное, совершенно иной экономический базис, где государственная собственность была абсолютом.

Сегодняшнее развитие экономических отношений, социальные, политические преобразования, в том числе изменения политического пейзажа в Европе и в мире ставят Украину перед необходимостью принятия законодательных нормативных актов, которые бы по-новому регулировали отношения между субъектами внешнеэкономической деятельности.

Судя по опыту наших зарубежных коллег, наиболее влиятельные института, работающие на государство, - это именно таможенная и налоговая службы. Ссылаясь опять же на опыт соседей, скажу, что эти службы в среднем обеспечивают от 20 до 40 процентов поступлений в бюджет для поддержки социальной сферы - образования, здравоохранения и других. В будущем эти службы и у нас будут формировать львиную часть доходов государства. Поэтому, я думаю, обустройство и развитие таможенной службы - это для государства перспектива такого характера: сегодня вложить, чтобы завтра взять.

- Так оно и происходит у нас?

- Увы, на сегодняшний день я этого сказать не могу. В прошлом году мы отдали в бюджет 6,5 триллиона, а нам выделили на развитие только около 8 процентов этой суммы. В этом году в казну отдано уже 10 триллионов карбованцев, а получили, к сожалению, всего 7 процентов. Это, знаете ли, психология бедного - забрать у всех все, что есть, и потом поделить на ту же армию голодных. Однако совершить чудо и накормить семью хлебами толпу страждущих мог только Иисус Христос. А в экономике чудес не бывает, и я убежден, что в нашем государстве так поступать нельзя.

Парадокс ситуации заключается еще и в том, что наша система - таможенная - не требует от государства инвестиций. Мы заработаем на себя сами и будем давать деньги государству, только дайте, пожалуйста, такой механизм регулирования, который бы оставлял часть на развитие самой системы.

Ан нет! В результате обеспеченность таможенников техническими средствами составляет 20 процентов. Более того - я могу привести конкретные цифры и данные - почти половина из 268 постов не только не может работать на экономику страны (учитывая проходящий через территорию Украины грузопоток), но и не имеет надежной телефонной связи! А это все экономика, это деньги. Речь идет о создании в Украине такого таможенного информационного поля, в котором четко можно было бы сказать: за прошлый год мы отследили 843 тысячи таможенных деклараций субъектов внешнеэкономической деятельности, в соответствии с указом Президента они должны делать отчисления в государственную казну. Делают ли? Сегодня, к сожалению, механизма отслеживания просто не существует.

Другая острейшая проблема - транзит. Украина - страна немаленькая. На Востоке заехал - и я не знаю, где этот транспорт с той же водкой или сигаретами ходит. Может, он уже проехал через страну, а может, и растаял на просторах Украины. Этим мы, во-первых, вредим собственному товаропроизводителю, а, во-вторых, лишаем государство положенных поступлений в бюджет.

Правда, есть на этот счет задание Президента, и мы уже работаем над введением акцизной марки, акцизной ленты, которые будут хоть как-то защищать страну от таких неуплат. В общем, будем стараться переводить «пиратский» транзит на цивилизованные рельсы.

Есть, кстати, и предложение ввести так называемую таможенную стражу для сопровождения транзитных грузов по территории страны. Это не наша выдумка, а опыт работы польских и российских коллег.

- Проблемы финансирования - общая боль всех бюджетных структур. Но есть, наверняка, еще и другие?

- А как же! На мой взгляд, одна из главнейших - и этот вопрос я уже сколько раз за последнее время поднимал перед правительством и перед Верховным Советом, - законодательная неурегулированность. Я хочу иметь четко определенные законом задачи своей службы. Определенные, повторяю, законом, а не какими-то там положениями и инструкциями.

Нынче таможенная служба реализовывает 12 из 23 правоохранительных функций. В том числе личный досмотр на границе - без санкций прокурора: это задекларировано в Таможенном кодексе. Таможенник вправе «перетрясти» вас довольно серьезно, если посчитает необходимым - и не несет никакой ответственности. Мы наделены также таким исключительным правом, как отчуждение личного имущества. При нарушении таможенных правил мы это имущество можем конфисковать. Это также очень острая мера, которая реализуется только таможней и судом. Мы ведем предварительное следствие в форме дознания.

А кроме того, согласно Указа Президента, таможенники борются с организованной преступностью, с преступностью экономической, с контрабандой, наркобизнесом, нелегальной миграцией и т.д. Даже оружие имеют право носить и применять согласно постановлению Кабмина, но посмотрите какая у таможенника социальная защищенность!

