UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Общественный интерес к проблемам национальной безопасности Украины и ее информационной сферы об...

Автор: Александр Белов

Общественный интерес к проблемам национальной безопасности Украины и ее информационной сферы общеизвестен, как известны и частые попытки объявить те или иные проблемы, разрешение которых требует спокойной и целенаправленной работы всех ветвей власти и управленческих структур, проблемами национальной безопасности и требовать при этом чрезвычайных мер по их решению.

Конец второго тысячелетия нашей эры знаменует не только конец очередного календарного периода, но и, как считают ведущие ученые, конец крупнейшего периода истории человечества, ощутившего исчерпанность подходов, верно служивших тысячи лет. Человечество стоит перед лицом целого ряда угроз, чреватых глобальной катастрофой, таких, как экологическая, демографическая, угроза всевозрастающего разрыва между глобальным Севером и Югом, а также многих других. Никогда еще круг проблем, стоящих перед обществом, не был таким всеобъемлющим, а традиционные подходы к формулировке ответов не вызывали столько обоснованной критики. Поиск ответов на вызовы истории ведется во всем мире и по всем направлениям. Масштабы грядущих изменений таковы, что можно утверждать: нас ждет глобальная перестройка во всех областях жизни. И это не смелая гипербола. Уже сегодня в жизни каждого человека произошли огромные изменения. Характерным примером является глобальная телекоммуникационная сеть Интернет.

Темп изменений, о которых идет речь, таков, что те, кто не успеют приспособиться к их ритму, рискуют остаться на обочине не только без шансов на успех, но и на более-менее сносное существование. Эта драматическая ситуация не могла не привести к резкому изменению взглядов на проблему обеспечения безопасности.

Функция обеспечения безопасности является основной функцией государства. Об этом ярко свидетельствует и то, что большинство известных теоретиков государства, начиная от Платона и Гоббса, заканчивая Марксом и Вебером, выводят генезис этого социального института именно из требований гарантирования безопасности. Изменялось общество и государство - изменялось и само понятие безопасности. От традиционной военной и политической оно расширилось, и ныне «Концепция (основы государственной политики) национальной безопасности», принятая Верховной Радой Украины в январе 1997 года, определяет как само понятие, так и восемь сфер обеспечения национальной безопасности. В частности, под национальной безопасностью будем понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Одной из сфер обеспечения национальной безопасности концепция определила информационную.

Безопасность тесно связана с понятием стабильности, неизменности, упорядоченности. Однако информационная сфера в современных условиях характеризуется ранее невиданной скоростью протекания важнейших процессов. И если употреблять понятие стабильность, то можно говорить лишь о стабильности изменений. Не будем упоминать о технологическом прогрессе (общеизвестный закон Мура гласит, что производительность процессоров удваивается каждые полтора года), удивительной представляется скорость общественных изменений (появление новых профессий, новых сообществ). Несложно отметить влияние изменений даже в языке - вспомним хотя бы виртуальную реальность. Действительно, современные информационные технологии переворачивают мир.

И что очень важно, процессы в информационной сфере служат зачастую катализатором для других социальных процессов. Поэтому информационная сфера представляет своего рода естественный полигон для нахождения и отработки новых приемов и методов, в том числе и в сфере обеспечения национальной безопасности. В этом кроется и опасность для дальнейшего развития общества: достижения в области обеспечения информационной безопасности могут быть использованы как на благо, так и во вред, например, для создания механизмов тоталитарного контроля, перед которыми могут померкнуть сцены антиутопий Дж. Оруэла и Е. Замятина.

Несложно убедиться, что пренебрежение требованиями информационной безопасности при обеспечении, например, военной безопасности стоило множества проигранных сражений и в конечном счете войн, гигантскими потерями и крахом государств. Примеры известны каждому, назовем лишь Перл-Харбор, когда неотлаженность механизма передачи информации из разведки в высшие органы государственной власти стоила США потери львиной доли Тихоокеанского военного флота.

Важнейшими угрозами национальным интересам нашей страны в информационной сфере законодатель определил:

невыверенность государственной политики и отсутствие необходимой инфраструктуры в информационной сфере;

замедленность вхождения Украины в мировое информационное пространство;

отсутствие у международного сообщества объективного представления об Украине;

информационная экспансия со стороны иных государств;

утечка информации, составляющей государственную и иную, предусмотренную законом, тайну, а также конфиденциальной информации, находящейся в собственности государства;

введение цензуры.

Обеспечение защищенности национальных интересов личности, общества и государства от этих и других угроз в информационной сфере и является целью деятельности по обеспечению информационной безопасности. Необходимо подчеркнуть, что именно такой порядок перечисления объектов обеспечения безопасности: личность, общество и государство является принципиальным.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности Украины осуществляется по следующим направлениям:

проведение комплексных мероприятий по защите своего информационного пространства и вхождению Украины в мировое информационное пространство;

выявление и устранение причин информационной дискриминации Украины;

устранение отрицательных факторов нарушения информационного пространства, информационной экспансии со стороны иных государств;

разработка и внедрение необходимых способов и режимов получения, сохранения, распространения и использования общественно значимой информации, создание развитой инфраструктуры в информационной сфере.

