UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ГАЗ — ЭНЕРГИЯ XXI ВЕКА»

В международном деловом мире существует весьма ограниченное количество мероприятий, именуемых в...

Автор: Алла Еременко

В международном деловом мире существует весьма ограниченное количество мероприятий, именуемых в силу своей значимости форумами или саммитами, которые являются этапными для того или иного вида бизнеса и мировой экономики вообще. И кроме своей безусловной значимости, они также являются неким лакмусом, позволяющим практически безошибочно определить не только тенденции и перспективы отдельного сегмента мировой экономики, но и роль и вес конкретного государства и представляющих его компаний и личностей. Одним из наиболее значимых мероприятий такого рода является ежегодный саммит в Давосе, последний из которых, как уже прежде описывали мои коллеги в «ЗН», продемонстрировал, кроме прочего, тот факт, что в Украине деловая элита, представителей которой знали бы хотя бы понаслышке (если уж не поименно) хотя бы в Европе, не то что в мире, увы, практически отсутствует...

Для операторов мирового рынка газа таковым саммитом является Всемирный газовый конгресс, созываемый каждые три года в начале июня в стране, представитель которой был избран на предыдущем конгрессе на три года президентом совета Всемирного газового союза. 21-й Всемирный газовый конгресс и сопутствующая ему международная выставка газовых технологий «Газ — энергия XXI столетия» проходил в сердце французской ривьеры Ницце 6—9 июня.

И хотя статусы Давосского саммита и Всемирного газового конгресса безусловно отличаются (уже потому, что второй — собрание людей, занятых бизнесом в одной отрасли), общее для них то, что оба по сути своей являются клубом безусловно деловых и влиятельных людей, определяющих основные направления и перспективы развития мировой экономики на ближайшие годы и десятилетия. Именно здесь определяют основные правила игры даже для тех, кто понятия не имеет о том, что они — неписаны и обязательны для исполнения и что незнание их, как говорится, от ответственности не освобождает. И лучшего места, чем подобные «клубы по интересам», заявить о себе или огласить новые идеи трудно найти. Впрочем, как так же трудно и небезопасно для деловой репутации сделать в ходе такого саммита безответственное заявление — себе дороже...

Из досье «ЗН»

Всемирный газовый союз (ВГС), под эгидой которого проводятся Всемирные газовые конгрессы (или конференции), основан в 1931 году. Эта международная, некоммерческая, неправительственная организация в настоящее время насчитывает 58 полноправных участников. На долю основных участников ВГС приходится до 90% мировой добычи природного газа.

Основной целью деятельности Всемирного газового союза является содействие экономическому и техническому прогрессу газовой промышленности мира посредством обмена общей и технической информацией. ВГС организует работу конгрессов, выставок, а также 10 рабочих комитетов, которые постоянно изучают все аспекты развития газовой промышленности от скважины до газовой горелки и готовят техническую программу Всемирного газового конгресса.

Украина в лице Украинской нефтегазовой академии принята в члены ВГС в 1995 году.

На 21-м Всемирном газовом конгрессе и выставке в Ницце Украину представляли около 190 человек, в том числе непосредственно в работе конгресса участвовали 30 специалистов отрасли, представителей правительства и парламента; представители Украины участвовали в работе трех специализированных рабочих комитетов. Для сравнения: делегация России была представлена почти 1000 участниками, в том числе 300 специалистами отрасли; работу конгресса и выставки освещали 120 представителей только российских средств массовой информации. Работу доброй половины рабочих комитетов в ходе 21-го Всемирного газового конгресса возглавляли представители России, в частности «Газпрома». Делегация Японии состояла из 240 человек; Италии — 112; Нидерландов — 146; Румынии, Чехии и Польши — 80 человек.

