UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭНЕРГОРЫНОК: В НОВЫЙ ГОД В БЕЛЫХ ТАПОЧКАХ?

Идея, что кадры решают все, неплохо прижилась в условиях Украины. А так как результаты работы наших «кадров» трудно назвать блестящими, то и тасуют их, как карточную колоду...

Автор: Игорь Маскалевич

Идея, что кадры решают все, неплохо прижилась в условиях Украины. А так как результаты работы наших «кадров» трудно назвать блестящими, то и тасуют их, как карточную колоду. С начала прошлого года в стране за энергетику отвечает уже четвертый вице-премьер и третий «профильный» министр. О заместителях министров и вспоминать неудобно — всех и не упомнишь. Сейчас в связи с реорганизацией энергосектора и образованием Минтопэнерго начался вообще тотальный звездопад руководителей расформированных ТЭКовских министерств, чиновников снимают пачками…

Происходит это по уже устоявшимся правилам игры: новый руководитель — новая команда. Минусом этого подхода является судьба тех, кто являлся членом старой команды. Так, уход Ивана Плачкова с должности министра энергетики автоматически привел к разгрому т.н. «плачковской группы». Впрочем, так как одновременно ликвидируется и Минэнерго, то обижаться вроде не на кого. Все это, несомненно, будет списано на административную реформу, как на «форсмажор». Хотя и Иван Васильевич большинство своих кадров назначил на места, освободившиеся в результате прокурорской проверки энергоотрасли в прошлом году. По иронии судьбы, тогдашний руководитель той проверки, заместитель генерального прокурора Ольга Колинько тоже заявила о своей отставке.

Впрочем, «бьют» не только по старым кадрам. Своего поста лишился курировавший ядерные вопросы Михаил Уманец. Возможны и другие смещения. И здесь невольно возникает вопрос: а кто придет на смену? Честно говоря, особого кадрового резерва в энергетике нет. Точнее говоря, «технарей», до винтика знающих оборудование в энергетике, вполне достаточно, но вот людей, способных реорганизовать систему в новых условиях, или, скажем, специалистов по работе с финансами явно не хватает. А времени нет вообще — ситуацию уже характеризуют как «катастрофическую». На станциях втрое меньше топлива, чем необходимо. А любая реорганизация неизбежно на каком-то этапе ведет к потере контроля.

В принципе, это понимают и во вновь сформированном правительстве. Тем более что новый вице-премьер по вопросам топливно-энергетического комплекса Юлия Тимошенко о ситуации в энергетике и реальных механизмах ее функционирования знает не понаслышке. В свое время возглавляемая ею «ЕЭСУ» более чем плотно работала с энергоемкими предприятиями. Теперь же она смотрит на энергорынок уже в ранге члена правительства. На первый взгляд ее предложения особой оригинальностью не отличаются. Так, ею предложено на три месяца ввести в энергоотрасли чрезвычайное положение. Вообще-то, к подобным «чрезвычайкам» все уже настолько привыкли, что почти не обращают на них внимания. В прошлом году их уже было десятка полтора. Разве что тогда это было на три-четыре дня, а теперь обещают на несколько месяцев. Но на этот раз все будет много серьезнее. Во-первых, на подходе очередное эпохальное постановление Кабмина по расчетам на энергорынке. Во-вторых, намечается в который уже раз реанимировать знаменитое 487-е постановление КМУ. При этом будут отменены все постановления, которые ограничивают его действия. Основная идея: отключим всех, кто не платит за энергоносители.

Юлия Владимировна намерена снова «пройтись» и по приватизации в энергетике. И там, где окажется, что эффективность новых собственников сомнительна, то и реприватизировать. Правда, реально сделать это очень непросто.

Тем более что годичная война предыдущего руководства с приватизированными облэнерго окончилась ничем — они как не платили в Энергорынок, так и не платят. И трудно обвинять их в этом. Если система допускает возможность легально брать энергоактивы практически задарма, то какой бизнесмен этим не воспользуется? Тем более что не ясно, за что собственно они должны платить, — покажите хотя бы один юридически правильно оформленный договор, где они что-то у кого-то купили. С «Укрэнерго» они договора подписывать не хотят, а пресловутый Договор энергорынка каких-либо серьезных санкций не предусматривает, а уж о их реальности и говорить не приходится. Кстати, руководители облэнерго до сих пор любят вспоминать, как их заставляли этот договор подписывать. На следующий день после его торжественного утверждения пятерых «подписантов» сняли с должности. Но это так, к слову.

Оказалось, что можно вообще не платить. К примеру, ОАО «Луганскоблэнерго» за 10 месяцев 1999 года заплатило всеми видами платежей аж 42% — и ничего. Это облэнерго вполне успешно отбилось даже от попытки наложить на него смехотворный (при масштабах его долгов в сотни миллионов гривен) штраф в 85 тыс. грн. Вообще за прошлый год с приватизированных облэнерго в качестве штрафов не удалось стянуть ни копейки. В общем старые долги облэнерго вряд ли будут платить.

Заодно Юлия Владимировна выдвинула новую версию идеи о передаче энергокомпаний в управление. Ранее это считалось просто хорошим способом безоплатно получить контроль.

