Вынесенное в заглавие резюме сделал в результате обсуждения ситуации в топливно- энергетическом комплексе секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Е.Марчук. По его словам, заседание СНБО, волею судеб проходившее в день св.Валентина, имело целью разобраться в причинах кризиса во всех сегментах ТЭК. Разобрались или нет — это точно неизвестно. Но, по словам Е.Марчука, решили еще раз встряхнуть всех субъектов ТЭК тотальными проверками. Дабы уж точно найти виновников «рукотворного абсурда». И для этого вовсе не нужно объявлять чрезвычайное или какое-либо иное положение в той же энергетике. Как выразился секретарь СНБО, «чрезвычайное положение нужно ликвидировать, а не вводить». И для этого, по его словам и судя по рассказанному главой создаваемого Минтопэнерго С.Тулубом, правительство предпримет ряд жестких мер. Впрочем, о них конкретно мало что было сказано, кроме запрета всяких там зачетов, бартера и требования обязательности платить «живыми» деньгами.
Не знаю, сколь предметно на этом заседании СНБО с участием Президента Л.Кучмы обсужда- лась ситуация (о чем-то же они говорили три часа кряду) в ТЭКе, но журналистам об этом рассказы- вали весьма обтекаемо. Определенно стало понятно, что «шмону» в очередной раз подвергнется «Укрнефть» и НАК «Нефтегаз Украины». «Укрнефть» — за то, что не приносит государству прибыли и не способна конкурировать на отечественном рынке с импортерами нефтепродуктов. НАК — за то, что допускает «несанкционированные переборы газа, а точнее — его воровство», а также за стратегические бомбардировщики, которые почему-то слишком дешево достались россиянам в счет погашения всего долга в 275 млн. долл. При этом Е.Марчук заметил, что «речь идет о том, чтобы разобраться у нас дома, кто является реальным должником тех 275 млн. долл., на кого их расписать». А заодно разобраться и со всеми долгами в секторе газа.
На моей памяти это вторая масштабная попытка разобраться с ситуацией на рынке газа и с должниками. Первая в некоторой мере подмочила репутацию тогдашнего премьера П.Лазаренко да еще дала старт травле днепропетровской корпорации «ЕЭСУ», возглавляемой в свое время нынешним «энергетическим» вице-премьером Ю.Тимошенко. В остальном же все почти так и осталось, с той разницей, что уже в прошлом году газотрейдеров стало не десяток, а сотня с хвостиком, а порядка вообще не было заметно. Правда, газоторговые компании потом еще год трясли все проверяющие инстанции.
Впрочем, когда я спросила у Е.Марчука, не обернется ли и нынешняя проверка очередной травлей неугодных газотрейдеров, он сказал, что «проверка субъектов хозяйствования на энергорынке не была и не является основной целью... Дело не в конкретных субъектах хозяйствования.., а в самой идеологии энергорынка, которая сегодня по сути провоцирует производство дорогой электроэнергии...» и не стимулирует удешевление этого производства и внедрение энергосберегающих технологий.
Несколькими днями после «энергетического» заседания СНБО недавно назначенный председатель правления ОАО «Укрнефть» О.Салмин на вопрос о том, как он расценивает решение о «тотальной» проверке этого предприятия, дипломатично заметил, что коль решили проверять, пусть проверяют, — есть причины. Однако не преминул заметить, что не в результате коммерческой деятельности менеджмента «Укрнефти», а в результате постановления Кабмина это предприятие понесло немалые убытки. Можно, конечно, требовать перечисления дивидендов государству, владеющему контрольным пакетом акций «Укрнефти», и даже нужно, но неплохо бы сначала и бюджету рассчитаться с этим предприятием и не способствовать его убыткам.
По словам О.Салмина, в соответствии с правительственным постановлением от 10 декабря 1998 года добывающие предприятия «Укрнефти» в 1999 году поставили практически 85% добытой нефти и конденсата в Госрезерв. Причем постановление Кабмина оговаривало сумму поставок в долларовом эквиваленте, а согласно контракту значилась цена поставляемой нефти в 264 грн. за тонну. Так что только на курсовой разнице, по словам главы «Укрнефти», это предприятие потеряло 70 млн. На 1 февраля 2000 года Госкомрезерву поставлено нефти на сумму 357,7 млн. грн. Из этой суммы «Укрнефти» в качестве расчета зачли 108,2 млн. грн. в счет обязательных платежей в госбюджет с НДС. Но контракт предусматривал и денежную оплату — 249,5 млн. грн., из которых Госкомрезерв оплатил «Укрнефти» только 139,5 млн. грн. Всего же долг Госкомрезерва перед ОАО «Укрнефть» составляет сейчас 109,9 млн. грн. и Госкомрезерв рассчитывается деньгами за полученную нефть только на 55,9% положенной суммы.
«Незлым, тихим словом» на заседании СНБО вспомнили и энергорынок, заселенный сотнями посредников, которые наряду с некоторыми приватизированными облэнерго «саботируют» денежные расчеты за электроэнергию. Выступая на заседании СНБО, Л.Кучма заявил: «Оседлав и монополизировав этот рынок, неисчислимые посредники получают сверхприбыль, хищнически эксплуатируют энергетические объекты и предприятия».
К слову, в прошлом году энергоотрасль и так уже заметно прошерстили. В результате чего было возбуждено более 800 уголовных дел и возмещено в бюджет, по словам Е.Марчук, свыше 450 млн. грн. Хотя, положа руку на сердце, ничего это не изменило. Но прокатилась волна кадровых перемещений. Вместо Плачкова главой реорганизованного Минэнерго с приставкой «топ» стал экс- глава экс-Минуглепрома С.Тулуб. А после заседания СНБО стало известно об увольнении главы «Энергоатома» Дудченко и назначении вместо него бывшего директора ЗАЭС Бронникова. На следующий день атомщики в очередной раз намеревались грозить проблемами правительству вплоть до жалоб в МАГАТЭ на несоблюдение Украиной международных требований безопасной эксплуатации АЭС. Акции протеста пока отложили... А на заседании СНБО резюмировали, что большинство бед энергоотрасли — на совести прежних ее руководителей. Президент в сердцах даже возмущался, что после всего этого экс-глава Минэнерго еще и плавно пересел в заведомо подготовленное кресло главы «Киевэнерго»... А после всех проверок пообещали, где нужно, также провести кадровую рокировку. Впрочем, в энергоотрасли трудно найти чиновника с опытом, которого хотя бы раз уже не смещали...
В отношении приватизации энергетических объектов всем посоветовали забыть такие ругательные слова, как реприватизация, национализация, деприватизация и пр. С.Тулуб сообщил, что приватизация будет продолжаться, причем очередь дойдет и до энергогенерирующих компаний. Как только будет разработан механизм, который даст возможность эффективно использовать и привлекать инвестиции в энергоотрасль. О судьбе энергорынка как такового С.Тулуб не распространялся, заметив, что сейчас правительство рассматривает все 4 имеющихся варианта организации энергорынка, которые пообещал поскорее рассмотреть в парламенте и новый спикер И.Плющ. А вот дней через десять, мол, правительство определится с выбором. Подождем.