21-й Всемирный газовый конгресс по части оглашения идей и проверки реакции на заинтересованной публике не был исключением. Глава российского «Газпрома» Рем Вяхирев, например, мог наблюдать за реакцией на оглашенную им идею о «разводе» цен нефти и газа. До сих пор во всем цивилизованном мире, где энергобаланс каждого государства продуман и просчитан с точки зрения не только максимальной выгоды, но и взаимозаменяемости нескольких видов топлива, цены на газ все же привязаны к нефтяным. И коль скоро рынок нефти в последние годы лихорадит чуть ли не ежедневно, бизнесменам от газа тоже приходится немало волноваться, а то и подсчитывать если не прямые убытки, то недополученную прибыль. На этом фоне идея «развода» цен на нефть и газ поистине претендует на революционную. Даже во временном диапазоне удачный момент: аккурат когда «газовые бароны» во Франции заканчивали обсуждать радужные перспективы газа как основного топлива будущего столетия и проецировать изменения традиционных направлений потоков газа, в Канаде «нефтяные короли», озабоченные лихорадкой на своем рынке, занимались тем же. И вряд ли они остались безучастны к идее о «разводе» цен... Но это уже будет продолжение истории, которую мы еще узнаем.

Ницца же встретила участников 21-го Всемирного газового конгресса не только манящим морем, но и... «позеленевшими» автобусами, как бы говорящими своими надписями: «Я езжу на природном газе». И приветствуя участников конгресса, мэр Ниццы, кроме традиционных пожеланий, рассказал о муниципальных планах перевода городского транспорта на экологически более безопасное топливо, по сравнению с нефтепродуктами, и более дешевое — природный газ. Для курортного городка с 350 тысячами жителей и многотысячными туристами это, безусловно, весьма приятная перспектива, а значит, и для городской казны. Это прибыльная перспектива и для компаний, работающих в этом направлении.

Услышав об этом, представители украинской делегации, которые в свое время участвовали в создании сети газозаправочных станций в Украине (АГНКС) и добились того, что эта сеть была едва ли не крупнейшей в Европе (даже опыт в Украину приезжали перенимать, а Украина, благодаря сети АГНКС, была включена в европейскую систему движения транспорта, работающего на газовом топливе), только сокрушались, что простаивает все это добро практически невостребованным и никто на государственном уровне в Украине не заботится об экономическом стимулировании переведения хотя бы муниципального и специального технического транспорта на газовое топливо. Выходит, правительству проще в пожарном порядке бороться с очередным бензиновым кризисом, чем позаботиться о выгодной альтернативе этому? И нет нам дела до европейских тенденций?.. Но ведь в Европу стремимся, и может оказаться, что когда эту дверь приоткроют и Украине, не на чем туда будет въехать, так как там уже сегодня очень не хотят дышать парами выхлопных газов.

Украинцам, правда, накануне 21-го газового конгресса тоже сделали «подарок»: НАК «Нефтегаз Украины» сообщил, что теперь будут отключать газ не только должникам, но и с 1 июня всем, кто предварительно не оплатит поставляемый объем газа.

А пока на конгрессе шесть тысяч представителей обсуждали стратегию развития и детали технической политики рынка газа в мировых масштабах, в Украине происходил очередной раунд энергосхватки в присутствии Президента Л.Кучмы. И.о. председателя правления НАК «Нефтегаз Украины» Игоря Диденко в очередной раз распекали, а «топливный» блок правительства в очередной раз публично хлестали... Газа от этого больше не стало, энергодолги не сократились. Зато была упущена редкая, а посему уникальная возможность установить новые и укрепить прежние деловые контакты с компаниями и государствами, которые еще интересуются Украиной и в частности НАК «Нефтегаз Украины» как субъектом европейского и международного рынка газа. Впрочем, после раздачи слонов на совещании у Президента И.Диденко (который между прочим еще в ноябре прошлого года, согласно постановлению правительства, был уполномочен возглавить украинскую делегацию НАКа на 21-м Всемирном газовом конгрессе) успел провести несколько полезных деловых встреч. Но на все про все ему оставалось полдня, так как конгресс уже заканчивал свою работу и «конгрессмены» уже торопились на свои заводы и промыслы, а также в офисы, чтобы подготовить к подписанию новые контракты, уже оговоренные в ходе конгресса.

