UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ГАЗПРОМОВКИ»-2, ИЛИ «НЕКОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ПОГОРЯЧЕЙ»…

Вполне возможно, что в нынешнем году украинско-российские отношения в газовой отрасли выйдут на качественно новый уровень...

Автор: Алла Еременко

Вполне возможно, что в нынешнем году украинско-российские отношения в газовой отрасли выйдут на качественно новый уровень. Во всяком случае теоретически. Произойдет ли это на практике, сегодня вряд ли кто рискнет прогнозировать. Но все же есть смысл поинтересоваться возможными вариантами развития событий.

Совершенно справедливо заявляют «газовые» чиновники Украины о том, что в этом году термин «воровство газа», прежде мягко именуемый «несанкционированными отборами газа», практически умер. Действительно, с этого года «Газпрому» не нужно будет обвинять Украину в несанкционированных отборах газа, так как Соглашение между правительством РФ и Кабмином Украины о гарантиях транзита российского природного газа по территории Украины, а также Соглашение между правительством РФ и Кабмином Украины об условиях резервных поставок и оплаты российского природного газа в Украину в 2001 году предусматривают чуть ли не автоматическое оформление возможных украинских переборов газа в «долговые обязательства Украины по оплате сверхконтрактно отобранного природного газа, определяемые согласно методике…»

О методике поговорим несколько позже. Пока что упомянем, что для недопущения реэкспорта российского газа (ну что б не было соблазна) украинская сторона обязалась ввести экспортную пошлину на газ в 140 долл. за 1000 кубометров.

Теперь же вчитаемся в суть статьи 4 упомянутого межправительственного соглашения:

«Указанные долговые обязательства Украины возникают с установленных операторами сторон дат сверхконтрактного отбора природного газа. Начиная с этих дат и по 24 января 2002 года включительно, на суммы стоимости сверхконтрактно отобранного газа начисляются проценты по ставке LIBOR для шестимесячных депозитов в долларах США плюс маржа в размере 0,5% годовых. Размер ставки LIBOR определяется по состоянию на первый рабочий день каждого процентного периода, при этом процентные периоды составляют: 1 января 2001 года — 30 июня 2001 года и 1 июля 2001 года — 24 января 2002 года…

Начисленные таким образом по состоянию на 24 января 2002 года проценты будут капитализированы и включены в общую сумму долговых обязательств Украины по оплате стоимости сверхконтрактно отобранного природного газа. Начисление процентов и их включение в общую сумму долговых обязательств Украины будет произведено по истечении 2001 года.., но не позднее даты согласования общей суммы стоимости сверхконтрактно отобранного природного газа.

Общая сумма долговых обязательств Украины по оплате стоимости сверхконтрактно отобранного газа будет оформлена в государственный долг Украины перед Российской Федерацией в виде государственных ценных бумаг Украины, выраженных в долларах США, — стандартных еврооблигаций Украины (далее еврооблигации), номинальная стоимость которых будет равняться общей стоимости сверхконтрактно отобранного газа с учетом капитализированных процентов. Еврооблигации будут переданы Российской стороне путем зачисления на указанный Российской стороной счет не позднее 1,5 месяца с даты согласования общей суммы государственного долга Украины…»

Подписывая межправительственное соглашение об условиях резервных поставок и оплаты российского природного газа в Украину в 2001 году, очевидно, Кабмин Украины не сомневался, что таковые обязательно понадобятся. И Украина уже взяла на себя обязательство оплатить такие поставки еврооблигациями, эмиссии и обращение которых четко прописаны в Основных условиях эмиссии и обращения облигаций внешнего государственного займа Украины.

Согласно названному документу, датой эмиссии еврооблигаций определено 25 января 2002 года; датой погашения еврооблигаций — 25 января 2012 года. Определена также купонная ставка и даты уплаты процентов.

«Стоимость еврооблигаций выражается в долларах США, минимальная номинальная стоимость каждой еврооблигации составляет 1 тыс. долл. США. Выплата основного долга и процентов по еврооблигациям производится в долларах США».

