UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕТСТВО ЗАКОНЧИЛОСЬ

Первый аукцион по продаже нефти поставил точку в длинной истории. По ходу ее развития нефть в стране с острой нехваткой нефтепродуктов превратилась для ее производителя в малоликвидный товар...

Автор: Игорь Маскалевич

Первый аукцион по продаже нефти поставил точку в длинной истории. По ходу ее развития нефть в стране с острой нехваткой нефтепродуктов превратилась для ее производителя в малоликвидный товар. Конечно, добиться этого не просто, но если уж сильно постараться…

Выглядело это примерно так. Половина собственной добычи у производителя тут же отбиралась и централизованно «откатывалась», т.е., простите, распределялась на богоугодные дела — поддержку там сельского хозяйства и прочая. Впрочем, по прискорбной случайности, изготовленное из такого сырья горючее до конечного адресата либо не доходило или уж если поступало, то по совершенно рыночным ценам. Интересно, что государству за поставленные ресурсы традиционно возвращается не более трети стоимости, тогда как коммерческим структурам возвращают куда больше.

Секрета схема не представляла, но слишком уж мощные силы стояли за ее сохранение. На скольких счетах оседала образовавшаяся «дельта», уже никто и никогда полностью не узнает… И может быть, поэтому до простейшей идеи продажи всего дефицитного ресурса на открытых торгах за деньги дело дошло только на шестом году «радикальных реформ». Кстати, и на этот раз предпринимались очень настойчивые попытки внедрить идею проведения специальных аукционов, естественно, для нужд сельского хозяйства. Тем более что для организации аукционов пришлось отменить очередное постановление Кабмина о выделение 2 млн. тонн «для родного АПК».

Наконец 29 марта было принято постановление о продаже всей нефти и сжиженного газа, добываемых предприятиями с госдолей свыше 50%, на аукционах. Фактически речь шла о крупнейшем производителе нефти в Украине ОАО «Укрнефть», на долю которого по итогам 1999 года приходится 78% добытых в стране нефти и газового конденсата.

Аукцион намечали провести еще 18 апреля, даже успев объявить об этом, но в последний момент перенесли на 27 апреля. На продажу выставлялся практически весь имевшийся в распоряжении «Укрнефти» ресурс добычи в мае текущего года — 169 тыс. тонн нефти и 2 тыс. тонн газового конденсата. Еще примерно 32 тыс. тонн нефти ОАО «Укрнефть» имеет право оставить на собственные нужды. Ключевыми вопросами были: будут ли покупать нефть по новой цене. Если ранее она направлялась в Госрезерв по 105 долларов за тонну, потом по 115, то на аукционе стартовая цена составляла 128,9 доллара (696 грн.) за тонну.

В принципе все знали, что худшую по качеству, чем украинская, российскую нефть покупают по 155—160 долл. за тонну, но ведь здесь шла речь о ресурсе, который привыкли брать дешево. Председатель правления компании Олег Салмин считал, что опасения преувеличены. В середине апреля он заявил, что у «Укрнефти» около 60 постоянных клиентов, которые готовы прийти на аукцион и работать.

Однако до последнего момента судьбу первого аукциона по продаже нефти предугадать не брался никто. Ведь аналогичная идея продавать газ за деньги на аукционах уже почти два года едва теплится — брать газ «на шару» оказалось и легче, и приятней… Оптимизм внушало разве что то, что в отличие от газа нефтепродукты в стране никто и никогда бесплатно не потреблял. Просто раньше из схемы распределения доходов (очевидно, за ненадобностью) выбросили и государство, и производители.

В «Укрнефти» заявляли, что в случае неудачи первого аукциона компания готова проводить их столько, сколько понадобится, чтобы продать весь объем добычи.

К счастью, опасения не подтвердились, аукцион прошел едва ли не «на ура». Для участия в нем зарегистрировались 34 покупателя, причем до полутора десятков из них приняли участие в торгах. За исключением двух снятых позиций «Черниговнефтегаза» (примерно 20 тыс. тонн.) весь остальной объем был продан. И не просто продан — пожалуй, впервые за десять лет в стенах Украинской фондовой биржи в течение двух часов шла настоящая борьба. За одну позицию торговались несколько покупателей и цена ее менялась десятки раз. Средневзвешенная цена (включая НДС) поднялась на 11,6% — со стартовых 129 до 144 долларов за тонну. Более того, некоторые лоты были проданы и по 157 долларов.