Сейчас в мире осуществляется проект создания Глобальной информационной инфраструктуры, составляющей которой должны стать осуществляемые в каждой стране проекты создания национальной информационной инфраструктуры. В самые ближайшие годы с запуском в действие спутниковых систем нового поколения Iridium, Teledesic, реализацией других амбициозных проектов в сфере телекоммуникаций радикальным образом изменится обстановка в этой области. Фактически речь идет о создании глобальных информационно-телекоммуникационных систем, которые, образно говоря, будут играть роль нервной системы нового мирового порядка. Сегодняшние возможности Internet очень отдаленно иллюстрируют ситуацию, которая возникнет в ближайшие годы.

Здесь нельзя не отметить и факт возрастания роли транснациональных информационных корпораций как субъектов международных отношений. Экономический и политический потенциал некоторых из них превосходит возможности большинства государств. Показателен пример Microsoft, которая со своими 500 миллиардами долларов превосходит экономические показатели Испании. Если Украина не сможет войти в мировую информационно-телекоммуникационную систему в качестве самостоятельного игрока, то независимость и суверенитет нашего государства станет проблематичным вопросом.

Украина находится еще на начальной стадии развития информационной сферы. В нашей стране в области связи занято немногим более 300 тыс. человек, или около 2% работающего населения, тем не менее доход от телекоммуникаций составляет до 10% бюджета Украины. В Украине на сто человек приходится 19,4 телефона, а в развитых странах - около 45-50. 85% коммутационного оснащения в Украине является аналоговым, морально и материально устаревшим. В настоящее время в нашем государстве действуют лишь примерно 1,5 млн. телефонных номеров, подключенных к цифровым АТС. При условии сохранения современных темпов развития телекоммуникационной инфраструктуры (около 300 тысяч номеров за год, в 1997 году введено 338 тыс. номеров, в 1998-м введено 360 тыс. номеров) европейский уровень будет достигнут через 30-35 лет. По экспертным оценкам, для нормального развития отрасль требует 1-2 млрд. долларов инвестиций в год (в 1997 году 223,7 млн. долларов).

По данным Госкомстатистики, инвестиции в области телекоммуникаций в 1998 году составляли 4,6 % от их общего объема, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 12-13 %.

Обеспечить качественный рывок в этой области за счет собственных ресурсов невозможно. Поэтому необходимо обеспечить привлечение иностранных инвесторов в сферу телекоммуникаций. Среди мер, которые уже либо предпринимаются, либо планируется предпринять в самое ближайшее время: демонополизация рынка связи, проведение приватизации и многое другое. Однако специфика отрасли состоит в том, что требования национальной безопасности возможно выполнить лишь при сохранении за государством права влияния на принятие стратегических решений и осуществления единой технической политики в масштабах страны.

Научно-технический потенциал Украины таков, что сделать ставку лишь на использование импортной телекоммуникационной техники было бы неправильным. Предпринимались и будут предприниматься меры, направленные на стимулирование развития собственной промышленности средств связи.

В современных условиях не потеряла актуальность и традиционная проблема защиты информации, в том числе составляющей государственную и иные установленные законом виды тайны. В последний год предприняты серьезные шаги, направленные на адаптацию этого института к современным условиям. Не менее актуальными и опасными представляются угрозы, связанные с Internet, в том числе и правовая неурегулированность многих проблем, связанных с развитием этой информационной системы.

Несмотря на все негативные стороны развития Сети основной угрозой для информационной безопасности Украины является медленный качественный и количественный рост украинского сегмента. Однако определенную опасность представляет и использование Internet с преступными целями.

В последние годы компьютерная преступность приобретает все больший размах, что вызвано нарастающим проникновением информационных технологий в финансово-банковскую сферу, а в особенности с 1997 года - и в торговую отрасль. Как показывает опыт, один достаточно хорошо подготовленный хакер, используя домашний компьютер, может взломать защиту информационной системы банка и даже государственного учреждения. Во всем мире предпринимаются значительные усилия в направлении борьбы с этим злом. Тем более что компьютерная преступность носит принципиально международный характер - Internet нивелирует расстояния, и поэтому взломать банк в Нью-Йорке вполне возможно, а по некоторым очевидным причинам и гораздо удобнее, не выходя из квартиры в Киеве. В Украине за последние годы наработана определенная законодательная база, а также созданы и действуют специальные подразделения МВД.

В области обеспечения контроля и защиты национального информационного пространства необходимо урегулировать вопросы разрешения информационных споров, закрепить наше продвижение к свободе прессы не только от государства, а и от диктата финансово-политических группировок, чего можно достичь лишь обеспечением экономической независимости СМИ. Защиту же национального информационного пространства от иностранной экспансии может обеспечить лишь собственное высокоразвитое производство.

Отдельную проблему представляет и информационно-пропагандистское обеспечение проведения государственной политики, доведения до общества идей и замыслов руководства, налаживания каналов обратной связи, начиная с уровня района, заканчивая уровнем правительства и Президента страны, создание того, что на Западе называется системой government PR (правительственной ПР).

Перечисленные вопросы находятся в поле зрения и проработки Комиссии по информационной безопасности, созданной в соответствии с Указом Президента Украины от 3 февраля 1998 года.