UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эх, дубинушка…

Эх, дубинушка…

Автор: Сергей Куюн

29 марта 2013 г. новый владелец Одесского НПЗ - холдинг ВЕТЭК заявил о начале пусконаладочных работ на предприятии, простаивающем более двух лет. Процедуру провели в торжественной обстановке с нажатием бутафорной красной кнопки при участии отраслевого министра, губернатора и акционера. Ожидается, что первая продукция появится в мае-июне. И хотя для рынка возвращение в строй Одесского НПЗ не будет иметь особого значения, движения ВЕТЭК в "нефтеперерабатывающей" лавке уже вызвали крайне интересные процессы.

Зачем было так спешить известить мир о прозаическом в общем-то событии, остается очередной загадкой, которыми окружена ВЕТЭК. Обычно для такого рода событий было бы достаточно пресс-релиза, а тут министр, губернатор… Не говоря уже о лидере ВЕТЭК Сергее Курченко, который дебютировал на большом экране. Кому был адресован этот очевидный сигнал, остается до конца неясным.

Между тем событие обнажило несколько интересных моментов. Прежде всего, стала точно известна схема загрузки. "Поставки нефти будут осуществляться морским путем, мы будем покупать нефть у различных источников, в том числе и у компании "ЛУКОЙЛ" (предыдущий владелец НПЗ). Основной сорт нефти для нас - Urals", - сообщил назначенный буквально за день до этого исполнительный директор ВЕТЭК Александр Каплан. Ранее в прессе озвучивались версии о возможной поставке азербайджанской нефти, хотя было понятно, что в больших объемах ее переработка в Одессе невозможна технически. А с учетом минимальной глубины так называемый каспийский ресурс, кроме повышенных убытков, ничего бы не принес.

Это не значит, что прибыльной будет "морская" схема поставки российской Urals. Современный литовский НПЗ в Мажейкяе, закупающий нефть с моря в результате блокады трубопроводных поставок из России, балансирует последние пять лет на грани безубыточности. Но Одесский НПЗ втрое меньше по мощности, а по отбору светлых нефтепродуктов - в полтора раза.

Путей ухода от убыточной переработки два - снижение логистических затрат и модернизация. По первому пункту новости пришли быстро и неожиданно. Глава "Укртранснафты" Александр Лазорко 2 апреля (не 1-го) заявил, что госкомпания предложила ВЕТЭК среди прочего трубопроводный маршрут поставки нефти в Одессу - по Приднепровским нефтепроводам. Сенсационный характер данного заявления заключается в том, что с 2009 г. этот трубопровод развернут в сторону кременчугской "Укртатнафты", которую контролирует Игорь Коломойский, чьим человеком принято считать самого Лазорко.

Фактически это означает окончательный отказ "Привата" от поставок азербайджанской нефти в Кременчуг, хотя в 2009-м эта схема преподносилась как прорыв энергетической блокады Москвы. Фактически же поставки нефти с моря были прекращены "Приватом" еще в августе 2011 г. В свете последних событий отказ "Укртранснафты" в 2011–2012 гг. качать нефть в Одессу по "Приднепровке" по многочисленным просьбам "ЛУКОЙЛа", прежнего владельца ОНПЗ, заставляет согласиться с мнением тех, кто все это время считал подобное поведение трубопроводного оператора блокадой конкурента "Привата" на внутреннем рынке. Не исключено, что сейчас пойти на такой шаг приватовцев заставила реальная перспектива утратить контроль над "Укртранснафтой", что вполне может устроить новый владелец Одесского НПЗ. Правда, пока г-н Лазорко еще говорит о неких определенных условиях для запуска трубы в своем историческом направлении. "Если они (ВЕТЭК. - С.К.) согласятся - подпишут с нами контракт по принципу transport or pay и будем работать. Именно по такому принципу работает Кременчугский НПЗ, он сейчас ничего не качает, но каждый месяц платит", - заявил глава "Укртранснафты". Если нефть пойдет в Одессу по трубе, это значительно улучшит экономику переработки, позволив сэкономить до 50 млн долл. - огромные деньги по меркам данного предприятия.

Что же касается модернизации, которая позволила бы рассмотреть перспективу прибыльности ОНПЗ хотя бы в бинокль, то, конечно же, новый владелец заявил о наличии неких планов.

С обещаниями у владельцев украинских НПЗ никогда проблем не было, но в результате имеем руины на месте некогда мощнейшей отрасли. Хотелось бы дождаться более детального плана модернизации, чтобы оценить его реалистичность. В случае с ВЕТЭК о ней пока можно судить разве что по громким именам, которыми пополняется обойма менеджеров. По данным источников на Одесском НПЗ, там уже побывали с ознакомительными визитами Леонид Розенберг, бывший вице-президент ТНК-ВР по переработке, а также Виталий Козлов, коммерческий директор Рязанского НПЗ, принадлежащего той же ТНК-ВР. Упомянутый Александр Каплан также более чем известная личность в российской нефтянке благодаря многолетней работе в ТНК.

Есть и еще один, самый короткий путь к прибыльности НПЗ - введение пошлин на импортные нефтепродукты. Характерно, что по странному стечению обстоятельств оживленное возобновление разговоров на эту тему совпало с торжественной пусконаладкой в Одессе. Очень к месту в Минэкономики лежит жалоба "приватовских" НПЗ с требованием ввести пошлину в 180 долл./т на белорусские нефтепродукты. Решение о проведении антисубсидиарного расследования должно быть принято в апреле. На первый взгляд, это было бы весьма кстати для Курченко. Но, с другой стороны, конфликт с белорусами, а следовательно, и с Россией может больно ударить по бизнесу новоиспеченного олигарха. Сначала необходимо будет забыть о поставках из Беларуси, которые на сегодня составляют основу топливного портфеля ВЕТЭК, а потом и о российской нефти для Одессы.