UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОКОР: в ожидании «правильного инвестора», или Never-ending story

Что не делается быстро, либо не делается никогда, либо делается «ну очень медленно». История сооружения Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР) полностью подтвердила эту аксиому...

Автор: Анатолий Листин

Что не делается быстро, либо не делается никогда, либо делается «ну очень медленно». История сооружения Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР) полностью подтвердила эту аксиому. Начав в середине 80-х годов прошлого века международную стройку и за двадцать лет израсходовав более миллиарда долларов, участники проекта получили огромные почти готовые производственные корпуса и непрекращающуюся головную боль.

Продолжительное время комбинат был вообще никому не нужен, и в парламенте едва не прошел проект продажи его всего за одну гривню. За последние два года ситуация заметно улучшилась и у бесконечной стройки появились наконец шансы начать работу…

Первоначально Криворожский комбинат собирались продать еще в прошлом году. В июле 2005-го Кабинет министров Украины распоряжением №285 утвердил план-график подготовки ГОКа к продаже. К 1 сентября должны были подписать соответствующие изменения и дополнения к международным протоколам с Румынией и Словакией как со странами — участницами строительства ГОКа. До 14 сентября правительство должно было изучить условия конкурса и сформулировать требования к инвесторам, а до конца осени продать пакет. Откровенно говоря, планы выглядели слишком оптимистичными — особенно в части быстрого согласования условий с иностранными партнерами.

Реально процесс сильно затянулся. Прошедшие в конце осени переговоры были сложными и не очень успешными. Предложение нашей страны о продаже украинской доли отдельно, с последующим согласованием цены с остальными участниками, не было воспринято партнерами, особенно Румынией.

Бухарест вообще предложил три варианта решения проблемы: вернуть деньги, поставить в счет израсходованных на строительство средств окатыши либо вовсе отдать им комбинат в управление (такое предложение выдвигалось Румынией весной прошлого года). Кроме того, румыны предлагали, чтобы активы комбината предварительно оценил международный оценщик.

В декабре в Минпромполитики Украины состоялись переговоры с представителями министерства промышленности Румынии о судьбе румынской доли в КГОКОР. При этом румыны заявили, что могут продать 28-процентную долю предприятия на отдельном конкурсе. Что, мягко говоря, не очень вдохновило наших чиновников. Они настаивали, что приоритетное право на приобретение румынской доли должен получить будущий покупатель украинской доли КГОКОР в размере 56,4%.

В ноябре к процессу подключился и президент Украины, поручив Фонду госимущества Украины до 1 марта 2006 года подготовить к продаже государственную долю в имуществе комбината. Однако уже в январе стало ясно, что процесс затягивается, и сроки стали корректировать. Обозначился и разный подход министерств и ведомств к решению этого вопроса. Между Минпромполитики и Счетной палатой вообще произошла перебранка из-за разной оценки стоимости выполненных на комбинате работ. Процесс снова затормозился.

Однако в начале весны ситуация вокруг КГОКОРа резко оживилась: в Кабмин поступило предложение российской компании «Металлоинвест» (Алишер Усманов и Василий Анисимов) и ее украинского партнера «Смарт-групп» (Вадим Новинский) создать на базе комбината совместное предприятие. На состоявшемся 20 марта на базе КГОКОР выездном заседании Кабинета министров Украины под председательством премьер-министра Юрия Еханурова исполнительный директор «Металлоинвеста» Дмитрий Тарасов презентовал совместную со «Смарт-групп» концепцию и инвестиционную программу по вводу в эксплуатацию и дальнейшему развитию Криворожского комбината.

Программой предусмотрено создание совместного предприятия на паритетных началах. При этом Кабмин внесет свою долю в КГОКОР, а «Металлоинвест» и «Смарт-групп» инвестируют около 400 млн. долл., необходимых для запуска первой очереди предприятия. В дальнейшем СП будет добывать руду, продавать ее на внутреннем и внешних рынках, а полученную прибыль делить согласно доле в уставном фонде.

