UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕРНАЯ ДЫРА

Кроме вулканов, тайфунов, цунами и землетрясений, в Японии ничего больше нет. Если бы фиксировали в...

Автор: Игорь Мельниченко

Кроме вулканов, тайфунов, цунами и землетрясений, в Японии ничего больше нет. Если бы фиксировали в книге Гиннесса эффективность экономических систем, то там оказалась бы прежде всего Япония — экономический «вечный двигатель» — система, которая производит больше, чем потребляет, только лишь в силу своего функционирования. В книгу Гиннесса при этом надо бы было включить и Украину. Если снова взять аналогию из физики, то — в качестве «черной дыры»: изобилие столь велико, что подсчету не поддается, и при этом не видно, куда же все исчезает.

В анализе экономических «черных дыр» важнее получить ответ не на вопрос «сколько?», а установить: почему и как исчезает. При этом рассмотрение частной ситуации общей картины не меняет, ибо происходящие в «дыре» процессы «самопоглощения» принципиально сходны. Вместе с тем, конкретная ситуация дает возможность, опираясь на известные точные числа, вникнуть в суть явления.

Общая сумма кредита Экспорт-Импорт Банка Украины в 1993 г. коммерческой структуре «Земля и люди» — семьдесят миллионов долларов США. Для государственной хронически пустой валютной казны — сумма ощутимая, а на формирующемся нашем рынке нищих вообще астрономическая. Кредит, естественно, не возвращен, что в государстве, которое инициирует и поддерживает финансово-спекулятивные отношения, явление вполне нормальное — это еще не «черная дыра». Все сложней, и, забегая вперед, скажем, что месяц назад в истории с невозвращенным кредитом обнаружилось самое настоящее самопоглощение. Впрочем, все по порядку.

Договор между ассоциацией «Земля и люди» (дальше — ЗЛ) и американской фирмой ЗЕНЕКА ИНК заключался в начале 1993 г., так сказать, на государственной территории — в Минсельхозпроде Украины. Основания для этого были: в преамбуле Договора ЗЛ определена как «государственное предприятие под руководством Министерства сельского хозяйства Украины». Это, конечно же, вздор — никакими частными коммерческими структурами Минсельхозпрод не руководит, а ЗЛ государственным предприятием не является и никогда им не была. Но написано такое неспроста. По законам Украины для импортируемых семян и сельхозхимии обязательны испытание и регистрация. Обойти закон американские партнеры рассчитывали при помощи министерства, о чем в Договоре сказано прямо: «ЗЛ и Министерство согласны принять все необходимые меры с целью отмены необходимости (выделено мной. — И.М.) регистрации или получения санкции любого типа для семян, сельскохозяйственных химикатов или любых других элементов, поставляемых по этому Договору» (р. IX.Б). Вот и подключили американцы министерство к Договору — «ЗЛ, ЗЕНЕКА и Министерство, намереваясь взять на себя юридические обязательства...» — раз десять в Договоре Минсельхозпрод упоминается как ответственное по исполнению соглашения юридическое лицо. Очень показательно здесь, что в юридическом документе, подписанном от имени государственного органа, без обиняков, прямо говорится об «отмене необходимости». Необходимость, в принципе, отменить нельзя. Отменять можно, в рамках логики, только достаточность. И если юристы допускают возможность «отмены необходимости» (а Договор составляли американские юристы), то писали они это в расчете на «страну дураков» или преступников. Но в последнем случае необходимости отменяются запросто и никакие юридические документы не составляются, так что остается — «страна дураков». Впрочем, пусть читатель судит сам: «Министерство и ЗЛ этим отказываются от всех прав, ...включая, без ограничений, суверенный иммунитет... или любую защиту, предоставляемую по доктрине государственного суверенитета»
(р. XII. И).

Так как это совершенно невероятная ситуация, когда от имени государственного органа в государстве, провозгласившем себя суверенным, дается и подписывается обязательство отказаться от защиты иммунитета государства, то пришлось, как сейчас принято говорить, провести журналистское расследование. Результаты его таковы.

1-й заместитель генерального директора ЗЛ, подписавший Договор в присутствии юриста ЗЛ, заявил:

— Я договор увидел только в Минсельхозпроде на самом подписании. Подписал, не читая.

Представитель министерства был бесхитростным:

— Знаете, я специалист по вопросам сортов семян. Эти все вещи для меня были новыми, я в них не ориентируюсь. Поверил, когда подписывал, нашим юристам.

