UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭНЕРГОРЕФОРМЫ: ДУБЛЬ ДВА…

Две недели назад «Зеркало недели» предположило, что после громогласного расширенного заседания Кабмина с участием Президента, премьер-министра Украины Виктора Ющенко ожидает нелегкий выбор...

Автор: Алла Еременко

Две недели назад «Зеркало недели» предположило, что после громогласного расширенного заседания Кабмина с участием Президента, премьер-министра Украины Виктора Ющенко ожидает нелегкий выбор. Он, конечно, после публично оглашенных нелицеприятных эпитетов в адрес членов правительства мог «психануть» — и подать в отставку. Он и «психанул» — но его отставку пока не приняли... Так что время у Виктора Ющенко есть. А вот у «прицельно битого» состава Кабмина — топливно-энергетического его сектора времени почти нет. Ведь ТЭКовцам дана премьером лишь месячная фора.

Энергофора

Из материалов предыдущих выпусков читатели «ЗН» уже знают, что Президент Л. Кучма усомнился было в том, стоит ли отвлекать силы вице-премьера исключительно на решение проблем ТЭКа. Тем более что министр топлива и энергетики Украины ратовал за «единоначалие». Ему, похоже, и дали испытательный срок — месяц: мол, посмотрим, что из этого получится...

До окончания этого срока осталось недолго. Что за это время произошло в ТЭКе, расскажем подробнее в другой раз, если у кого-то есть вопросы. Но (не для прессы) на днях глава Минтопэнерго Сергей Тулуб сетовал, что он, мол, на грани отставки...

Параллельно вице-премьера Ю.Тимошенко уполномочили «заняться регионами». И, представьте себе, по свидетельству очевидцев, она ими предметно занимается по 16 часов ежедневно. До сих пор, если не ошибаемся, в отечественной госчиновничьей практике такого не было. Так что, возможно, через неделю-другую мало найдется спецов от ТЭКа, губернаторов и мэров, которые, как говаривал М.Жванецкий, «глубжее и ширее» были бы знакомы с региональными проблемами энергорынка (а также рынков газа, нефти, нефтепродуктов), чем Ю.Тимошенко, учитывая ее послужной список.

Получается (хотя бы теоретически), что оппоненты Ю.Т., страстно добивавшиеся если не ее отставки из правительства, то хотя бы «от ТЭКа», медвежью услугу оказали сами себе — они же благословили Ю. Тимошенко получить максимум знаний и информации. И если она не поленится, и хватит сил — мы вам не завидуем: кто владеет информацией (а не просто некими СМИ, как кто-то думает), тот владеет ситуацией, если не миром. Впрочем, на минувшей неделе «энергетический» вице- премьер в опале уже продемонстрировала на заседании Кабмина свое знание энергосистемы вообще и специфики расчетов НАК «Нефтегаз Украины» и НАЭК «Энергоатом», в частности.

Первый тайм вы уже отыграли...

Через некоторое время после судьбоносного для всего правительства В.Ющенко «квартального» отчета в присутствии Л.Кучмы, мы констатировали, что первый раунд энергосхватки правительство в лице «энергетического» вице-премьера проиграло — по очкам. Очевидно, осознание этого факта стимулировало оппонентов оглашенных Ю.Т. идей реформирования энергосектора к активизации «похорон» этой масштабной затеи.

Оставим без описания то, как они это делали. Но в результате в образе первого гвоздя появилось публичное «уничижительное» заявление представителей Всемирного банка, ЕБРР, USAID относительно предлагаемых Кабмином энергореформ.