Первая реакция представителей Кабмина была достаточно позитивной. По словам заместителя министра промышленной политики Украины Владимира Грановского, такое предложение, «возможно, одно из наиболее интересных, так как эта схема позволяет, не дожидаясь окончательного завершения переговорного процесса (с Румынией и Словакией), приступить к достройке этого объекта».

Достаточно оптимистично отреагировал на украинско-российский проект и премьер. По итогам проведенного на комбинате совещания по вопросам его достройки, Юрий Ехануров сделал вывод, что высокая заинтересованность инвесторов в участии в завершении строительства КГОКОР позволяет прогнозировать запуск его первой очереди в середине 2007 года. «Для этого необходимо около 400 млн. долл. Эти средства для таких мощностей абсолютно реальны», — отметил он. И добавил, что предложение «Металлоинвеста» предполагает получение более высокого уровня содержания железа в продукции комбината, что позволит сократить сроки окупаемости проекта. В то же время премьер подчеркнул, что в любом случае инвестор проекта будет отбираться на конкурсной основе. В апреле правительство рассмотрит возможные варианты организации достройки КГОКОР, чтобы затем принять окончательное решение.

По словам премьера, существует два варианта. Первый — продажа украинской доли инвестору с тем, чтобы он самостоятельно договаривался с другими участниками строительства — Румынией и Словакией. Второй вариант — создание совместного предприятия, которое уже и будет решать все вопросы с другими участниками строительства. Как подчеркнул Юрий Ехануров, оба варианта заслуживают внимания. По его поручению Министерство экономики, Министерство промышленной политики и Фонд госимущества до 20 апреля подготовят свои выводы по каждому из вариантов.

Сейчас стали известны дополнительные детали предложения «Металлоинвеста» и «Смарт-групп». Речь идет о двух этапах запуска производства на КГОКОР. После создания на базе комбината совместного предприятия (с контрольным пакетом в руках государства) вначале, в течение двух лет, будет достроена первая очередь производства окатышей (мощностью 13,5 млн. тонн в год). На первом этапе они будут производиться из привозного концентрата Ингулецкого ГОКа («Смарт-групп», Вадим Новинский). Участие в данном проекте позволит ему увеличить глубину передела продукции. Сейчас ИнГОК — единственный горно-обогатительный комбинат страны, не имеющий второго передела.

Интересно, что на совещании обсуждался вариант транспортировки ингулецкого концентрата по трубе длиной около 45 км, которую можно проложить между ИнГОКом и КГОКОРом. Предположительно ее стоимость может составить 10 млн. долл. Рентабельность проекта оценивается примерно в 11%, поэтому срок его окупаемости достигает 11 лет. Рассматривается и вариант частичного использования на КГОКОРе железорудного полуфабриката с Михайловского ГОКа («Металлоинвест», Алишер Усманов).

На втором этапе проекта запускается комплекс дробления и обогащения окисленных руд на ГОК Кривбасса, и производство окатышей выходит на проектную мощность — 10 млн. тонн в год. Прибыль от запуска первого этапа будет реинвестироваться в реализацию второго.

Преимуществом предлагаемого проекта является сохранение влияния государства на процесс достройки комбината без привлечения дополнительных инвестиций из бюджета. Кроме того, реализация совместного украинско-российского проекта позволит Румынии и Словакии получить долги, параллельно обеспечив гарантированные поставки окатышей на свои металлургические предприятия в течение десяти лет после запуска КГОКОР. Как отмечалось ранее, Украина (или инвестор, который выкупит ее долю) в течение десяти лет по окончании строительства КГОКОРа должна поставить в Словакию 17 млн. тонн окатышей и еще 30 млн. тонн — в Румынию.

Правда, очевидны и проблемы данного проекта. К примеру, отвалы с окисленными рудами находятся на территории частных комбинатов той же «Криворожстали» (Лакшми Миттал) и Южного ГОКа. Впрочем, последним «Смарт-Групп» владеет на паритетных началах с «Приватом», что существенно упростит решение всех возможных вопросов.