Это просто нормальный, рядовой гражданин, регулирующий свою деятельность нормами трудового права. И никаких социальных гарантий для него самого или его семьи, как для работника правоохранительных органов, не существует.

А что уж говорить о материальном обеспечении сотрудников... Средняя заработная плата таможенника - 5 миллионов, и это с учетом премий и прочих выплат. Но, принимая по внимание то, что Украину разворовывают уже на протяжении четырех лет, где же это мне, простите пожалуйста, найти столько кристально чистых и твердых, как сталь, людей, которые бы сказали: «Не суйте мне свои доллары зеленые, мне государство дает мои пять миллионов украинских карбованцев, и я буду стоять на защите своего государства»...

А пока только в прошлом году 70 человек привлечено к ответственности за взяточничество, да в этом году уже 23 человека. Я лично уволил за различные нарушения 30 человек руководящего состава, в основном руководителей таможен. Вот и выходит, что, с одной стороны, мы хотим иметь цивилизованную, надежную таможню, которая бы достойно представляла государство на его границах. С другой - нет социальной, правовой защиты, отсутствуют нормальные правовые нормы и гарантии, которые бы регулировали ее деятельность. Бросая людей на передний край, мы еще и требуем: «Ты же смотри, веди себя нормально»...

- Любопытная получается ситуация: таможенники ропщут на законодательную неурегулированность, клиенты - на таможенников...

- А как не роптать, если на сегодняшний день для пересечения границы - украино-российской или западной, неважно, - субъект внешнеэкономической деятельности должен подать 21 документ! Вы только представьте себе - каково пройти по этим кругам ада, набрать кучу справок. Причем хочу заметить: таможня требует только четыре документа - товаросопроводительный, таможенную декларацию, справку банка о предоплате и контракт. Все остальное «натворили» отраслевые министерства - все они хотят хоть какую-нибудь справку выдавать - будь то разрешение, лицензия, квота и т.п. И все это еще и закреплено постановлением Кабмина. Какой-то одной справки не хватает - таможенник говорит: «Я не могу пропустить, не положено...» Кто плохой? Таможенник плохой!

Я не хочу огульно отбрасывать то, что было, но отдаю себе отчет в том, что жизнь идет вперед, и за ней нужно успевать. Особенно в части реформирования правовой надстройки нашими государственными институтами. Тогда не будет «тромбов», возникающих на границах.

- Как раз по поводу приграничных пробок особенно много недовольства. И таможню среди их виновников кое-кто считает далеко не последней...

- Очереди возникают не только по вине таможенников. Я уже показывал механику создания «бумажной карусели», но ведь есть и другие проблемы, которые не позволяют нам сегодня подходить дифференцированно к пассажиро- и грузопотоку. Взять хотя бы ширину дорожного полотна, рассчитанную только на двухрядное движение. Как тут не быть пробкам!

Надо сказать, в этом плане мы тоже кое-что уже сделали. Например, в этом году ввели в Ягодине переход железнодорожный - там есть вполне приличное помещение с инфраструктурой для таможни, в Одессе ввели прекрасную таможню. Так что работа продвигается, но в постановлении правительства записано: «за счет бюджетных источников финансирования». А в бюджете вообще никаких источников нет. Поэтому сегодня возникает проблема, как привлечь к обустройству границы средства не бюджетные, а частные.

- Работая на границе, таможенники постоянно контактируют с зарубежными коллегами. Налаживается ли с ними взаимодействие?

- Неплохо развивается сотрудничество с соседями ближними. С Молдовой у нас организован совместный таможенный досмотр, что позволяет избежать на границе «тромбов». С россиянами прекрасное взаимодействие в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, контрабандой, абсолютно никаких противоречий не возникает. Вместе с ними и совместно с пограничниками мы организовываем рейды и акции, чтобы хоть как-то влиять на ситуацию вне границ таможенного контроля (а ситуация серьезная, если учесть, что только на украино-российской границе больше тысячи объездных дорог). Например, только в ходе одной акции «Заслон-94» совместно с россиянами задержали 590 тонн цветных и черных металлов, более 100 килограммов наркотических веществ.

Неплохие отношения складываются со странами Балтии - с Латвией, Эстонией, Литвой подписаны договора. Завязываются отношения с Израилем, США. Они нам оказывают интеллектуальную и обещают материальную помощь. Иначе нельзя - если мы хотим быть цивилизованным государством, мы должны шагать в ногу вместе со всеми, строить не «колючую», а цивилизованную границу.