С недавних пор все квартиросъемщики, оплачивая коммунальные услуги, могут четко видеть данные графы платежей за газ, отопление и горячую воду. Особенно это раздражает, когда в доме батареи еле-еле теплые, из крана течет ледяная вода, а ты все же получаешь непременный счет за эти самые услуги. При этом попытки выяснить, с кого же спросить за такое откровенное «коммунальное очковтирательство», как правило, ничем не заканчиваются. То есть бесконечные звонки в ЖЭК, местные газо-, тепло- и энергоснабжающие компании ничего не дают. Каждый, как говорится, валит вину на других, а проблема так и не решается…
А все дело в том, что газ и непосредственно для бытовых плит, и для теплокоммунальных предприятий и котельных, производящих тепло для обогрева жилищ граждан, и для энергогенерирующих станций, производящих электричество — словом, газ для обеспечения всех наших бытовых нужд в основном покупается у дочерней компании «Нафтогазу України» – «Газ України». Причем поставляет природный газ ДК «Газ України» (и тепло – ДП «Газ-Тепло») по ценам, установленным Национальной комиссией регулирования энергетики (НКРЭ) в 1999 году. Впрочем, на некоторые виды энергоносителей цену в конкретном регионе устанавливает местная власть. Правда, она при этом должна учесть, сколько нужно и сколько она (местная власть) реально может дотировать или вообще закупить для потребностей местной общины.
Зачастую в местных бюджетах изначально программируется дефицит средств на оплату газа и коммунальных услуг льготникам и бюджетникам. А уж реально оплачивается и того меньше. Даже когда целые населенные пункты остаются без газа и отопления. Правда, тогда все в один голос просто обвиняют «Газ України» и всеми правдами и неправдами вынуждают газовиков возобновлять газопоставки в «пострадавший» регион. Пострадавший в основном из-за нерадивости и потерь газа местными газо- и теплоснабжающими организациями и из-за неповоротливости местных властей. Тут еще присутствует проблема владельцев и совладельцев коммунальных и тепло-, газоснабжающих предприятий, которые также работают по собственному тарифу и непременно требуют сохранения определенного уровня рентабельности (ну не в убыток же себе работать). В принципе, они правы.
С другой стороны, почему же тогда возникает постоянно не учтенный, но использованный объем газа, который в Украине уже лет тринадцать принято списывать «на население и коммбыт»? А значит, «списывают» и стоимость этого испарившегося в небытие газа. Ответ на этот вопрос и прост, и сложен одновременно. Все несостыковки в учете потерь и объемов реально поставленного газа просто «запрограммированы» существующей системой учета и контроля потребления того же газа, причем на всех этапах его транспортировки вплоть до непосредственного потребителя.
При этом, как уже говорилось, весь газ для населения, бюджетников и предприятий теплокоммунальной энергетики (ТКЭ), а также для большинства промышленных потребителей покупается в основном компанией «Газ України» (НАКом) как за рубежом, так и внутри страны. И кроме традиционного дисбаланса цен закупаемого за рубежом и продаваемого в Украине природного газа (об этом несколько позже) много лет существует довольно сложная, причем не столько техническая, сколько методологическая проблема.
Разумеется, что в одной статье вряд ли можно грамотно и внятно объяснить, почему так происходит, и восстановить цепочку взаимоотношений всех вышеперечисленных организаций. Но попытаться ответить на некоторые принципиальные вопросы и рассказать о способах приемлемого для наших соседей, включая европейцев, избежания неучтенных и неоправданных потерь того же газа – задача более посильная. Причем разрешать ее на практике новому правительству и новому руководству НАК «Нафтогаз України» нужно как можно скорее. Мало того, что это автоматически избавит страну и ее газовые компании от бессмысленных потерь газа и денег, так еще и будет реальным шагом на пути к ЕС, где как раз и действуют нормы и нормативы учета газа, предлагаемые к внедрению в межгосударственную систему торговли газом украинскими учеными.