И, пожалуй, один из самых примечательных моментов, ради которого, возможно, весь этот сыр-бор и затевался: «Еврооблигации могут быть предъявлены к досрочному погашению по номинальной стоимости для использования при приватизации государственного имущества Украины». (Запомним этот пункт.)

В том же «газовом» соглашении зафиксирован баланс газа для потребностей Украины на нынешний год в объеме 78 млрд. кубометров: 30 — туркменский, 30 — российский в счет оплаты транзитных услуг НАК «Нефтегаз Украины», ну и 18 млрд. кубометров, за год добываемых в Украине.

Начнем с российского газа. С ним несколько проще, ибо формально за него не нужно платить. Но вот только оговоренный график поставок российского газа, мягко говоря, не очень-то на руку Украине, а точнее НАКу и его газотранспортным подразделениям. Россияне-то готовы расплатиться газом, но вот только предусмотрели, что если Украине он понадобится, то пусть возьмут его из подземных хранилищ газа (табл.1). Нас еще спасали сравнительно нелютая зима да повальное отключение подачи газа неплательщикам. Но в принципе технические возможности газотранспортной системы небезграничны и хозяйство это весьма громоздкое. Посему отбор газа из «подземок» — процесс весьма проблематичный. И газотранспортникам весьма непросто и поддерживать рабочее давление в магистральных газопроводах, дабы иные покупатели российского газа не предъявили претензии за недопоставки российского газа, и украинских газопотребителей обеспечить. В принципе, «Газпром» всегда нелестно отзывался об украинских переборах газа, но бороться с этим едва ли мог. Поэтому и добился внесения в нынешнее украинско-российское газотранспортное соглашение отдельного пункта, предусматривающего штрафную ответственность украинских газотранспортников. Даже за качество газа. Впрочем, заместитель генерального директора дочерней компании НАКа — «Укртрансгаза» Валентин Коломеев уверяет, что к качеству поставляемого этой компанией на Запад газа претензий никогда и не было. НАК, по его словам, на этом умудрялся еще и зарабатывать, предоставляя «Газпрому» дополнительные услуги по очистке и осушке транспортируемого российского газа.

Впрочем, «газовая страховка», предоставляемая Украине «Газпромом», по условиям соглашения, не может превышать объем в 5 млрд. кубометров газа. И похоже, что уже в январе ею частично воспользовались.

Что же касается туркменского газа, то его в январе НАК должен был получить в объеме 1,2 млрд. кубометров газа (табл.2). И, вполне возможно, получил, да только и сам об этом еще не знает. Так что формально баланс соблюден.

Другое дело, что почти полмесяца украинские энергогенерирующие компании, получавшие газ по контракту с корпорацией Itera, оставались на сухом пайке, так как за неуплату поставки газа были приостановлены. На этой неделе украинское правительство заявило, что часть долга (около 100 млн. грн.) этому поставщику газа энергогенерирующие компании перечислили. Правда, «итеровцы» на сей счет ничего не сказали. Может, они об этом еще не знали? Так или иначе, еще в начале недели Itera называла сумму украинской задолженности в 64,2 млн. долл.

Но даже если Itera и возобновит газопоставки для генерации, остается вопросом, кто же поставил газ генерации в то время, когда Itera этого не делала. Если это был НАК (а больше некому по определению), то генерации предстоит выяснять отношения с этой компанией. Теоретически НАК, конечно, может балансировать газом. Но в том случае, если он есть в наличии. Ежели его недостаточно, то придется «запускать руку» в «подземки» сверх предусмотренного. И тогда это уже записывается в счет использования Украиной так называемых резервных газопоставок «Газпрома» или сверхконтрактно отобранных и платить за них придется по 80 долл. за 1000 кубометров…