Бывший же президент ЗЛ, а ныне первый заместитель председателя Верховного Совета Украины А.Ткаченко от обсуждения уклонился:

— О чем вы собираетесь писать! Кто вам это заказал?.. Какой суверенный иммунитет! Да я этот Договор знаю наизусть. А знаете ли вы, что такого проекта еще мир не видел? Ему нет равного во всей Европе!

Не получилась, к сожалению, беседа с А.Ткаченко и не удалось выяснить, как это он, муж государственный, не только ныне, а и в прошлом, согласился с документом, в котором ответственность за невыполнение Договора между двумя коммерческими структурами хитромудрыми юристами перелагалась на Украину как государство. Притом во всех случаях, даже при непредвиденных обстоятельствах: в разделе Х, где эти обстоятельства фиксируются, от ответственности освобождена ЗЕНЕКА и ЗЛ, а Минсельхозпрод вообще не упоминается.

Но напрасно, совсем напрасно крючкотворили юристы. Представители сытого Запада, которые ринулись на прикорм в Украину, просто сразу не знали, что здесь случаются золотые дожди из государственного валютного фонда. Не для всех, а начиная только с определенного уровня запрашивающего. А.Ткаченко таким уровнем обладал, о чем и сейчас, не скромничая, заявляет публично: «Для того, чтобы стать министром и заместителем председателя Совета министров, я прошел огромный путь... А то прицепили этот «поплавок» и уже говорят, что мы с вами, товарищ Ткаченко, одинаковые. Я говорю: по значку одинаковые, а по уровню — разные, и по назначению. И значок нас аж никак не может уравнять». (Из последнего выступления перед избирателями в Смелянском районе Черкасской области. «Поплавок» — значок народного депутата). Но представители ЗЕНЕКИ при подписании Договора без всяких слов и заявлений президента ЗЛ убедились в высоком уровне А.Ткаченко, когда по предложению украинской стороны начальная стоимость Договора по поставке сельскохозяйственного комплекса для выращивания американской кукурузы была увеличена с $60.000.000 до $66.000.000. Увеличена в прямом смысле росчерком пера — черными чернилами без перепечатки текста нолик был исправлен на шестерку и исправление заверено печатями договаривающихся сторон.

Это уровень! Однако, справедливости и ясности ради, отметим и уточним сразу, что этот небольшой дождик в шесть миллионов предназначался не ЗЕНЕКЕ. А потом займемся десятками миллионов, которые перепали американцам.

Уточняется все довольно просто. Через полгода ЗЛ попросила ЗЕНЕКУ, оформив это документально, поставить оборудование, технику и товары, напрямую в кукурузном проекте использованию не подлежащие: небольшой парк современных моделей легковых автомобилей, офисная мебель, оргтехника. Ну, еще там садовые косилки и водонагревательные котлы — на личных дачах вещи весьма полезные... Наконец, совсем мелочевка — солонки и перечницы (869 шт.), туалетная бумага (в ограниченном количестве)... В общем, если все точно посчитать, то как раз шесть миллионов долларов и набегает.

Оценка сумм, ушедших непосредственно на реализацию проекта, заслуживает более подробного рассмотрения.

При поставке по Договору кукурузоуборочных комбайнов переплата на каждом, согласно известным мировым ценам — $50.000. Комбайнов прибыло в Украину 200. Так что легко посчитать: $200х50000= =10.000.000 (десять миллионов!) долларов. Это только переплата, просто так добавленная дяде стоимость. Следует еще сказать, что американские комбайны в принципе оказались не нужны — вместо зерновой кукурузы вырос трехметровый силос. С комбайнами же поступили сообразно местным нравам и традициям — раскурочили, повынимали радиоаппаратуру, и сейчас в личных автомобилях рядовых исполнителей лопнувшего кукурузного проекта звучат великолепные магнитофоны. 200 человек, скорее всего, не знают, что за доставшуюся им «на дурняк» аппаратуру уплачена невообразимая цена.

Более десяти миллионов ушло за 1.400.000 литров гербицида эрадикан, который в качестве основного химического средства должен был (согласно приложению Б к Договору) обеспечить урожай. Часть эрадикана попала-таки на кукурузные поля. Но потом обнаружилось, что у этого крайне нестойкого гербицида уже 3 года как вышел срок годности. ЗЕНЕКЕ никто претензий не предъявил и деньги за поставленный эрадикан, который эрадиканом не был, а разложившейся безвредной — в лучшем случае — для полей жидкостью, назад не востребовал. Около 400 000 литров этой жидкости ЗЕНЕКЕ вернули, но и за них деньги не востребовали. Не востребованы деньги и за 624 тонны семян кукурузы, которые оказались затопленными морской водой, то есть являлись не семенами, а сырьем, из которого можно изготовить разве что кукурузные хлопья. Да и то вряд ли.

