UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бензино-урановый размен?

В ядерной энергетике — снова время перемен. В октябре прошлого года в НАЭК «Энергоатом» поменялось руководство — то ли пятое, то ли шестое с момента создания компании...

Автор: Георгий Малинский

В ядерной энергетике — снова время перемен. В октябре прошлого года в НАЭК «Энергоатом» поменялось руководство — то ли пятое, то ли шестое с момента создания компании. А в конце декабря правительство объявило о начале реализации проекта концерна «Укратомпром». Он должен заняться организацией производства ядерного топлива в Украине.

На сегодняшний день в стране существуют лишь отдельные элементы ядерно-топливного цикла: урановые шахты в Кировоградской области (ГП «Восточный ГОК»), днепродзержинские госпредприятия «Приднепровский гидрометаллургический завод» (производство окиси урана), «Полимин» (фторизация урана), «Смолы» (изоляционные материалы ядерного топлива) и «Цирконий» (комплектующие элементы топлива).

«Укратомпром» будет наделен функциями консолидации и координации всех профильных предприятий отрасли. При этом управлять текущей деятельностью нового концерна, представлять его интересы в отношениях с органами государственной власти, предприятиями и организациями будет «Энергоатом». Короче говоря, на него возлагается руководство практически всем.

В 2007 году на финансирование создания «Укратомпрома» выделяется 120 млн. гривен — деньги, в общем-то, не слишком большие. Зато три программы создания ядерно-топливного цикла, по первоначальным прикидкам, обойдутся в 13,35 млрд. грн. Почти 10 млрд. пойдут только на урановое производство. Средства очень приличные, их освоение (причем, желательно, с толком) — кусочек весьма привлекательный.

Сейчас в НАЭК планируется создание департамента корпоративной политики. Он будет заниматься вопросами корпоратизации «Энергоатома», контроля за дочерними компаниями, в том числе за функционированием «Укратомпрома». А также будет контролировать вопросы снабжения четырех украинских атомных электростанций.

Однако уже первые попавшие на свет кандидатуры будущих руководителей департамента корпоративной политики вызвали много вопросов. К примеру, «ЛигаБизнесИнформ» сообщила, что на руководящие должности в новом подразделении НАЭК «Энергоатом» претендуют Игорь Миронюк и Александр Дудка. Более известны они как представители топ-менеджмента ОАО «Киевгорнефтепродукт». То, что эта нефтесбытовая компания мила сердцу нового президента НАЭК, давно не секрет. Вопрос, все ли разделяют эту симпатию.

При всех возможных достоинствах потенциальных назначенцев перепад масштабов более чем существенен. Наверное, руководство четырьмя десятками заправок и ядерной компанией с оборотом в 2 млрд. долл. все-таки несколько отличается.

Как специалисты по продаже бензина будут создавать ядерный цикл — большой вопрос. Мягко говоря, есть в этом деле эксперты и получше.

Кроме того, на прежней работе И.Миронюк и А.Дудка получили известность не столько благодаря производственным успехам, сколько из-за затяжного конфликта с главными акционерами, которым принадлежит более 75% акций. Они героически сопротивлялись приходу этих акционеров на предприятие. Такой опыт, несомненно, укрепляет силу воли, но очень уж специфичен.

Не хотелось бы, чтобы предприятия «Укратомпрома» повторили судьбу «Киевгорнефтепродукта». До 2000 года он входил в состав АХК «Укрнефтепродукт», тоже создававшейся для «укрепления, усиления» вообще и проведения скоординированной политики в частности. Ну а дальше был получен более чем сомнительный кредит аж на… месяц, неуплата по нему и отчуждение в пользу иностранной фирмы трех наиболее привлекательных предприятий, включая и киевское…

Кстати, тогда в наблюдательный совет АХК входил молодой, но влиятельный и быстро растущий политик, народный депутат Андрей Деркач. Официально Андрей Леонидович акционером «Нефтепродуктов» не является. Что не помешало ему активно вмешиваться в конфликт.

Потом было много судов, обращения к президенту Украины, руководству МВД, в Генпрокуратуру, Верховный и Высший хозяйственный суды. И т.д., и т.п. В общем, акционерам скучно не показалось...