В своем первом в этом году интервью «Зеркалу недели» и первом — в качестве «энергетического» вице-премьера Юлия Тимошенко заявила: «Я не знаю такого олигарха, который бы мог мне дать взятку». Похоже, что осмелившихся даже предложить ей такое и в самом деле не нашлось. (Не станем вдаваться в нюансы того, почему... Об этом можно догадаться, проанализировав действия ее оппонентов — «заклятых друзей и партнеров»: кто — алчен, кто — жаден, кто — недостаточно богат, а кому-то — дорога заказана...). Однако это вовсе не значит, что Юлия Владимировна не знает олигархов — с ними со всеми она лично знакома. И поэтому очевидно и она, и премьер отдают себе отчет в том, с каким сопротивлением и почему сталкивается «топливно- энергетический» блок нынешнего состава правительства.

Оставим без описания и последующие действия Кабмина. Но в итоге иностранные доноры крепко задумались над результатами украинской энергоприватизации. И, похоже, были готовы отказаться от прежних своих резких замечаний.

Да и внутри правительства аргументов против поубавилось. Так, министр экономики Сергей Тигипко, очевидно, не состоящий в друзьях «правительственного энергоблока», выразился (пусть формально) в том смысле, что он на 97 % уже согласен — если с этим согласятся и доноры. Возможно, надеясь на то, что как раз доноры и не согласятся...

Но донорам, очевидно, предоставили иную, не менее «убийственную» информацию. И сейчас их позиция не столь категорична. Так представители ЕБРР не против самой идеи РРЦ, но боятся, что в процессе ее внедрения возникнет множество проблем. Представители USAID хотели, чтобы идея была первоначально обкатана на одном из регионов. Что касается Всемирного банка, то по его мнению, у правительства и сейчас достаточно рычагов влияния на участников энергорынка и вопрос только в наличии политической воли.

И после переговоров с донорами у «энергетического» вице-премьера появились основания заявить, что доноры в принципе не возражают против проекта энергореформ, если будут учтены их замечания и советы.

В принципе это означало, что правительству как раз и предстояло воплощать в жизнь эту самую политическую волю…

«Энергораунд—2»

Так или иначе, но Ю.Тимошенко и те, кто вместе с нею разрабатывали идею реформирования энергорынка, всерьез готовились ко второму раунду «энергосхватки» — ожидавшемуся 5 мая этапному заседанию Кабмина, посвященному топливно-энергетическому комплексу.

Для затравки правительство решило проанализировать ситуацию с энергообеспечением и расчетами в регионах, в первую очередь, потребителями центрального и местных бюджетов. А то и впрямь некрасиво получалось: журит Кабмин неплательщиков, душу вынимает из руководителей облэнерго, а бюджетники так и остаются хроническими должниками. Так как в местных бюджетах изначально не хватает средств на оплату энергоносителей, используемых бюджетными предприятиями и организациями, их вообще планируют в объеме 20—30% от потребности. Нехорошо получается, и это вовсе не укрепляет позиции правительства. Так что Ю.Тимошенко, которой и поручили «регионалку», представила массу материала для размышлений о региональных судьбах, в частности Днепропетровщины, Луганщины, Донетчины. Правительство также попыталось найти средства на «энергетические» статьи расходов местных бюджетов и заставить это сделать местные власти, которые зачастую привносят дестабилизирующие нотки своими действиями или бездействием.

К слову сказать, несмотря на то, что в украинской энергетике большинство областных энергораспределяющих компаний остаются в собственности государства, хотя и преобразованы в АО, уже очевидна небезынтересная тенденция: в ходе проходящих сейчас собраний акционеров облэнерго государство фактически теряет контроль за этими предприятиями, так как его представителей (в лице представителей облгосадминистрации, Минтопэнерго, ФГИ) все меньше остается в составе вновь избираемых правлений АО и наблюдательных советах. А значит, и влияние государства на такие АО автоматически минимизируется. Делается это под флагом регионализации энергетики, с опорой на соответствующие указы Президента. И пока Минэкономики в лице Сергея Тигипко и Минтопэнерго в лице Сергея Тулуба ведут жаркие споры о влиянии РРЦ на инвестиционную привлекательность отрасли для стратегического инвестора и архиважность пополнения за счет него госказны, еще одно и, по мнению экспертов, самое привлекательное облэнерго перешло под контроль негосударственных структур.