Нравится нам это или нет, но цены на энергоносители, в частности для потребителей Украины, постепенно растут и будут продолжать расти. Во-первых, потому что их «приближают» к реальной себестоимости добычи и транспортировки этого энергоносителя (не говоря уж о хотя бы минимальной прибыли компаний, добывающих и поставляющих газ). Во-вторых, на цену природного газа, безусловно, влияет мировая и европейская конъюнктура цен. Мы к этому не привыкли, но в большинстве стран и большинство газовых компаний жестко «привязывают» цену на природный газ к цене сырой нефти. Вы могли наблюдать, как за последний год лихорадило мировой рынок нефти и насколько повышались цены на различные марки сырой нефти в мире. А это, в свою очередь, спровоцировало рост цен на другие энергоносители, в том числе и природный газ. О таком факторе влияния на стоимость энергоносителей, как политический, я даже не говорю.
Разумеется, что повышение цен на энергоносители весьма существенно сказалось на содержимом кошельков (пардон, кредитных карточек) украинских граждан, хотя прежде всего повлияло на экономические показатели и в целом на финансово-производственное состояние большинства отечественных предприятий. Усугубляется ситуация энергодефицитностью Украины, а это значит, что большинство энергоносителей, прежде всего, природный газ Украине приходится импортировать.
Известно, что большую часть природного газа НАК «Нафтогаз України», как основная газовая компания страны, закупала в Туркменистане. С начала 2005 года вместо прежних 44 долларов за 1000 кубометров туркменского газа приходится платить 58. Россия пока продолжает поставлять газ (в оплату за транзитные услуги украинской стороны) из расчета 50 долларов за 1000 кубометров (и это не считая стоимости доставки этого газа до границ Украины, а также услуг по его транспортировке газораспределительными сетями бывших облгазов, т.е. нынешних предприятий по газоснабжению – юрлица в форме ОАО). Но не факт, что так будет продолжаться долго. Уже хотя бы с учетом предстоящих инициатив Украины.
В конце марта планируется визит в Туркменистан Президента Виктора Ющенко, которого наверняка будет сопровождать едва ли не весь «газовый бомонд» Украины. Говорят, что в ходе этого визита украинская сторона намерена сделать Туркменбаши предложение, от которого не принято отказываться в силу его взаимной выгоды, — продавать туркменский газ в Европе совместными усилиями Украины, Германии и Польши. По крайней мере, об этом шла речь во время недавнего визита В.Ющенко в Германию.
Возможно, в результате всего этого Украина и получит какую-то ценовую фору от Туркменистана. Но еще не известно, как на это отреагирует российский «Газпром» и вообще Российская Федерация. Ведь именно РФ четко контролирует, по крайней мере, восточноевропейский рынок газа и по ее территории (по крайней мере, пока) проходит газопровод Средняя Азия — Центр, которым транспортируется туркменский, узбекский, казахский и российский газ в Украину и за ее пределы. Да и потом, Туркменистан и РФ имеют подписанное долгосрочное – на 25 лет – газовое соглашение.
С Украиной такое соглашение Туркменистан не подписал. Пока не подписал. Но даже если всем этим проектам и суждено сбыться, уповать на существенное удешевление газа для потребителей вряд ли стоит. Ведь в той же Европе, и даже в странах Балтии платят за газ даже больше 150 долл. И не считают это трагедией. Хотя, как и Украина, импортируют энергоносители, причем, почти все, и они практически в полном объеме используются для удовлетворения потребностей своих сограждан.
Все вышесказанное ставит перед энергодефицитным государством, в частности перед Украиной, задачу экономии на новом уровне энергоносителей в целом и особенно природного газа. В свою очередь, как ни банально это звучит, задача экономии энергоресурсов ставит задачу их учета, поскольку, как известно, контроль и учет являются залогом экономии.
