UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЛГОРИТМ БЕЗОПАСНОСТИ

Причины ЧП на шахте «Украина» ГХК «Селидовуголь» правительственная комиссия установила быстро. По уже ставшей привычной схеме виновных накажут, родным погибших горняков выплатят компенсации...

Автор: Владимир Овдин

Причины ЧП на шахте «Украина» ГХК «Селидовуголь» правительственная комиссия установила быстро. По уже ставшей привычной схеме виновных накажут, родным погибших горняков выплатят компенсации. Все. Кто следующий? Вопрос отнюдь не праздный, поскольку аварии на украинских шахтах прогнозируются и в дальнейшем. И постоянная готовность в подаче «двух ведер воды», об отсутствии которых так сожалел первый вице-премьер, положение не исправит.

По данным государственного Макеевского НИИ по безопасности работ в горной промышленности, одна из отличительных особенностей системы управления охраны труда на зарубежных шахтах от отечественных состоит в том, что там выемочные комплексы и конвейеры рассчитаны минимум на безаварийную добычу 10 млн. тонн угля, тогда как отечественные в основной массе — на 1 млн. тонн. На британских шахтах при добыче 12 тыс. тонн в сутки занято 380—500 человек. На шахте им. Засядько при тех же объемах — более 10 тыс. человек. Потенциальная опасность травмирования на украинских шахтах превышает британские в двадцать раз.

Собственно, причина ЧП, по мнению заведующего кафедрой автоматизации компьютерных систем Днепропетровского горного университета профессора Виктора Ткачева банальна: заклинивший ленту конвейера намотавшийся трос на по-прежнему вращающемся барабане. В результате от трения загорелась лента конвейера. Хотя по правилам техники безопасности она должна быть негорючей. Но даже при очевидной дороговизне одного ее квадратного метра (стоимостью в среднем 100 долларов), ленты горят, выделяя ядовитые пары, убивающие все живое. Ошибка диспетчера с подачей воздуха в нужную сторону ситуацию только усугубила.

— Между тем, — считает Виктор Ткачев, — подобной нештатной ситуации, равно как и других памятных аварий на шахтах с человеческими жертвами, быть не могло в принципе. Даже при злом умысле. Дело в том, что шахты, согласно вышеупомянутым правилам, должны оснащаться автоматикой, отключающей или, по крайней мере, сигнализирующей о любых даже незначительных сбоях в работе всего сложного подземного организма. Старые, сорокалетней давности советские разработки подобного уровня не обеспечивают. Новые отечественные системы, мгновенно срабатывающие на любой сбой и способные «привязаться» не только к конвейеру, но и к системе электроснабжения, вентиляции, контролирующие буквально всё, даже метан, ни на одной украинской шахте не установлены. Причин несколько, но главная — отсутствие средств. Одна украинская система, способная полностью обезопасить от любой неожиданности на конвейере длиной до двух километров, стоит 8—9 тысяч долларов. Всего в украинских шахтах работают примерно 10 тысяч ленточных конвейеров. Нетрудно подсчитать затраты на их установку и сравнить с убытками от аварий.

«Вы предлагаете «мерседес», а у меня едва-едва хватает на «Запорожец», — ответствовал на предложение установить такую систему замдиректора по экономике одной из шахт Западного Донбасса. Поэтому, считает В.Ткачев, обвинять руководителей шахт в нежелании блюсти безопасность нельзя.

Хотя, по его утверждению, украинские ГОКи платят огромные деньги за приобретение автоматики исключительно за рубежом. Россия тоже. В частности, системы автоматического управления конвейерной ленты, о которых говорилось выше, российские шахты закупают… в Украине. Именно в России наши разработки получили право на жизнь, выиграв тендер с участием немецких и польских фирм, уже сертифицированы и желанны. По крайней мере россияне за короткий срок приобрели более 50 таких систем. К этому российских шахтеров подтолкнул свой Госгортехнадзор, запретивший эксплуатацию устаревшей автоматики. Самое удивительное, что, зная о существовании новых украинских систем, на разработку которых не требуются инвестиции (покупай и дело с концом), в прошлом году руководство одной известной донбасской шахты обратилось к Президенту с просьбой о выделении 3 млн. долл. на освоение производства устаревшей за двадцать лет эксплуатации британской системы.

Безусловно, внедрение в шахтах надежной автоматики подземные взрывы и пожары сведет на нет. Одновременно появится другая проблема. На участке конвейерного транспорта одной только шахты «Павлоградская» работают 320 человек. С введением системы автоматического управления их численность придется сокращать минимум на 40 процентов. Добавьте сюда пока гипотетическое оснащение шахт всевидящими датчиками контроля энергоснабжающего и вентиляционного оборудования, которые заменят людей и без того высокая безработица в шахтерском крае достигнет своего апогея.