UA / RU
Поддержать ZN.ua

Энергобезопасность страны и объединение в энергомашиностроении

Проблема обеспечения энергетической безопасности является центральной в энергетической политике почти всех стран мира...

Автор: Юрий Кравец

Проблема обеспечения энергетической безопасности является центральной в энергетической политике почти всех стран мира. Украина — не исключение, однако, говоря о современном состоянии проблемы, с сожалением приходится констатировать: внимания ей уделяется крайне недостаточно. Одно из основных следствий этого — низкая эффективность производства, транспортировки и потребления энергоресурсов, отсутствие активной политики энергосбережения в стране. А поскольку от надежного энергообеспечения страны напрямую зависит ее национальная безопасность, то, наряду с решением проблем сегодняшнего дня, необходимо определить стратегические направления развития топливно-энергетического комплекса и особенно его энергомашиностроительной составляющей.

Независимость государства не может реализовываться в условиях его полной энергетической зависимости от других стран. Объемы собственной добычи нефти обеспечивают потребности нашей страны всего на 10—12%, газа — на 18—20%. Частично работая на импортном газе, украинские тепловые электростанции сильно зависимы от импортного снабжения.

Альтернативным источником электроэнергии для Украины может стать гидроэнергетика. Последняя является одним из важнейших элементов энергетического баланса в ряде стран ЕС и играет существенную роль в снижении выбросов парниковых газов, повышении энергетической безопасности. При этом если доля гидроэнергетики в большинстве стран Европы составляет порядка 15—20%, то в Украине — всего 5%. Гидроэнергетические мощности страны представлены Днепровским и Днестровским каскадами ГЭС, Киевской гидроаккумулирующей станцией (ГАЭС) и рядом малых ГЭС. Все восемь электростанций объединены в одной структуре — ОАО «Укргидроэнерго», эксплуатирующей 99 гидроагрегатов общей мощностью около 4800 МВт.

Однако и тут не все так хорошо, как могло бы показаться: оборудование станций отработало от 20 до 40 лет и давно требует реконструкции. «Примерно 95% наших тепловых электростанций исчерпали свой расчетный ресурс, а 43% — фактически находятся на грани физического износа. Здесь действительно реальной становится угроза энергетической безопасности, ведь выход из строя одного генератора может «организовать» недопоставку огромного количества электроэнергии», — отмечает президент Харьковского регионального центра инвестиций Игорь Тулузов.

По словам директора Центра социальных исследований «София» Андрея Ермолаева, причина возникающих угроз энергетической безопасности Украины лежит за пределами энергетики. «Это не проблема самой отрасли. Проблема лежит в сфере нереформированной промышленной экономики, потому что она была и остается энергозатратной. Главная причина — в крайне высокой энергоемкости производства, и, соответственно, это создает цепочку постоянного высокого спроса экономики на энергетические ресурсы — как в виде энергоресурсов поставляемых, так и в виде конечного продукта — электроэнергии, — говорит А.Ермолаев. — К сожалению, дискуссия по поводу реформирования украинской энергетики и решения проблемы энергетической безопасности постоянно «крутится» вокруг двух формальных аспектов — диверсификации источников и модернизации самого производства».

Проблемы, возникшие в процессе модернизации производства, выглядят странно, поскольку в стране создан очень мощный энергомашиностроительный комплекс. «Теоретически этот комплекс на данном этапе в состоянии решать проблему замены оборудования не только на отечественных электростанциях, но и на электростанциях бывших республик СССР, а также других государств. Мне представляется крайне опасным, что этой теме не уделяется должное внимание и что наш энергомашиностроительный комплекс со своими проблемами существует сам по себе, а вопросы энергетической безопасности и энергогенерирования — сами по себе. Для того чтобы эффективно использовать имеющийся у страны потенциал, необходимо создать координирующий орган — холдинг, корпорацию или еще какое-то объединение», — убежден Ермолаев.

Что касается технологии решения данной проблемы, то, по мнению эксперта, ключевой вопрос — это определить подходы к модернизации энергетики и найти подрядчиков, готовых выполнить связанные с модернизацией энергетики работы. «К сожалению, в Украине из года в год изменяется подход к тому, какие сектора необходимо оставить в государственной собственности, а какие подлежат тотальной либерализации и организации на основе частной собственности. Особенно остро этот вопрос стоит в энергетическом машиностроении, которое сегодня является ключом к энергетическому суверенитету Украины. Здесь следует применить подход, предусматривающий формирование государственной холдинговой системы… и принятие государственной программы с госзаказом на новые технологии для энергетики», — считает А.Ермолаев.

Директор харьковского государственного предприятия «Завод «Электротяжмаш» (ведущее предприятие Украины по разработке и производству турбо- и гидрогенераторов, крупных электрических машин постоянного тока для различных отраслей народного хозяйства, единственный поставщик комплектного электрооборудования для железнодорожного и городского электротранспорта) Олег Калашников считает, что в Украине необходимо создать единое объединение, включающее ГП «Завод «Электротяжмаш», ОАО «Турбоатом», Харьковское государственное производственное объединение «Монолит» — головное предприятие Харьковского государственного приборостроительного завода им. Т.Г.Шевченко. В это объединение также, возможно, могут войти ОАО «Сумское НПО им. М.В.Фрунзе» и другие предприятия отрасли. Калашников отметил, что при такой реорганизации необходимо сохранить юридический статус предприятий. «Наш завод является единственным в Украине производителем подобного оборудования… Во всем мире существуют объединения энергомашиностроительных предприятий. На просторах СНГ их было два — «Силовые машины» и завод «Электротяжмаш», а в мире — пять». В качестве примера он назвал американские компании General Electric и Westinghouse Electric Corporation, французскую машиностроительную компанию Alstom, немецкий промышленный гигант Siemens и российский энергомашиностроительный холдинг «Силовые машины».