Теперь люди с богатым опытом корпоративных войн имеют шанс войти в руководство государственной компании. А входящие в создаваемый концерн предприятия имеют бурную историю, и при желании старых долгов у них можно накопать предостаточно. Не хотелось бы допускать даже потенциальную возможность того, что активы выведут за долги.

До чего можно довести предприятие, показывает судьба бывшего владельца «Киевгорнефтепродукта» — АХК «Укрнефтепродукт». Его настолько «почистили», что остатки просто никому не нужны. С прошлого года Фонд госимущества (его председатель сейчас с Андреем Леонидовичем даже в одной партии) пытается продать 50%+1 его акцию.

И пару месяцев назад за предприятие, когда-то имевшее сотни автозаправок и десятки нефтебаз, просили аж 37 млн. грн. Желающих не было. Бывший монстр стратегического назначения растерял практически все...

Конечно, сейчас времена несколько иные, и банальное повторение полного раздевания невозможно. Однако варианты бывают всякие.

Но если кадровые вопросы — пока перспектива, то конкретные шаги по созданию в Украине ядерного цикла уже можно обсуждать. Пока заключен договор с РФ, согласно которому до 2011 года мы будем покупать исключительно российское топливо. В принципе, это фиксация существующего положения. То есть планы перевода хотя бы одного ядерного блока на альтернативные источники в ближайшие четыре года осуществляться не будут.

Ранее предусматривалось сотрудничество с компанией Westinghouse с адаптацией на блоке Южноукраинской АЭС ее ядерного топлива. В случае успеха этого эксперимента страна получает источник поставок топлива, альтернативный российской корпорации ТВЭЛ.

Согласно опубликованному комментарию Westinghousе, в случае отказа от диверсификации Украина рискует столкнуться в атомной энергетике с аналогом прошлогодних газовых проблем.

Заодно подвис вопрос с централизованным хранилищем отработанного ядерного топлива. Новый президент «Энергоатома» притормозил проект. В принципе, еще в бытность депутатом он не скрывал планов «тормозить проект до тех пор, пока не определимся, что собой будет представлять это хранилище».

Желание разобраться, несомненно, похвально. Но проекту уже несколько лет, и все детали его в целом известны. Запланированный срок эксплуатации ЦХОЯТ составляет до 100 лет, в том числе активный период (накопление и хранение контейнеров отработанных тепловыделяющих сборок в герметичных контейнерах) — до 50 лет и столько же лет — период пассивный (хранение контейнеров с ОТВС).

В качестве основных площадок строительства рассматриваются участок, прилегающий к Центру переработки захоронения радиоактивных отходов «Вектор» (основной вариант), и площадка, прилегающая к хранилищу отработанного ядерного топлива ХОЯТ-2 Чернобыльской АЭС.

Судя по изменению позиции руководства НАЭК, теперь к срокам ввода хранилища в эксплуатацию надо прибавить время пересмотра проекта. А значит, Украина продолжит вывозить отработанное ядерное топливо на хранение в Россию, платя за это деньги.

Некоторые коммерческие фирмы на этом, несомненно, заработают на хлеб с икрой. А вот государство — не факт. Так, министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявлял, что за счет реализации проекта строительства централизованного хранилища отработанного ядерного топлива Украина в течение десяти лет сэкономит 1 млрд. долл., т.е. до 100 млн. долл. в расчете на год. По его словам, «каждая страна, если она строит энергетическую независимость, имеет свои хранилища, таким же образом будем строить их и мы… У нас подписан контракт с американской корпорацией Holtec, мы должны будем пройти все необходимые экспертизы и процедуры в соответствии с нашим законодательством и мировым опытом, а потом приступить к строительству… Это займет определенное время, но у нас достаточно выдержки, и мы знаем, что нам делать».

Позиция — по крайней мере, внешне — отличается от той, что складывается сейчас вокруг проекта.

Правда, существует и промежуточный проект — создание площадок по хранению ядерного топлива на Хмельницкой, Ривненской и Южноукраинской АЭС. Но дело в том, что для этого придется проводить новый открытый тендер, формулировать условия и проч. Т.е. еще несколько лет мы будет платить по 100 млн. долл.

Недавно г-н Деркач заявил, что «если раньше анализ безопасности был базой для коррупционных действий, то теперь это будет исключительно публичная деятельность, на основании результатов которой будут вестись работы». Очень хочется, чтобы это были не просто слова.