UA / RU
Поддержать ZN.ua

Израильский Чернобыль

Известие о намерениях командования тыла Израиля обеспечить жителей «димоновской» зоны таблетками, содержащими йод, возымело действие разорвавшейся в Сдероте ракеты «Кассам»...

Автор: Светлана Белоус

Известие о намерениях командования тыла Израиля обеспечить жителей «димоновской» зоны таблетками, содержащими йод, возымело действие разорвавшейся в Сдероте ракеты «Кассам». После долгих, почти двухлетних обсуждений проблемы защиты населения от радиации ответственные лица пришли к выводу, что на случай аварии на одном из двух действующих израильских ядерных реакторов будет лучше, если защитными препаратами запастись заблаговременно.

Решение было принято правительством по настоятельной рекомендации комиссии Армии обороны Израиля, Министерства безопасности и Комитета по атомной энергии. Вопрос напрашивается сам собой: что заставило руководство страны спустя столько лет (ядерный реактор в Димоне введен в эксплуатацию в 1959 году) вдруг обеспокоиться здоровьем своих граждан? Жили себе 100 тысяч израильтян в тридцатикилометровой зоне и не ведали, что чернобыльский синдром вновь зашевелится в душе болезненными воспоминаниями.

Тот апрельский день, когда произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, запомнился многим израильтянам яростным грозовым дождем и чувством панического страха. Не секрет, что активная репатриация в Израиль в 90-х годах из бывших стран СНГ так или иначе была связана с нежеланием людей жить на «пороховой бочке». Экологически чистая земля обетованная казалась тогда убежищем для души и тела. Пережившие Чернобыль взрослые и дети нуждались в вентиляции легких сухим соленым воздухом. Для астматиков и аллергиков таковым по праву считался неповторимый целебный климат в пустыне Негев близ Мертвого моря. Именно в этом месте, во многом благодаря русским евреям, вырос небольшой город Арад. И ничего, что на подъезде к нему бродят верблюды и кочуют бедуины, не беда, что нет ни капли пресной воды, зато есть море воды соленой и мертвой и воздух чист на краю Богом незабытой земли…

В Араде, как в оазисе, выстроились вдоль тенистых улиц симпатичные домики, в которых нашли себе убежище от радиации бывшие чернобыльцы. Много их здесь живет, так как город сплошь русско- и украиноговорящий. И невдомек было пионерам пустыни, что совсем неподалеку тихо жужжит под землей очередная «атомная угроза». А подумать было в самую пору. Бывает, иногда тряхнет в пять баллов каменную землю пустыни — Израиль совсем не застрахован от землетрясений и других природных катаклизмов. По данным сейсмических служб, реактор в Димоне построен на линии Сирийско-Африканского разлома, поэтому проблема его устойчивости действительно весьма остра. Недаром на вопрос — «выдержит ли ядерный реактор землетрясение?» бывший министр строительства Эфи Эйтам ответил: «…Этот вопрос не дает мне спать спокойно». К тому же, реактор в Димоне по мировым стандартам уже давно должен «выйти на пенсию», так как его возраст почти вдвое превысил положенные 25 лет.

Заговорили об этом только сейчас, и децибелы голосов заглушили на время привычные новости о готовящихся терактах и усовершенствованных коллективным террористическим разумом ракетах «Кассам». И здесь есть о чем серьезно задуматься. Если сегодня ракеты достигли свой цели в Сдероте, то, не приведи Господь, они могут достать и до купола ядерного центра. Казалось бы, нет уже Саддама Хусейна со своими «Скадами», и скоро должен состояться мир с палестинцами (после ухода евреев из сектора Газа), а таблетки почему-то раздавать начали, когда внешней угрозы вроде бы не существует. Вот народ и занервничал, забеспокоился и срочно потребовал у правительства Израиля разъяснений: не утаили ли от него важную информацию, как в былые времена скрывали чернобыльскую угрозу.

То, что доктор приписал

Заверения правительства в том, что причин для паники нет, равно как и данных о приближающемся ядерном апокалипсисе, почти успокоили расшатавшиеся нервы израильтян. Разъяснения звучали весьма убедительно. Несколько месяцев назад командование тылом проводило учения в лучших традициях гражданской обороны, где была смоделирована аварийная ситуация на ядерном реакторе. Вывод был сделан неутешительный: в случае настоящей трагедии военнослужащие не успеют раздать населению необходимый препарат. Действительно, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Очень скоро в двери жителей четырех расположенных в «димоновской» зоне городов постучатся солдаты, вооруженные спасительными аптечками. Теперь-то им точно нужно будет поторопиться: не исключено, что наученные горьким опытом чернобыльцы возьмут да и репатриируются куда подальше.