По мнению О.Калашникова, слияние отечественных энергомашиностроительных предприятий в единую структуру позволит защитить государственные интересы в сфере энергетического машиностроения, оптимизировать производство и продемонстрировать эффективность управления госактивами. Вышестоящий орган (объединение) заключал бы все контракты, распределял задание и определял цену и прибыль.

«У нас есть не только уникальное для Украины оборудование, но и собственный НИИ, в котором работают 600 человек. Оборудование, аналогичное нашему, произвести нельзя нигде, оно уникально, точно так же, как уникален и человеческий потенциал. Практически во всех странах СНГ, в Прибалтике, Польше, Сирии, Индии работают наши генераторы. 60% российских ТЭЦ эксплуатируют оборудование, произведенное в Харькове. Но самое главное — уникальность украинского производственного комплекса. Если уничтожить одно из его предприятий, потеряем все. Сегодня у нас есть возможность осуществлять так называемую комплектную поставку, когда все оборудование для новой электростанции поставляют украинские предприятия. Однако возникает одна сложность. Приходят к нам заказчики, например, из Сирии или Индии и хотят приобрести оборудование для электростанции. Заказчики не могут бегать заключать контракты с каждым заводом отдельно. Ведь все оборудование для станций должно быть выполнено по единому проекту. Для этого, считаю, необходимо создать объединение предприятий энергетического машиностроения», — сказал О.Калашников.

Если проследить процесс объединения предприятий энергомашиностроения России, то еще два-три года назад «Силовые машины» представляли собой конгломерат заводов, купленных холдингом «Интеррос» в ходе приватизации. Задача заключалась в том, чтобы выстроить концерн, освободить заводы от не свойственных им функций, прежде всего — реализации готовой продукции и участия в международных тендерах на получение заказов для производства, — с тем чтобы централизовать эти функции в управляющей компании. В результате реализацией продукции полностью занимается управляющая компания, все специалисты по продажам перешли туда. Пока заводы еще оказывают услуги по обслуживанию проданного оборудования, но недавно создан департамент по сервису, то есть начат процесс централизации и этой функции.

Судя по прогнозным оценкам планов строительства АЭС и устойчивого увеличения потребления ядерного топлива, условия для наращивания объемов производства на украинских энергомашиностроительных предприятиях сложились благоприятные. Однако следует иметь в виду, что конкурентная борьба на мировом атомном и энергомашиностроительном рынках ужесточается, поскольку предложение превышает спрос. При этом используются все возможные методы, вплоть до политического давления, как это имело место при вступлении стран Восточной Европы в ЕС. Напомним, условием их вступления было закрытие атомных блоков российского производства как ненадежных.

В мире происходит объединение фирм-производителей, научных организаций с целью концентрации ресурсов и финансовых средств на разработку и овладение передовыми технологиями, за которыми — будущее энергетики и промышленности. Украина пока пребывает в стороне от этих процессов. Из-за отсутствия достаточных инвестиций, срывов финансирования большинства принятых программ все имеющиеся ресурсы отечественного энергетического машиностроения сконцентрированы на решении текущих проблем и мало что делается на перспективу. А это значит, что в недалеком будущем наша страна может утратить имеющиеся сегодня позиции в разработке передовых технологий и в производстве наукоемкой продукции.

Для того чтобы энергомашиностроительный комплекс Украины мог реализовывать свой потенциал на благо устойчивого экономического развития страны, необходима, прежде всего, государственная политика, обеспечивающая безусловное выполнение намеченных планов и программ, поддержку инновационных проектов, расширение международного сотрудничества в этом направлении.

Генеральный директор ОАО «Турбоатом» Анатолий Бугаец также как бы не против создания единой структуры. Однако он говорит, что объединять другие предприятия с «Турбоатомом» нельзя, поскольку, дескать, они банкроты. «Это означает утопить еще один корабль, который называется «Турбоатом», — сказал А.Бугаец в интервью УТ-1.

В то же время премьер Юлия Тимошенко уже высказалась за создание государственного объединения, в которое вошли бы предприятия энергетического машиностроения. «Мы будем очень внимательно подходить к тому, чтобы на базе государственных предприятий, которые связаны с машиностроением, энергетическим машиностроением, создавались мощные корпорации, которые будут достойными участниками на рынках», — сказала Ю.Тимошенко на пресс-конференции.

Остается только надеяться, что слияние энергомашиностроительных предприятий не затянется на длительное время и государство четко определится с механизмом и организационно-правовой структурой такого объединения.

P. S. Объединение предприятий энергетического машиностроения необходимо и оно будет создано. К такому мнению пришли директора заводов отрасли и специалисты Министерства промышленной политики в ходе совещания, состоявшегося в четверг. Созданная совместная рабочая группа должна подать в министерство свои предложения в течение 10 дней, после чего они будут рассмотрены на очередном совещании.