Длительное утрясание «туркменского» контракта связывали с тем, что, с одной стороны, «Газпром» и Itera не очень-то жаждали пропускать туркменский газ, во всяком случае на тех условиях, которые устраивали Украину. С другой стороны, надо было придумать, как за этот газ платить и чем платить за его транзит. Придумали: как и прежде в оплату транзита отдадут часть газа. Другими словами, из 30 млрд. кубометров туркменского газа Украина получит порядка 16—18 млрд. Разумеется, в том случае, если сможет аккуратно платить за газ туркменской стороне. Предполагалось, что и тот газ, который отдан в счет оплаты транзита, пойдет тоже в Украину, ведь он учтен в балансе. Но кто вам сказал, что Itera должна этот газ поставить в Украину? У этой компании может возникнуть желание реализовать этот газ на территории России. Или «Газпрому» понадобится дополнительное количество газа, и вряд ли такому партнеру Itera сможет отказать. А то, что россиянам газ самим нужен, — не секрет. По данным их же Министерства топлива и энергетики, в прошлом году падение добычи газа составило уже 7,8 млрд. кубометров (общий объем добычи — 584,2 млрд. кубометров). Так что очень даже может быть, что Украина не увидит того газа, которым рассчитывается с компанией Itera за транзитные услуги, и тогда автоматически возникает «дыра» в 16—18 млрд. кубометров газа, которые где-то все равно придется… закупать. Или взять у «Газпрома» сверх оговоренного контракта и платить за него по вышеописанной схеме... Это даже в том случае, если рассчитывать, что туркменская сторона не прекратит газопоставки.

Прекратить же поставки газа в адрес Украины Туркменистан может в силу массы причин. Причем самая объективно-неприятная, это даже не то, что, например, Itera значительую часть газа, учтенного в украинском балансе, оставит на территории России. За весь получаемый туркменский газ Украине, а точнее НАКу, все равно нужно платить. Раньше платили по 38 долл., нынче — по 40. Причем половину — валютой, половину нужно отдать товаром. Нюанс в том, что украинская сторона рассчитывает найти товаров на баснословную сумму да еще и с коэффициентом 2,8. Другими словами, надеялись, что удастся закупить товаров на одну сумму, а продать их в Туркменистане почти втрое дороже. И таким способом свести концы с концами. Но история украинско-туркменских товарных взаимоотношений свидетельствует, что заставить туркмен согласиться зачитывать товар по ценам, которые выгодны украинской стороне, — дело весьма непростое. Со времен «Республики» это еще никогда не удавалось сделать в полном объеме, и рано или поздно в том числе и этот нюанс служил поводом для прекращения поставок туркменского газа в Украину. Как будет в этом году, посмотрим. Но вряд ли можно думать, что за годы сотрудничества с украинскими «товарниками» туркмены ничему не научились…

Возвращаясь к «газпромовкам»-2, замечу, что украинское правительство уверено, что у него есть некий люфт по времени, и, возможно, надеется на уже имеющийся опыт обращения «газпромовок»-1, появившихся в свое время после беспрецедентной реструктуризации украинской задолженности перед российским «Газпромом». Надеется, очевидно, на то, что «газпромовки»-2, те самые евробонды, в которые планируется конвертировать «газовые долги-01», не будут использованы в ходе грядущей в Украине весьма масштабной приватизации весьма привлекательных предприятий. Между тем вовсе не исключено, что «газпромовки»-2, причем приобретенные с существенным дисконтом, так как они пока малопривлекательны из-за длительности срока обращения, позволят их держателям выкупить акции приватизируемых украинских предприятий по весьма условной цене.

С учетом этого обстоятельства нетрудно догадаться, что «Газпрому», например, очень бы даже выгодно было, чтобы Украина преуспела в сверхконтрактных отборах газа. И платить за него придется чуть ли не вдвое дороже, да и конвертированные в евробонды долговые обязательства Украины позволят в несколько раз дешевле купить желаемые предприятия.

Возможно, высказанное и не получит столь уж однозначно пессимистического развития. Очень бы хотелось. Очень бы хотелось, чтобы Украина наконец перешла на нормальные рыночные условия сотрудничества в газовой отрасли. Но сделать этого в одночасье просто невозможно.