Немного об энергошахматах: Куратченко —Тимошенко. Мат в два хода

Пример «Запорожьеоблэнерго», по-видимому, войдет в историю «энергоприхватизации». Контрольный пакет (более 60 %) акций в этом АО принадлежит государству, а рыночная капитализация стоимости акций в период пика достигала около 100 млн. долл. Это означает, что при продаже госпакета на приватизационном тендере госбюджет мог бы получить до 60 млн. долл., или 330 млн. грн. — второй результат после НГЗ. Логично предположить, что и правление, и наблюдательный совет этого АО должны состоять из представителей государства и им должно принадлежать преимущественное право при назначении гендиректора компании и определении стратегии развития АО.

До собрания в наблюдательном совете «Запорожьеоблэнерго» из семи человек пятеро представляли госорганы. И когда на недавнем собрании акционеров избирали новый состав управляющих и контрольных органов АО, представители государства (Ю.Тимошенко телеграммой в адрес В.Куратченко, которому Минтопэнерго и ФГИ выдали доверенность) настаивали на том, что в составе наблюдательного совета должно быть также не менее пяти представителей государства. Однако в результате было кем-то предложено (читателю предоставляется право самому угадать, кем именно) количественный состав наблюдательного совета АО увеличить до 11 человек. Так что теперь даже пять голосов госчиновников в этом органе — вовсе не первая скрипка. Фактически же из одиннадцати было избрано только четыре, что дает возможность проводить заседания НС вообще без присутствия представителей основного акционера — государства Украина. Что тут же, после собрания, и было реализовано. И неудивительно, что в результате такой двухходовки директором «Запорожьеоблэнерго» назначен... бывший первый заместитель правления «Кировоградоблэнерго» Владимир Чернявский, за которого проголосовали Григоришин, Вартанян и другие представители негосударственных акционеров преимущественно из оффшорных зон, избранные главой облгосадминистрации в состав наблюдательного совета «Запорожьеоблэнерго»...

Как обстояли дела в «Кировоградоблэнерго» (то бишь, что ждет «Запорожьеоблэнерго») — см. статью «Жертвоприношение… на чей алтарь?!» в «ЗН» №16. Совершенно ясно, что теперь фактическое управление (владение) «Запорожьеоблэнерго» будут осуществлять не Минтопэнерго и ФГИ, и не Запорожская облгосадминистрация, а те, кто назначил директора и имеет абсолютное большинство в наблюдательном совете.

Впрочем, похоже, все еще не закончилось — чтобы немного разобраться с арифметикой, государство намерено повторно провести собрание акционеров «Запорожьеоблэнерго».

А тем временем после рассмотрения вопроса о расчетах было принято очень жесткое, но, как представляется, неизбежное решение — снять все ограничения на отключения должников за электроэнергию. Как показала практика, в противном случае на местах находят «1000 и один способ», чтобы попасть в «льготники».

Однако вернемся к наболевшему — электроэнергетике. В связи с тем, что Президент поручил в течение месяца подготовить постановление об энергорынке и Тимошенко, и Тулубу, они оба его и готовили. В результате в Кабмине появилось два проекта. Естественно, что, разрабатывая свой вариант, глава Минтопэнерго С.Тулуб старался закрепить документально «направляющую и руководящую» роль исключительно Минтопэнерго. Ну а «энергетический» же вице-премьер сию важную функцию оставил за Кабмином, т.е. скорее за собой.

Вопрос этот принципиальный, ибо в обоих проектах речь идет о все том же создании государственного предприятия «Энергорынок», назначать главу которого, по идее, должно государство. В лице кого — Минтопэнерго или Кабмина вообще? Кстати, первоначально Ю.Тимошенко предлагала решением правительства закрепить в постановлении, что первым руководителем создаваемого ГП «Энергорынок» назначается Юрий Продан. Из некогда внушительной обоймы энергочиновников высшего ранга за последний год едва ли остался человек, хотя бы раз не смещенный со своей должности. Похоже, Продан составляет редкое исключение и тем, что до сих пор ни «доброжелатели», ни недруги публично не заподозрили его в чем-то нехорошем, и, пожалуй, еще никто его лично не контролирует, как это практикуется в отношении руководителей в энергетическом секторе экономики. В конце концов этот пункт из постановления убрали, но, тем не менее, именно Продан и возглавил созданное ГП «Энергорынок».