Словом, предоставленный ЗЛ шестидесятишестимиллионный кредит пошел прахом. Да и как могло быть иначе, если государственно-управленческие звенья не контролировали ситуацию и не желали этого. А для правоохранительных органов ЗЛ была недосягаема — уровень надо учитывать. Уровень! «Чем я занимался в 1992 — 1993 годах, когда не был ни народным депутатом, ни членом правительства, это мое личное дело» (из цитированного уже выше выступления А.Ткаченко).

Шура Балаганов смог все же точно посчитать — сколько ему нужно для полного счастья. Руководство ЗЛ ошиблось. Хотя, казалось бы, счастье оценивалось и рассчитывалось всесторонне, вплоть до солонок и туалетной бумаги, но денег не хватило. Пришлось еще взять кредит в четыре миллиона. Проект ведь грандиозный. Одних только фермеров из США на посевную доставили более ста человек. Неделю поработали — вот вам почти трех миллионов и нет. Щедростью оплаты труда фермеры были так поражены, что, надо думать, даже не заметили отсутствия магнитофонов в привычных им комфортабельных комбайнах «Джон Дир», и до сих пор, наверное, рассказывают недоверчивым соседям, насколько обильна и богата страна Украина.

В последнем предположении нет и тени иронии. Мы сейчас документально убедимся, что эти фермеры в оценках не ошибаются. Документ представляется тоже невероятным. Но он существует, и действия, в нем предписанные, уже воплощены в жизнь.

«Министерство сельского хозяйства и продовольствия Украины. Постановление коллегии №2 от 15 февраля 1995 года... Коллегия постановила: 2. Закупить, в соответствии с поручением Кабинета министров Украины от 23.12.1994 года №22351/11, в государственные ресурсы 3484 тонны гибридных семян кукурузы у агропромышленной ассоциации «Земля и люди».

Прежде всего, такой документ невероятен формально: нет поручения с таким номером и никогда в Кабмине вопрос о государственной закупке семян кукурузы у ЗЛ не рассматривался. А было дело так. В конце 1994 г. Минсельхозпрод обнаружил, что не хватает семян для посевной 1995 г. Отсутствовали и бюджетные средства на их закупку. Поэтому министерство составило проект распоряжения Кабмина, которым разрешался бартерный обмен необходимого количества семян, принадлежащих разным коммерческим структурам (в том числе и ЗЛ), на пивоваренный ячмень из госрезерва. Но В.Масол это распоряжение не подписал, а наложил туманную резолюцию: «Согласен на паритетных условиях» (а какими они еще могут быть — ведь речь о бартере?), поставил подпись и число — 23.12.94. Текст резолюции в Кабмине отпечатали на машинке и направили (исх. №22351/11) в Минсельхозпрод. А на февральской коллегии министерства туманную резолюцию решено было истолковать как разрешение закупки, исходный же номер считать номером поручения.

Маленькие, так сказать, хитрости, но в большом кукурузном бизнесе.

Поэтому и вылились они в довольно крупные суммы. Давайте прикинем. Безымянные 3484 тонны из министерского постановления — остатки двух сортов семян, поставленных ЗЕНЕКой, и цена им была по $1000 и $1700 за тонну. Таким образом, где-то на пять миллионов долларов остатки тянут, а в купонах — более половины триллиона получается. Невероятно, но факт: Минфин должнику государства — ассоциации «Земля и люди» — исходя из американских цен, деньги перечислил. За кукурузу, которая в 1993 г. государством без всякой надобности уже один раз была оплачена при выдаче кредита ЗЛ!

В классической экономике подобных схем финансово-товарных отношений нет. Это наше, современное изобретение — экономическая «черная дыра» с эффектом самопоглощения — легально урвать куш у государства, разбазарить часть, а то, что осталось, предложить государству выкупить, и заставить-таки его это сделать.

Конечно же, изложенное никоим образом не направлено против А.Ткаченко лично. Дело в явлении, а не в том, кто это явление олицетворяет. Фактически вот уже три года идет масштабное разбазаривание и разграбление государства при негласном сговоре политических собственников. Власть — это собственность в той мере, в какой она неотчуждаема. Если бы в Украине не было столь устойчивым ядро политических собственников — чего стоит пример возврата в прежнее кресло В.Масола — истории, подобные описанной, не случались бы. Смелый и откровенный человек А.Ткаченко, если публично заявляет о своем предназначении и неравенстве с другими. Беда наша, что мы это терпим.