Такого успеха не ожидала даже сама «Укрнефть». Ее аналитики считали, что цена нефти будет на уровне 135 долларов за тонну для нефти с поставкой на Кременчугский НПЗ и 145 долларов с поставкой на Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ. Реально цены оказались на 10 долларов выше. Впрочем, вряд ли такой «просчет» сильно огорчил Олега Салмина. Хотя на всякий случай были приняты и подстраховочные меры. Так, в торгах активно участвовали представители Госкомрезерва и их заявки на покупку неплохо способствовали поддержанию высокого уровня цен.

Газового конденсата на продажу выставлялось немного, всего 2 тыс. тонн, и он был продан со средним превышением над стартовой ценой 23,4% (по 214 долларов тонна). Всего от продажи нефти и конденсата «Укрнефть» должна получить 116,37 млн. грн. При этом 23,7 млн. грн. из этой суммы сразу уйдет в госбюджет как уплата НДС. Эту сумму можно смело считать изъятой из теневого оборота.

Впрочем, хотя нефть, по словам одного из участников торгов, «улетала со свистом», были и некоторые просчеты. Так, по мнению покупателей, нарезка лотов (в основном 550—1000 тонн) при таких объемах слишком мала, что затянуло торги. Хотя, возможно, в этом и был расчет — брокеры иногда явно терялись. Сказывалось отсутствие привычки к реальным, а не договорным торгам. В итоге кое-кто сумел купить нефть по 129 долл., с доставкой трубопроводом, а за более неудобную доставку автотранспортом платили и 153 долл. Впрочем, по мере накопления опыта это быстро пройдет.

Возможно, изменится и место торгов. Первые прошли на УФБ, как уже имеющей опыт проведения «газовых» аукционов. Но с УФБ попробуют потягаться и другие биржи. Ведь за организацию аукциона поступает биржевой сбор — 0,5%, что при нынешних оборотах составляет вполне приличную сумму. Ожидается, что 5 мая пройдет тендер по выбору постоянной торговой площадки для проведения аукционов. И хотя позиции УФБ выглядят предпочтительнее, не исключено, что ей придется пойти на снижение цены за услуги. Да и в зале не мешало бы установить кондиционеры…

Следующий аукцион пока намечается на середину мая. На продажу выставят оставшиеся от первого аукциона 20 тыс. тонн черниговской нефти. А примерно через месяц на продажу выставят уже июньскую добычу нефти.

Хотя организаторы торгов не оглашают названия компаний-покупателей, это были в основном представители работающих с заводами трейдерских структур, типа концерна «Содружество». Сами заводы в торгах участия не принимали, хотя представители некоторых в зале находились.

Первым итогом нынешнего аукциона стал новый ориентир цены на украинскую нефть —144 долл./тонна, это около 20 долларов за баррель, что уже близко к мировой. Правда, еще несколько ниже, что с учетом высокого качества украинской нефти делает выгодным экспорт. Чтобы не допустить вывоза нефти, в контрактах будет запрещен ее экспорт.

Участники торгов считают достигнутый уровень цен близким к предельному. По словам одного из них, «144 долл. — это потолок, после переработки на НПЗ — около 152 долл., так как рентабельность — не более 8 долл. на тонне». Впрочем, схемы переработки бывают разные, и те, кто брали дороже, тоже на что-то рассчитывали. В конце концов, повторюсь, что российскую нефть берут и по более высокой цене. Впрочем, с учетом ожидаемого повышения цен на нефтепродукты вряд ли покупатели понесут убытки. Да биржевые торги для того и проводятся, чтобы сам рынок отрегулировал ценовые перекосы.

А пока что первый блин для отечественных нефтяников не вышел комом. Напротив, он выглядит вполне пригодным к употреблению. Похоже детские шалости начального периода по принципу «У-2» (урвал-удрал) понемногу уходят в прошлое. Да и действительно, пора взрослеть…

Игорь МАСКАЛЕВИЧ