UA / RU
Поддержать ZN.ua

БАРЬЕРЫ, КОТОРЫЕ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ПРЕОДОЛЕТЬ

Если четыре года мы вообще никуда не двигались, как в известной песне о беге на месте, то сегодня движение началось, правда, какое-то конвульсивное, неопределенное...

Автор: Олег Соскин

Если четыре года мы вообще никуда не двигались, как в известной песне о беге на месте, то сегодня движение началось, правда, какое-то конвульсивное, неопределенное. Украина стала на путь экономических преобразований. Президент сказал, что альтернативы им нет и они будут носить радикальный характер. Впрочем, по-моему, это еще не сами реформы, а снятие барьеров на пути к ним, многие из которых описаны в президентской программе. Какие же мероприятия нам необходимо осуществить? На мой взгляд, их должно быть восемь.

Первый барьер кроется в существующей системе налогообложения. Ее необходимо не просто смягчить, а качественно изменить. Предлагаемый сегодня переход к налогу на прибыль уже недостаточен для Украины хотя бы потому, что предпринимательские структуры создали механизмы ухода от налога, процесс зашел слишком далеко. Изымать прибыль полицейскими методами? Практика показывает, что это невозможно, К такому же выводу приводят попытки возврата в Украину валютных средств из-за рубежа. Чем содержать огромную массу людей, лучше бы «амнистировать» всю систему денег. Это будет дешевле и выгоднее, чем насаждать в обществе состояние гражданской войны.

Какие изменения я предлагаю осуществить в системе налогообложения? Государство уже настолько провинилось перед народом, изолгалось, что, полагаю, ему пора покаяться. И покаяние может быть осуществлено в форме налоговых каникул. Два месяца в Украине не должны взиматься никакие налоги - ни с субъектов предпринимательства, ни с физических лиц. За это время вся система налогообложения трансформируется, освобождаясь от неквалифицированных работников и лишних структурных звеньев. И, наконец, вводится единственный налог - на покупку (от 6 до 10 процентов), чей механизм исчисления похож на механизм НДС. Преимуществ у предлагаемого налога немало. Коль платит потребитель товаров и услуг, усиливается конкуренция между товаропроизводителями. Кроме того, достигается высокая степень контроля за поступлением этого налога, бюджет формируется ежесекундно, ежеминутно, что позволяет оперативно вкладывать деньги в дело и получать дополнительную статью доходов.

Параллельно с введением налога на покупку снимается второй барьер, путем либерализации зарплаты. Мы полностью освобождаем доходы населения от налогообложения. Представьте, какая масса денег сразу появится на рынке капиталов! Люди не будут утаивать их, начнут вкладывать в производство, создавая новые рабочие места и нанимая работников. Таким образом, удастся стимулировать процесс производства, рост богатства, занятости. Государство сможет, наконец, выполнить свою функцию - помочь гражданину стать богатым.

С этим шагом тесно связана еще одна мера - составление бюджета, исходя из минимальной зарплаты и пенсии. На сегодня они должны бы составить 30 - 40 долларов. От этой отправной точки, именно в долларовом эквиваленте, и следует двигаться. Если мы начнем считать бюджет в долларовом эквивалетне, государство не будет заинтересовано в карбованцевой эмиссии. Реальный курс 90лысяч карбованцев за доллар - одна минимальная зарплата, если правительство оказалось таким недальновидным, что курс повысился до 150 тысяч, - зарплата в карбованцах другая.

Третий барьер на пути реформ - ценовой. Либерализация цен должна состояться. Мы никуда от этого не денемся, и она уже происходит.

Многих, конечно, сейчас волнует, почему у нас такой ценовой шок? Потому что летом в Украине произведена огромная эмиссия: 1 июля в обращении было 95 триллионов карбованцев, а 1 октября - уже 145 триллионов, причем 20 триллионов эмиссии были предварительно одобрены Верховным Советом, а 30 триллионов не были. Такой шаг господин премьер сделал самостоятельно, для пополнения оборотных средств предприятий и так называемых министерских инвестиционных: программ. Вот эти деньги сорвали сегодня ситуацию в Украине, привели к тому, что в сентябре инфляция составила 105%.

Итак, правительство начало реформы не с трансформирования: системы налогообложения и системы зарплаты, а с либерализации цен. Это колоссальная ошибка, и она приведет к социальным потрясениям, в результате чего нынешнее правительство падет, 80% за то, что оно не удержится.

И все же либерализация цен, какой бы болезненной она ни была, необходима. Цены в стране должны формироваться на базе мировых ценовых пропорций. Тогда мы устраняем основу неэквивалентного обмена и перетока государственных ресурсов в частный сектор, а также питательную почву коррупции и мафии. Тогда государство больше не сможет изъять средства у более Сильного, чтобы передать слабому или, что чаще случается, сидящему на канале распределения.

Сейчас говорят, что для проведения экономических реформ нужно сперва принять 60 законов. Такой же позиции, на мой взгляд ошибочной, придерживается Президент. Неужели забыт опыт принятия Кабинетом министров во главе с Л.Кучмой 54 декретов, которые привели к разрушению экономико-правового поля? Зачем мы вновь пытаемся идти по тому же пути? На мой взгляд, в Украине необходимо отменить основную часть действующих законов, ограничивающих предпринимательскую деятельность; нам нужен нормальный Гражданский кодекс, который во всех странах регулирует основную часть хозяйственных связей.