Но вряд ли эта идея получит особую поддержку. Дело вовсе не в ФГИ. Проблемы возникнут с нашими дорогими зарубежными спонсорами. Им приватизация нравится, а так как нам от них позарез нужно списание долгов, то их мнение проигнорировать будет труднее.

Впрочем, реформы на энергорынке неизбежны. Крупные предприятия уже искренне удивляются, когда им предлагают рассчитаться за электроэнергию деньгами: неплатежи стали делом «доблести и геройства», а оплата электроэнергии деньгами — верным признаком «профессиональной некомпетентности».

Вице-премьер прямо выступила и против ныне действующей модели энергорынка, заявив, что это отсекло производителей от результатов их деятельности.

По иронии судьбы, в тот момент, когда Юлия Владимировна произносила эту речь, должно было состояться общее годовое собрание членов Оптового рынка электроэнергии. В какой-то мере оно должно было стать эпохальным. Эпоха «шарового» топлива уходит на глазах: уже закончилось дармовое российское ядерное топливо, все труднее воровать газ (простите, несанкционированно отбирать) — туркмены уже отказались снабжать нас бесплатным газом, россияне требуют за долги акции отечественных предприятий и строят обходящие Украину газопроводы, и даже родному НАКу надоело снабжать энергетиков газом с оплатой 24 грн. ($5) за 1000 кубометров.

Само собрание особого интереса не представляло, что было видно даже из его повестки. Собирались отчитываться о проделанной работы, что в принципе могло уложиться в одну фразу: за прошедшее со времени предыдущего собрания время практически никакой работы не велось. Только ближе к концу года состоялись три совета Энергорынка, и все. Единственный вопрос, который серьезно интересовал потенциальных участников энергособрания, — это проект челобитной к спикеру парламента Ткаченко с просьбой не принимать энергозаконопроект Павловского.

Честно говоря, не очень понятно, чем вызвана гневная реакция на законопроект Павловского. Извините, а что, собственно, нового он добавляет в рынок и нынешние отношения? Грубо говоря, его суть: поставки 50% электроэнергии по прямым договорам, а 50% — через энергетическую корпорацию. Но ведь и сейчас происходит то же самое, разве что в других пропорциях.

Противники законопроекта акцентируют внимание на том, что его составили люди, смутно представляющие, как работает энергосистема (это правда), что в нем не учтены маневренные мощности и проблема их обеспечения (это тоже правда). Но нынешняя модель энергорынка к маневренным мощностям тоже не имеет прямого отношения. Их сейчас обеспечивают топливом просто и незатейливо: станции почти бесплатно сжигают госрезервовский уголь и газ. Почитайте на досуге постановления КМУ об очередном выделение газа или угля для Минэнерго, а зимой, как следствие, очередную реляцию «Газпрома» о переборе газа. Можете потом также поинтересоваться: много ли его обратно в резерв вернули? Практически весь он «висит» в «кредиторке» генерации. Забавно, но сейчас активно лоббируется вопрос о госрезерве «атомного топлива». Если это пройдет, будет уже третья серия ядерного топлива, которую нынешняя система энергорынка использует бесплатно. Это может немного продлить ее агонию, но ненадолго. Напомним, для ее функционирования нужен будет еще и «шаровой» газ с углем. Да и государство у нас не настолько богато, чтобы еще раз выбросить 100—150 млн. долл. в год.

Но самое главное — обвинение: мол, одни будут покупать электроэнергию по низким ценам, а на других будут перекладывать убытки и продавать им электроэнергию по высоким ценам. Интересно, а чем это отличается от нынешнего положения вещей: одни покупают у «Энергоатома» по 7,5 копеек (иногда и по 4 коп.), другие (те, кто не платит) должны покупать на Энергорынке по 12 коп. Найдите, пожалуйста, разницу.

Впрочем, даже это энергособрание не состоялось: отсутствовал кворум производителей. То, что его проигнорировали все десять разгосударственных облэнерго, было в общем-то понятно — именно их-то и собирались сделать крайними. Но собрание проигнорировали и такие крупнейшие государственные облэнерго, как донецкое и харьковское. Кстати, их отсутствие и сорвало собрание.

Интересно поступил НАЭК «Энергоатом» (480 голосов из общего числа 2000 голосов): зарегистрировался как энергогенератор, но не зарегистрировался как независимый поставщик. В сумме это и привело к срыву собрания. В общем повторилась история с собранием Энергорынка в декабре 1998 года. Тогда раскол прошел по линии «облэнерго + НАЭК «Энергоатом» против «Минэнерго + генерирующие компании». Впрочем, есть и различия. Тогда Минэнерго еще что-то предлагало, сейчас, по существу, оно и предложить ничего внятного не могло. Возгласы «оставить все как есть» серьезно не воспринимаются. «То, как есть» все (в т.ч. и министерства) расценивают как катастрофу.

Сам же провал собрания ни к каким последствиям (ни негативным, ни позитивным) не приведет — о существовании органов управления Энергорынка уже как-то подзабыли. Если на прошлых сборах было более двух сотен участников, то на нынешние приехало менее 90.

В ближайшее время правительство намерено начать программу «Чистая энергия». Ее целью задекларировано очищение энергорынка от излишнего числа посредников. Для существующей модели Энергорынка это может вполне стать новым элементом убранства — чистыми белыми тапочками.