Идею реформирования энергосектора по проекту Ю.Тимошенко «Зеркало недели» в предыдущих выпусках описывало достаточно подробно. Поэтому напомним только основные моменты. В частности, что несказанно укрепляется роль НКРЭ в контроле за соблюдением теми же облэнерго и независимыми энерготрейдерами условий и правил лицензионной деятельности при поставке электроэнергии.

Аккурат за неделю до «топливного» заседания Кабмина нынешнее руководство НКРЭ, как говорится, подсуетилось и издало целую пачку распоряжений о начале процедуры аннулирования лицензий практически у всех облэнерго. Вероятно, эта акция призвана была засвидетельствовать активную позицию и значимость НКРЭ в ее нынешнем виде и составе.., а может быть, дать еще один аргумент противникам РРЦ.

Если прежде Ю.Тимошенко настаивала на передаче на конкурсной основе РРЦ в управление, то теперь подход значительно смягчен. Приоритет будет отдан самим облэнерго. И только если они сами не захотят или когда они уже вторично не справятся с возложенными на них обязательствами, в частности, по сбору «живых» денег, — тогда уж РРЦ вместе с лицензией будет передаваться на тендере другим участникам энергорынка (соседнему облэнерго, генкомпании или независимому поставщику). Этим самым центры (РРЦ) в любом случае должны быть готовы подхватить эстафету у тех, кто опростоволосится.

Впрочем, хотя и ожидалось, что постановление о начале энергореформы вступит в силу на этом заседании, рассмотрение его снова отложили. Очевидно, что полностью согласовать все позиции не удалось.

Зато правительство приняло жесткие меры, чтобы окончательно запретить и последнюю лазейку для бизнесменов от энергетики — возможность переуступки долга. Это как раз и есть механизм, позволяющий на законных основаниях «уводить» средства из оборота энергорынка как такового. Разумеется, такая перспектива не нравится ни самим облэнерго, ни, тем более, энергобизнесменам. Тут, пожалуй, и развернется основная борьба, и легкой она не будет. Сейчас готовится постановление Кабинета министров, прямо запрещающее предприятиям, в которых контрольный пакет принадлежит государству, любые формы расчетов, кроме денежных. Восторга это отнюдь не вызовет — скорее напротив. Тем более что именно в бартерно-вексельные схемы и упираються истоки теневой экономики. Одновременно правительство отменило 23 собственных документа, позволявших проведение неденежных расчетов.

Заодно правительство намерено отменить проведенный приватизированными облэнерго взаимозачет на 650 млн. грн. за потребленную электроэнергию. При этом было обещано, что оно детально разберется в том, кто способствовал его проведению, с соответствующими кадровыми выводами. В частности, вице-премьер сообщила, что на проведение данного взаимозачета дали согласие заместители министра топлива и энергетики Александр Светлик и директор Национальной энергетической компании «Укрэнерго» Владимир Лучников. В подготовке протокола, предусматривающего проведения взаимозачета, принимали участие замминистра топлива и энергетики Владимир Кривицкий. (История с зачетом достаточно интересная, и к этой теме мы еще вернемся.)

Интересно, что хотя заседание от 5 мая и планировалось как чисто «энергетическое», таковым оно не стало, ряд вопросов был перенесен. Причем, по официальной версии, этому помешало готовящееся празднование 55-летия Победы: губернаторы заняты подготовкой к празднику.

Энергоблоку праздновать день победы на своем фронте пока что рановато, но, может, и на их улице будет праздник. Слишком уж дорого для страны обойдется поражение…