Организация совместного предприятия позволит ликвидировать социальную напряженность в депрессивном регионе как за счет создания новых рабочих мест, так и за счет пополнения бюджетов всех уровней. Еще на мартовском совещании на КГОКОРе местные власти заявили, что приватизация долгостроя должна учитывать интересы Кировоградской области и, в частности, Долинского района. По словам губернатора, руководство области будет настаивать на перечислении в местные бюджеты 2% средств, полученных после продажи комбината, и юридической «прописки» комбината в области.

Любопытно, что предложение «Металлоинвеста» и «Смарт-групп» оказалось совершенно неожиданным для остальных претендентов на КГОКОР. Внезапно выяснилось, что никаких других реальных предложений правительству Украины относительно достройки КГОКОРа не существует. В частности, крупнейшая металлургическая корпорация мира Mittal Steel, годами ведя преговоры о судьбе украинского комбината, так и не сформулировала никакой оферты по этому поводу.

Правда, в конце марта, уже после совещания на КГОКОРе, в деловой прессе появились сообщение о якобы переданных в Минпромполитики в срочном порядке предложениях Mittal Steel. Согласно этой информации, Mittal также рассматривает вариант создания совместного предприятия для достройки КГОКОРа и последующего управления им. При этом он готов внести в уставный фонд СП не только собственные средства, но и румынскую долю комбината (28%). Теоретически это позволит консолидировать в СП 84,4% активов ГОКа. Однако степень участия в проекте украинской стороны будет заметно скромнее. В частности, как утверждалось в прессе, «доля Украины и Mittal Steel в будущем СП будет поделена в пропорции 40 на 60. При этом Mittal Steel внесет в уставный фонд румынскую долю в ГОКОРе и инвестиции на общую сумму 160 млн. долл.». Иными словами, будет внесен необходимый минимум для запуска первой очереди завода.

К сожалению, появление данной информации вызвало гораздо больше вопросов, нежели дало ответов. В частности, представители Mittal Steel продолжают утверждать, что пока не передавали никаких официальных предложений украинской стороне относительно КГОКОРа. Кроме того, стало известно, что Румыния пока не уступала никому свою долю в украинском долгострое. Якобы в конце прошлого года представители официального Бухареста лишь заявили о «принципиальном согласии» продать румынскую долю КГОКОРа Mittal Steel.

Несомненно, украинский комбинат интересует Mittal. Румынское правительство даже записало в условиях приватизации своего металлургического комбината Sidex в Галаце его новому владельцу Лакшми Митталу в качестве безусловного требования следующее: после того, как КГОКОР будет введен в эксплуатацию, комбинат Sidex обязан в течение десяти лет потреблять его продукцию и рассчитываться за поставленные окатыши с бюджетом Румынии.

Насколько подобный вариант приемлем для Украины — вопрос сложный. Во всяком случае, если на предложение Усманова—Новинского реакция была относительно спокойной, то перспективы усиления позиций Mittal Steel в отечественном горно-металлургическом комплексе всегда вызывали куда более резкую реакцию. Еще перед мартовским совещанием по КГОКОРу председатель Криворожского горкома профсоюза металлургов и горняков Украины Анатолий Макаренко заявлял, что в случае приобретения Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд Mittal Steel не будет использовать свои отвалы, а направит на переработку руду, добываемую в шахтах и карьерах ОАО «Миттал Стил — Кривой Рог». Интересно, что в планах последнего заявлено об увеличении выпуска металла на 10%, в то время как добычи сырья в шахтоуправлении и горно-обогатительном комплексе — на 100%. Для реализации этого пункта даже запланирована закупка мощных шведских машин, способных существенно увеличить добычу руды.