Между тем, говорить в Ницце было с кем. На конгресс собрались представители почти 400 нефтегазовых компаний из 180 стран мира. Вместе с участниками газовой выставки число специалистов отрасли в Ницце доходило до 16 тысяч. В течение 5—20 минут можно было договориться о встрече с первыми лицами практически любой интересующей тебя компании, провести переговоры, запланировать встречи, обсудить позиции, политику и проекты. Другая такая возможность появится в лучшем случае через три года, на следующем конгрессе в Токио...

Впрочем, нельзя сказать, что представители украинской делегации совсем уж не воспользовались предоставившейся возможностью общения. Пять народных депутатов Украины, включая вице-спикера парламента С.Гавриша, экс-председателя и нынешнего главу ТЭКовского комитета ВР М.Ковалко и А.Гудыму, члена этого комитета И.Дияка, а также глава дочерней компании НАКа — «Укртрансгаз» А.Рудник провели ряд переговоров и небезынтересных встреч с традиционными и потенциальными партнерами украинской газовой промышленности. Например, министр энергетики Пакистана Исман Аминуддин выразил заинтересованность в том, чтобы украинские компании участвовали в тендерах на право как разработки нефтегазовых месторождений, так и реконструкции нефтеперерабатывающих предприятий Пакистана. Это государство имеет далеко идущие планы в сфере нефтегазового бизнеса и приглашает украинских специалистов к участию в своих проектах. В результате этой встречи следует ожидать более предметных переговоров как в Украине, так и в Пакистане. И это может стать еще одним вектором приложения сил украинских специалистов нефтегазовой отрасли. Разумеется, если они выдержат конкуренцию.

Не так давно в «ЗН» уже описывалась ситуация с созданием новой газотранспортной магистрали в обход Украины через Польшу и Словакию. В этой связи особый интерес представляли переговоры украинской делегации с главой государственной Польской нефтегазовой компании С.Геронем и членом правления и одновременно генеральным директором Petrolinvest Co. Ltd. Д.Вербергом. Господин Геронь заверил вице-спикера украинского парламента С.Гавриша в том, что Польша и, в частности, представляемая им государственная нефтегазовая компания весьма осторожно относятся к перспективе реализации российского проекта по созданию газовой ветки по маршруту Кобрин—Люблин—Жешув—Большие Капушаны — газомагистрали, обходящей Украину. Не так давно президент Польши Квасьневский заверил украинского Президента Кучму в том, что Польша не дала своего согласия на реализацию этого проекта, во всяком случае с участием Польши. Словаки также весьма осторожно относятся к планам российского «Газпрома». Это в определенной степени оставляет украинской стороне некоторую надежду. Пока.

Однако в ходе того же 21-го Всемирного газового конгресса мне своими ушами довелось слышать заявление председателя правления ОАО «Газпром» Р.Вяхирева о том, что вопрос о строительстве газомагистрали через Польшу и Словакию практически решен. И, по мнению главы российского «Газпрома», подписание соответствующего соглашения и контракта — это всего лишь дело ближайшего времени…

Естественно, что в определенной степени «Газпром» в этом контексте блефует. Пока. Однако активная позиция россиян на европейском газовом рынке и предпринимаемые ими попытки влияния на европейскую газовую общественность через всевозможные комиссии ЕС, органы того же Всемирного газового союза — это вполне определенная гарантия того, что рано или поздно у «Газпрома» есть шанс добиться максимума в отстаивании своих интересов и навязывании своей стратегии. И на этом фоне на первый взгляд шутливое заявление Р.Вяхирева в начале своего выступления с программной речью на тему «Российская газовая промышленность в XXI столетии» о том, что, мол, пора бы здесь уже всем выучить русский язык, — это свидетельство и определенных успехов россиян в реализации своей стратегии экспансии на европейском рынке газа.