Четвертая предпосылка для реформ - полная либерализация внешнеэкономической деятельности, отмена квот и лицензий на экспорт и импорт. Регулирование должно осуществляться только с помощью таможенного тарифа, причем самого льготного как на экспорт (кроме вывоза сырья), так и на импорт (за исключением ввоза алкогольных, табачных изделий и предметов роскоши - на их импорт тариф должен быть высоким). В этой связи крайне важно снять все ограничения на ввоз и вывоз гражданами товаров и валюты, так как это частная собственность и государство не вправе диктовать, как ею распоряжаться. Существующие же ныне ограничения при ввозе и вывозе - это чистый бандитизм по отношению к гражданам.

Пятое - валютно-финансовая проблема, проблема курса. То, что начал делать в октябре Национальный банк, - это в целом хорошо. Но уже сегодня, кроме введенного НБУ унифицированного курса карбованца, появился частный, «черный» курс. До тех пор пока они будут сосуществовать, в экономике Украины неминуемы негативные процессы.

В чем сегодня ошибка Национального банка? В том, как он хочет контролировать курс. На мой взгляд, гораздо естественней был бы контроль не на выходе, с помощью административных методов или финансовых интервенций на единственной в стране валютной бирже, а на входе, путем недопущения дотационных кредитов и эмиссионного финансирования государственного бюджета. Если НБУ допускает эмиссионные кредиты то ли для пополнения бюджета, то ли для финансирования сельского хозяйства, военно-промышленного комплекса, государственных предприятий, прогнивших банков, а потом пытается переложить на плечи других результаты провалов, то это уже Несправедливо. С одной стороны, делаю эмиссию, а с другой - гашу ее с помощью своей же валюты. Это как в песенке: «У попа была собака...» Кому такая ситуация выгодна? Бюрократической олигархии, тем, кто находится близко к кормушке. Тем самым осуществляется открытый грабеж населения, тех, кто умеет хорошо работать и зарабатывать. Как же выйти на нормальный курс? Механизм должен быть очень простой. Прежде всего снять все ограничения на торговлю в Украине товарами за валюту - пусть марка, доллар ходят абсолютно свободно. Не следует бояться, что рухнет вся денежная система: карбованец в Украине уже давно из пяти функций денег выполняет только три (платежа, обмена, кредитных ресурсов), да и то по чуть-чуть.

Национальному банку следует проявить жесткость - не допускать эмиссий для пополнения госбюджета, кредитования предприятий. Рыночный курс украинской валюты должен формироваться по отношению к американскому доллару и немецкой марке на базе средневзвешенного курса, который бы складывался в ходе свободных торгов на различных региональных валютных биржах, а их в Украине должно быть хотя бы 6-7.

И еще один момент - разрешить всем предприятиям свободно распоряжаться валютой по своему усмотрению. Никакого валютного налога, никакой обязательной продажи валюты!

Седьмое условие - приватизация. Необходимо, чтобы страна обрела наконец первичного собственника. Сегодня у нас его практически нет, государство по-прежнему является крупнейшим собственником, субъектом производственных отношений. Поэтому у нас экономика является чисто конъюнктурной по отношению к политике.

Нам жизненно необходимо идти на любую приватизацию (и через трудовые коллективы, аренду с выкупом), но эта приватизация должна быть настоящей. Что это означает? Что предприятие (коллектив) берет на себя полную ответственность за результаты хозяйствования. Обанкротилось - значит, идете с молотка, предприятие купит кто-то другой. Сумел выжить трудовой коллектив - молодец. Кто-то захотел продать предприятие - продал. Надо, чтобы люди получили реальную возможность св9бодно, без чьего-то разрешения продавать свою долю имущества. Чем больше свободы, тем лучше для всех.

Последний, восьмой, барьер предстоит снять путем кадровой революции в исполнительном аппарате. Сегодня у руля в Кабинете министров и высших эшелонах министерств, на уровне начальников управлений, находится отряд имперской бюрократической олигархии, который достался нам в наследство от Союза. Поэтому так остро стоит вопрос о трансформации Кабинета министров, изменении его характера с отраслевого на функциональный. К примеру, надо ликвидировать министерство экономики, являющееся по своей сути большевистским Госпланом, разделив его на части и передав их министерству финансов и министерству статистики. Следует ликвидировать почти все отраслевые министерства, создав на их базе что-то наподобие комитета по управлению акциями государственных корпораций и компаний. Комитетов, на мой взгляд, необходимо оставить одну треть существующего количества. Необходимо ликвидировать пост министра КМ. То есть преобразования назрели радикальные.

Вот эти основные барьеры и предстоит нам снять в ближайшие 2 - 3 месяца. Только после этого мы выйдем на процесс глубинного реформирования. Когда в обществе будут господствовать частная собственность, конкуренция, будет создан большой, не меньше 60% всего населения, класс средних частных собственников, когда мы добьемся соблюдения на практике прав человека, свободы личности, восстановим христианские ценности и здоровую семью - только тогда Украина действительно станет процветающим государством.