В результате КГОКОР будет использоваться индусами исключительно как предприятие по производству окатышей из сырья, добытого в карьерах и шахтах комбината. А сырье, соответственно, пойдет для предприятий, размещенных в других странах. «Это недопустимо, он (КГОКОР. — А.Л.) изначально создавался для того, чтобы переработать сотни миллионов тонн руды, лежащих на окраине Кривого Рога. Я не верю, что транснациональная компания будет это делать», — уверен Анатолий Макаренко.

С учетом того, что возможности государства влиять на подобный вариант развития событий заметно скромнее, нежели в варианте, предлагаемом «Металлоинвестом» и «Смарт-Групп» (он предполагает контрольный пакет государства в СП), такие опасения разделяют и другие специалисты. Ведь если украинско-российский консорциум в случае необходимости можно будет заставить выполнить свои обязательства в полном объеме, то влиять на группу, которая производит стали больше, чем вся Украина вместе взятая, будет заметно сложнее (что, кстати, уже очевидно на примере «Криворожстали»).

Не менее скептично настроены отечественные специалисты и по поводу способности Mittal Steel договориться с остальными участниками проекта строительства КГОКОРа. По словам вице-президента «Индустриальной группы» (управляет металлургическими активами корпорации «ИСД») Виктора Пантелеенко, нынешние разговоры о том, что Румыния или Словакия готова продать свои доли, — это только разговоры.

Тем не менее Mittal Steel настроена по-боевому и достаточно жестко комментирует предложение конкурентов. В частности, член совета директоров ОАО «Миттал Стил — Кривой Рог» Франк Паннир предложил учесть как минимум два аспекта. Первый — возможно ли вообще реализовать схему, предложенную «Металлоинвестом»? Второе — «правильный» ли это партнер?

Сама постановка вопроса о «правильности» в большей степени риторическая. Ибо никаких критериев правильности Mittal Steel не предлагает. Как, впрочем, и какого-либо четкого механизма достройки КГОКОРа.

Что же касается критериев отбора партнеров, то они для Украины действительно немаловажны. И здесь главное не только количество денег, которые покупатель готов заплатить за объект. В случае с КГОКОРом наша страна должна, наконец, определиться, стоит ли ей укреплять в одной из главных экспортно-ориентированных отраслей монополию мощной транснациональной компании, уже приобретшей «жемчужину» украинской металлургии. Или все-таки нужно подумать о сохранении конкурентности и управляемости отрасли. В данном случае речь идет не только о решении судьбы отдельно взятого объекта, но и о будущей роли Украины в развитии мировой металлургии. Так что цена вопроса существенна и государству есть над чем подумать. А заодно и определиться с конкретными предложениями относительно судьбы КГОКОРа, поступившими от всех «правильных» и «неправильных» партнеров.

КГОКОР начат как стройка СЭВ в 1985 году. После распада СССР его правопреемником стала Украина, доля которой в проекте составляет 56,4%, доля Румынии — 28%, остальная часть принадлежит Словакии.

Общие затраты участников проекта оцениваются в сумму более 1,6 млрд. долл. В настоящий момент его общая строительная готовность — около 66%.

Уровень готовности первой очереди комбината — обогатительная фабрика и фабрика окомкования — оценивается в 81—85%. Их строили румынская и словацкая стороны.

После принятия КГОКОРа в собственность Украины, на протяжении 1992—2005 годов по решениям Верховной Рады и правительства на его финансирование израсходовано 62 млн. грн., из которых на строительные работы — 33 млн. грн.

В декабре комитет Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства вместе с Министерством промышленной политики распространили совместное заявление, в котором назвали сумму инвестиций в КГОКОР, необходимых для начала его работы, — 800 млн. грн. (160 млн. долл.).

При этом объем инвестиций, необходимый для запуска комбината на полную мощность, оценивается в 3,75 млрд. грн. (750 млн. долл.).

При работе на окисленных рудах сырьем для работы КГОКОРа станут отвалы Южного и Новокриворожского горно-обогатительных комбинатов, а также Валявкивское месторождение с запасами 800 млн. тонн руды с высоким содержанием окисленных руд.