Другим подтверждением этому стал факт, который неприятно поразил представителей украинской делегации на этом конгрессе.

То, что «Газпром» обходит вниманием Украину как основного транзитора своего экспортного газа, — это еще можно объяснить, это в русле российской стратегии. Но когда глава германской компании «Еврогаз» Б.Бергман иллюстрирует свой доклад «Движущие силы либерализации, регулирования, технологии газовой промышленности Европы» картой, на которой обозначены все государства европейского континента, кроме Украины, — вот это уже не может не настораживать. Сегодня Украину, возможно, случайно забыли обозначить на европейской газовой карте-схеме; и это при том, что 119—129 млрд. кубометров российского экспортного газа в последние годы европейцы получают через Украину... Кто вспомнит об украинских газотранспортных возможностях, когда «Газпром» направит значительную часть своего экспортного газа в обход Украины?

Я вовсе не хочу сказать, что в Украине этого никто не понимает. Об этом неустанно говорят специалисты отрасли. Однако на межгосударственном уровне Украина ничего пока не противопоставила экспансии российского «Газпрома» в контексте защиты своих экономических и в общем-то энергополитических интересов. В то время, когда на международном уровне обсуждаются перспективы того же рынка газа и конкретных его субъектов, в Украине куда больше сил и времени уходит на внутренние энергочвары. А госполитика в отношении ТЭК, как констатировал во время парламентских слушаний глава комитета ВР по вопросам развития ТЭК А.Гудыма, практически отсутствует. Разумеется, в собственном секторе газа и энергетики прежде всего нужно навести порядок и определить правила игры. Но при этом не учитывать международные и европейские тенденции — это означает сознательную изоляцию от процессов, которые так или иначе отразятся в конечном счете на интересах Украинского государства — интересах экономических и политических. Объективно Украина не может быть первой скрипкой европейского «газового» оркестра. Но и позволять безропотно отодвигать себя на скамейку сначала запасных, а затем и вообще безучастных наблюдателей чужого успеха, — нужна ли Украине такая участь?

То, что украинская делегация вообще присутствовала на 21-м Всемирном газовом конгрессе и выставке в качестве самостоятельного субъекта — это, безусловно, значимый факт. Но присутствие и полноценное участие в происходящем — это вовсе не одно и то же. К примеру, нефтегазовые компании большинства государств, представленных на этом конгрессе и выставке, объединены в единые так называемые ассоциации, что позволяет им своевременно реагировать на изменения на рынке. Причем такая согласованность общей политики однозначно гарантирует если не полный успех, то по крайней мере стабильность. Увы, Украинская нефтегазовая академия не стала оплотом практических интересов украинских нефтегазовых компаний.

Украину на выставке представляли только дочерние компании НАК «Нефтегаз Украины» — «Укртрансгаз», «Укргаздобыча», «Торговый дом «Газ Украины», «Укрнефть» и представители областных газораспределяющих предприятий (облгазов). Между тем ни одно из предприятий нефтегазового машиностроения Украины не изъявило желания представить свою продукцию на Всемирной газовой выставке. Конечно, это весьма недешевое мероприятие. Но ежели не участвовать в подобных выставках, не рекламировать свои возможности, то и рассчитывать на спрос или хотя бы интерес к себе не стоит. Возможно, мое изложение несколько категорично, но это не меняет сути.

Из приятных же неожиданностей стоит отметить то, что не менее десятка компаний, которые до недавних пор были известны в Украине всего лишь в качестве газотрейдеров, направили своих представителей для ознакомления с тенденциями мировой газовой промышленности. И они, как удалось выяснить еще в Ницце, успели почерпнуть немало интересного и практически применимого на этом международном газовом форуме.

А о деталях 21-го Всемирного газового конгресса, особенно имеющих непосредственное отношение к Украине, читайте в ближайших выпусках «ЗН».

От автора. Искренне благодарю НАК «Нефтегаз Украины», посольство Франции в Украине и компанию Gaz de France за содействие в освещении 21-го Всемирного газового конгресса.