Но свято место пусто не бывает, и в окрестностях города Димона планируется воздвигнуть новый район для еврейских переселенцев из сектора Газа. Для истинных патриотов своей страны, отдаленно знакомых с чернобыльской проблемой, поменять одну «линию фронта» на другую — это дело чести. Кстати, доктор прописал таблетки «Логол» и жителям портовых городов Израиля, где часто швартуются американские атомные подводные лодки. Перестраховаться на всякий случай не помешает, так как «головной боли» от радиации в Израиле скоро будет значительно больше.

Израильские ассенизаторы чернобыльских отходов

Проблем, связанных с радиоактивными отходами, у Израиля появится действительно много, но это ничто по сравнению с капиталами, которые потекут в закрома родины и израильского бизнесмена Ицхака Шрема. Дело в том, что израильская компания Environmental Energy Resources (EER), которую он возглавляет, выиграла международный тендер на проведение дезактивации и захоронения радиоактивного чернобыльского мусора. Речь идет, судя по всему, об утилизации отходов с низкой степенью радиационного загрязнения. 500 тыс. тонн таких отходов будут утилизированы с использованием новейшей технологии, разработанной и проверенной EER. Очистительный завод в Шфараме после выхода на проектную мощность сможет утилизировать 1000 кг загрязненных отходов в час.

Справка. Environmental Energy Resources (EER) — международная акционерная компания. Около 38% ее акций принадлежат израильскому бизнесмену Моше Штерн; компания «Ордан Таасийот» владеет 20% акций; инвестиционная группа Шарм — Подим — Кальнер — 15,9%; японская и южнокорейская группы — 14% и 9% соответственно. ЕЕR тесно сотрудничает с Курчатовским институтом (Российская Федерация). Почетным председателем EER является президент института им.Курчатова академик Евгений Велихов.

Речь идет о проекте утилизации ядерных отходов именно на территории Израиля. С этой целью уже в скором времени предполагается ввести в эксплуатацию очистной завод в городе Шфарам (Галилея). Все формальности заключения договора завершены — компания EER подписала контракт с правительством Украины стоимостью 40 млн. долл. (первоначальная цена). В дальнейшем планируется ежегодно производить очистные работы на сумму 35 млн. долл. на протяжении 25 лет. К слову, все расходы по реализации проекта берет на себя Европейский Союз.

Реакции населения Израиля на это известие пока еще не последовало. Наверное, израильтяне по-прежнему больше опасаются терактов, чем ядерной радиации (солнечной радиации в Израиле, как известно, хоть отбавляй). В крайнем случае, раздадут всему народу спасительные таблетки.

«Ядерная гласность»

Накануне приезда в Израиль главы МАГАТЭ, египетского гражданина Мухаммеда Эль-Барадея, здесь вплотную занялись превращением Ближнего Востока в безъядерную зону, вне зависимости от того, признает Израиль существование у себя ядерного оружия или нет. Старенькие трудолюбивые реакторы в Димоне и Сореке есть — это факт, а 100 — 200 ядерных боеголовок, имеющихся, по оценкам МАГАТЭ, в Израиле, — не факт. Интересно, что Министерства по ядерной энергии в Израиле официально нет, а существует некий комитет (или комиссия) при канцелярии премьер-министра Ариэля Шарона — одна из самых засекреченных организаций в стране. Завесу секретности немного приподнял появившийся недавно интернет-сайт IAEC, на котором можно будет посмотреть фотографии ядерного центра в Димоне, из-за которых отсидел 18 лет в тюрьме «атомный шпион» Мордехай Вануну. Правда, их очень мало, а публикуемые изображения не дают даже приблизительного представления о масштабах атомного центра. Очень скупа и остальная информация, а иная совсем отсутствует. К примеру, сообщается, что комитет по атомной энергии возглавляет генеральный директор (фамилия отсутствует), который подчиняется непосредственно премьер-министру Израиля. Запуск «ядерного сайта» явно был приурочен к приезду главы МАГАТЭ в Израиль, дабы обеспечить большую гласность в отношении израильских атомных программ.

Тем не менее, Эль-Барадею разрешили посетить только один ядерный реактор «Сорек» на юге страны, а вот в Димону его решили не пускать. Глава МАГАТЭ на израильтян вовсе не обиделся и признался журналистам в России, что «…возможно, нам нужно начать параллельный диалог по обеспечению безопасности в зоне конфликта, проводя одновременно мирный процесс».

Другой бы спорил, а Израиль согласен с тем, что нужно избавить Ближний Восток от всех видов оружия массового поражения только с одним условием — после исчезновения угрозы существованию еврейского государства со стороны арабских и исламских стран. Словом, «сначала мир, потом стулья», а не наоборот. Ну а пока правительство страны вынуждено просчитывать все возможные варианты внутренней «радиоактивной угрозы».