UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европа разрабатывает правила для предотвращения газовых кризисов. Что у нее есть для Украины?

Как найти баланс между помощью, которую мы бы хотели оказать другим, и реальными возможностями в нашей сложной ситуации

Автор: Ольга Белькова

После недель интенсивных дебатов о возможном ограничении цены газа, а также после мер для снижения цены газа на европейском рынке Европейская комиссия опубликовала законодательное предложение для лучшей координации закупок газа и создания надежной цены.

Предложение регулирования базируется на четырех составляющих: совместные закупки газа, создание европейского индекса цен сжиженного газа (LNG-поставок), установление механизма управления колебаниями цен в течение дня и расширенные солидарные соглашения, влияющие как на поставки газа, так и на электроэнергию. Кроме того, комиссия предоставляет государствам — членам ЕС возможность ограничивать цены при определенных условиях.

Читайте также: Газ в ЕС стремительно теряет в цене на фоне больших поставок из США и рекордной заполненности европейских хранилищ

На этой неделе 27 правительств дополнительно будут обсуждать указанное предложение, чтобы достичь согласия до конца октября.

Сегодня Украина не является непосредственной стороной внедрения указанных нововведений, но нам важно понимать потенциальные последствия для планирования своей работы. И уже сейчас приобщиться к выгодным инициативам как страна-кандидат или как член Энергетического сообщества.

Пока же политики ЕС ежедневно спрашивают нас, чем нам помочь. Итак, о ключевых решениях.

  1. Совместные закупки газа

Еврокомиссия предлагает до весны 2023 года разработать временный инструмент совместных закупок газа — перед сезоном заполнения хранилищ. Государства-члены будут обязаны покрыть по меньшей мере 15% (13,5 млрд кубометров газа для ЕС) своих потребностей для заполнения хранилищ на следующий год путем агрегирования спроса.

Важно, что поставки газа из России исключены из механизма совместных закупок. В связи с этим не будут задействованы такие точки входа украинской ГТС для этого типа закупок: Суджа, Белгород, Валуйки, Серебрянка, Писаревка, Сохрановка, Прохоровка, Платово.

Теоретически в случае успешной реализации механизма совместные закупки могли бы уменьшить риск переплаты отдельных газовых компаний за газ на краткосрочных контрактах и помочь странам, не имеющим выхода к морю, получить долю LNG по доступным ценам. Но многие моменты еще не проговорены, и инициатива выглядит как квазиальтернатива биржам.

В наибольшей степени это может подойти маленьким компаниям и странам, которые подадут заявки. А уже Еврокомиссия (выбранная ею компания-закупщик) будет искать по всему миру газ для крупных закупок. При этом планируются консультации с Еврокомиссией об обязанностях покупателей.

Украине следовало бы рассмотреть возможность присоединиться добровольно и всячески продвигать идею размещения межсезонных запасов газа именно в наших подземных хранилищах.

  1. Дополнительный контрольный показатель для LNG

Суть в том, что ЕК поручает Европейскому агентству по сотрудничеству регуляторов энергетики (ACER) создать инструмент оценки цен не позже, чем через две недели после вступления в силу регламента, а к 31 марта 2023 года — контрольный показатель импорта сжиженного газа в ЕС.

То есть Европа хочет иметь собственный LNG-индекс наподобие главного индекса цен газа Северо-Восточной Азии — JKM LNG.

Эффект этого шага, на мой взгляд, будет крайне ограниченным, хотя и положительным. Украина всегда поддерживала диверсификацию поставок газа в ЕС, в частности за счет LNG. Это сигнал стабильному развитию сжиженного газа для потребления в Евросоюзе. Украине будет выгодно, если часть объемов LNG на время межсезонья будет храниться в наших подземных хранилищах или транспортироваться по украинской ГТС.

  1. Механизм коррекции рынка

Еврокомиссия предлагает исключительно во время сверхвысоких цен на газ вводить ограничения на газовом хабе TTF, на котором сейчас торгуется российский газ. Это позволит Еврокомиссии выдвинуть отдельное предложение по установлению максимальной динамичной цены в конкретных условиях.

Замечу, это предложение подали Италия, Польша, Бельгия, Греция и Нидерланды, но можно ожидать, что против него выступят Германия и Венгрия.

Конечно, все в ЕС ожидают снижения цен. Сверхвысокие цены признают даже россияне, но оставляют без внимания то, как они приложили руку к повышению этих цен. У Украины есть свои ограничения с учетом собственной ситуации, но ограничение цены на хабе TTF может оказать положительное влияние на импорт в нашу страну в целом. Вместе с тем, если ценовые ограничения приведут к остановке всех поставок, то это будет иметь негативные последствия для всех покупателей.

  1. Временный механизм управления колебанием цен в течение дня («выключатель»)

К 31 января 2023 года торговые площадки должны установить временный механизм, чтобы ограничить значительные колебания цен на электроэнергию и газ на протяжении торгового дня. Европейский орган по ценным бумагам и рынкам (ESMA) будет координировать применение этого механизма на основе отчетов от национальных компетентных органов.

