{Фото Сергея ПЯТЕРИКОВА} |
Все бы ничего, но сказать, что именно заливается при этом в баки автомашин, вряд ли кто решится. И покупка 92-го бензина под маркой 95-го —далеко не худшее, что с вами может случиться.
Однако вскоре ситуация резко изменится — на рынок выйдут несколько новых крупных игроков. В прошлом году сменили форму собственности сразу несколько НПЗ. В частности, самый современный из украинских — Лисичанский приобрела «Тюменская нефтяная компания». В октябре казахи приобрели Херсонский НПЗ. В конце года увеличил загрузку принадлежащего ему Одесского НПЗ и «ЛУКОЙЛ».
И каждой из этих компаний предстоит решать задачу: куда девать полученные нефтепродукты. Если мазут и часть дизтоплива, очевидно, пойдут на экспорт, то бензин наверняка будет продаваться в Украине, а значит возникает проблема его сбыта. Наиболее очевидным способом ее решения является организация собственной сети АЗС, как это делает «ЛУКОЙЛ» в Крыму и на юге Украины, а теперь и в Киевской области.
У ТНК ситуация сложнее — за последние годы Лисичанский НПЗ в основном простаивал и подрастерял рынки сбыта. Поэтому приходится их восстанавливать. Впрочем, тюменцы рассчитывают быстро вернуться на рынок, применяя хорошо оправдавшую в российских условиях систему джобберов (или франчайзинга). Основная идея состоит в том, что независимые компании-владельцы АЗС заключают с крупным поставщиком нефтепродуктов договор, согласно которому компания гарантирует стабильную и регулярную поставку нефтепродуктов гарантированного качества и с ценовыми скидками. Взамен АЗС обязуется торговать только нефтепродуктами этой компании. Кроме того, она должна соответствовать корпоративным требованиям по уровню услуг, а также оказывать их под ее же символикой. Договор заключается на определенный срок (как правило, не менее года) и его выполнение контролируется обеими сторонами. В частности, регулярно контролируется качество продаваемого бензина.
Кроме того, при заключении договоров устанавливается минимальная цена на отпускаемые нефтепродукты. Так что на заправке не может оказаться бензин по цене ниже отпускной цены того же ЛиНОСа.
Достоинствами данного способа для нефтяной компании является возможность быстро проникать и закрепляться на новых рынках. В частности, отпадает необходимость длительного оформления и согласования многочисленных лицензий, разрешений, землеотводов и т.п. Это резко сокращает сроки ввода в строй АЗС. Не говоря уже о том, что экономятся деньги на строительство новых АЗС. Кстати, в свое время на этом споткнулся в Киеве «ЛУКОЙЛ»: анонсированная им программа строительства десяти заправок в столице пока так и осталась на бумаге — компания не смогла получить под них участки земли.
Для владельцев маленьких АЗС преимуществом является и то, что они получают возможность, не теряя самостоятельности, воспользоваться имиджем крупной компании.
Как показывает практика, покупатели более охотно заправляют свои авто на заправках известных компаний, считая, что здесь меньше вероятность, что их обманут, залив в мотор какой-то суррогат. Дополнительный эффект для АЗС от роста оборота составляет до 20—30%. Плюс, в условиях Украины, пожалуй, главным достоинством являются гарантированные поставки нефтепродуктов. Тюменцы настроены достаточно оптимистично, опираясь на свой опыт в России, где число заправок, работающих с ними по этой системе, уже достигло полутысячи. В ближайшие годы и в Украине они рассчитывают довести количество заправок под своей символикой до 300. В том числе в этом году — свыше сотни. ТНК уже начала эту программу, заключив первый договор франчайзинга в Украине.
Похожие планы презентовал и «ЛУКОЙЛ». Там, правда, собираются в основном арендовать автозаправки, да и общее количество называют поменьше — полторы сотни в течение трех лет.
Ну а последнее слово останется все же за автомобилистами. Они будут заправляться у того, кто предложит им наиболее качественный бензин по нормальной цене. Именно от этого и будет зависеть ход реализации любых проектов. Что же касается эпохи суррогатного бензина, то хотелось бы, чтобы она осталась в прошлом веке. Для начала — хотя бы в столице.