На рынках ценных бумаг похожие механизмы действуют довольно давно и относительно эффективно сдерживают отдельные эпизоды паники. Это положительный шаг, но на фундаментальный баланс спроса и предложения он, вероятно, не повлияет. Этот механизм не окажет непосредственного влияния на украинский рынок, однако может остановить дальнейшие политические манипуляции России и ее политиков, которым удавалось уже создать панику. Украинские регуляторы (НКРЭКУ) со временем могут применить некоторые аналоги на украинских рынках газа и электроэнергии.

Читайте также: Украина резко увеличила импорт природного газа из Европы на фоне снижения европейских цен
  1. Соглашение о солидарности

Чтобы предотвратить остановку газовых электростанций в странах, где они составляют весомую долю в структуре электроэнергетики, государства-члены могут инициировать запрос солидарности, если есть риск непоставок газа на такие электростанции. Там, где существуют такие риски, комиссия предлагает применить «правило двусторонней солидарности по умолчанию». У стран — членов ЕС будет 12 часов, чтобы ответить на запрос о солидарности из другой страны, и три дня, чтобы выполнить его.

Если с дефицитом сталкиваются целые регионы или весь блок, Еврокомиссия выдаст отдельное предложение, которое позволит Совету установить максимальную цену на газ в пострадавшем регионе, а странам ЕС — распределить доступные газовые мощности для пострадавших стран.

Украина не является членом ЕС и не может претендовать на такую помощь солидарности уже сейчас. Кроме того, эта помощь не является бесплатной. Косвенные последствия для нас были бы положительными. Ведь в случае успешной реализации этого механизма странам, уязвимым к объемам газа и цене на него, не придется ездить на переговоры в Россию и искать там спасения.

  1. Безопасность поставок

Предложение позволяет государствам-членам в исключительных случаях принимать меры для сокращения некритического (неосновного) потребления защищенных потребителей при условии, что это не уменьшает защиту их критического (основного) потребления. Это вносит существенные временные изменения в Регламент безопасности поставок газа, который гарантировал беспрерывные поставки газа защищенным потребителям.

Это решение может стать модельным для Украины и изменить наши более либеральные подходы к использованию газа без ограничений на прагматичные. Украинское законодательство уже предусматривает все это, но на практике политики редко решаются на отключение. Если не будет хватать собственного газа и соседи вокруг нас будут отключать потребителей, Украина тоже будет вынуждена это делать.

  1. Временная система государственной помощи в условиях кризиса и инвестиции в рамках REPowerEU

До конца октября будет подано предложение о внесении изменений в Рамочную программу, чтобы оказать дополнительную поддержку компаниям, испытывающим трудности.

Комиссия оценит инвестиционные потребности в рамках REPowerEU (плана независимости Европы от российского ископаемого топлива задолго до 2030 года), который охватит трансграничную инфраструктуру, энергоэффективность и разворачивание возобновляемых источников энергии.

Европа фактически признает, что государственная помощь и целевые субсидии могут понадобиться для удержания на плаву рынка и экономик. Мы заинтересованы в усилении роли трансграничной инфраструктуры и должны всячески предотвращать планы, которые исключают нашу существующую или запланированную инфраструктуру.

  1. Реформа структуры рынка электроэнергии

В дополнение к упомянутым выше экстренным вмешательствам Еврокомиссия хочет реформировать структуру своего рынка электроэнергии, чтобы предотвратить любые будущие перебои в ценообразовании электроэнергии, подобные проблемам с природным газом. Как следствие, такой механизм в некоторой степени отделит цену электроэнергии от цены природного газа или других энергоносителей, которые могут привести к подобным нарушениям рынка.

Читайте также: "Газпром" поставил ЕС ультиматум

Европейские правила со временем будут имплементированы и в Украине, однако наша энергосистема пока не использует много газовой генерации. Для нас эта проблема менее актуальна.

***

Как мы видим, ЕС готовится к жизни без российского газа и соответствующего политического влияния со стороны страны — поставщика войны. Со своей стороны, мы должны уже сейчас учесть эти изменения и без промедлений представить коллегам наше видение вероятности включения украинских возможностей для усиления европейских интересов. Украине как будущему члену ЕС крайне важно приобщиться к REPowerEU во всех возможных пунктах. Весной нам удалось убедить коллег из Евросоюза, что включение украинских газовых хранилищ в потенциальные локации хранения обязательных запасов стран — членов ЕС выгодно для обеих сторон, поэтому мы должны продолжать эту работу.

В целом приведенный пакет мероприятий относительно мягкий и направлен больше на повышение прозрачности и эффективности рынков, чем на фундаментальное влияние на спрос и предложение. Самым важным механизмом всего пакета, скорее всего, являются новые нормы о солидарности и безопасности поставок. В этом контексте для Украины важно найти баланс между помощью, которую мы хотели бы оказать другим, и реальными возможностями в нашей сложной ситуации.

Больше статей Ольги Бельковой читайте по ссылке.