Как отмечают специалисты газовой отрасли, бытовавшая и пропагандируемая еще недавно идея о том, что сам по себе учет энергоносителей не обеспечивает их экономии ввиду того, что якобы не приумножает энергоносители, оказалась обманчивой. Назовем только основные моменты, подтверждающие это.
Отсутствие учета энергоносителей — это отсутствие контроля за их использованием, что всегда приводит к их нерациональному использованию, а значит — к безвозвратным потерям. Например, практически тотальное отсутствие учета потребления населением природного газа, воды, тепла привело к тому, что во многих городах, а особенно в небольших, а также в селах в перерасчете на одного жителя «тратится» намного больше энергоносителей, чем в западноевропейских селах и городишках. И все потому, что их интенсивно используют почти ежесуточно, причем нерационально и неэффективно. Кто-то вместо обогревателя включает газовую плиту, другой даже не выключает ее, просто чтобы сэкономить на спичках. Экономят, как им кажется, таким образом свои копейки, но зато тратят при этом ресурсы на сотни гривен, правда, чужих.
Кроме того, отсутствие учета энергоносителей не позволяет установить их реальные потери, поскольку в таком случае невозможно подсчитать и проанализировать энергетический дисбаланс. Это, например, утечки газа в атмосферу из-за нарушения герметичности газопроводов и их соединений. Если проанализировать, сколько природного газа таким образом «выброшено на воздух», то сумма получится впечатляющая. Достаточно сказать, что за год набегает несколько миллиардов кубометров газа. Это и есть самые что ни на есть реальные потери, исчисляемые вполне конкретными миллионами даже не гривен, а долларов. Другими словами, при отсутствии учета газа никто толком не знает, сколько же и при каких обстоятельствах «теряется» газа, а значит — и денег.
Не менее существенно и то, что без четкого учета энергоносителей весьма проблематично установить нормальные экономические товарно-денежные отношения между производителем, поставщиком (продавцом) и потребителем энергоресурсов. Без должного учета сегодня предприятия и граждане переплачивают (или недоплачивают) значительные суммы за недопоставленные (или поставленные сверх договора) газ, тепло или воду. Например, почему, не имея бытового счетчика газа, люди должны платить за 1000 кубометров использованного газа 190 грн., а при наличии счетчика — 175 грн.? Кто сказал, что именно такие нормы потребления соответствуют сегодняшним реалиям? А если это так, так объясните: почему? И как, например, могут свести к единому знаменателю экономику договорных отношений те же облгазы и ДК «Газ України», что делать с «неучтенным», но использованным газом?
Естественно, что все это искажает реальное экономическое состояние как продавцов, так и покупателей энергоресурсов, а иногда просто позволяет одному паразитировать на другом.
Отсутствие учета провоцирует и злоупотребления — позволяет поставлять дорогую энергию без официальной оплаты, а значит, и без уплаты соответствующих налогов и обязательных сборов и платежей. И это только одна сторона медали.
Все вышесказанное самым непосредственным образом касается и неточности учета. Другими словами, не достаточно точный учет, по сути, приводит к таким же негативным последствиям, как и полное отсутствие всякого учета.
Словом, чтобы уменьшить указанные выше негативные последствия отсутствия учета или низкой точности измерения, необходимо не только обеспечить учет энергоносителей, но и, безусловно, повысить точность и надежность такого учета, причем повсеместно, что является обязательным условием обеспечения экономии энергоносителей. Только посредством учета можно выяснить: сколько и каким образом энергоносителей используется и куда они подевались, уместно ли вообще говорить об экономии и в какой мере. Например, только повышение точности учета газа в масштабах Украины на 0,1% обеспечит, по данным ученых, например, профессора «Львовской политехники» Евгения Пистуна, экономию в 50 млн. грн. в год. Мы же сегодня теряем значительно больше из-за отсутствия или неточного учета газа.
Состояние учета энергоносителей в первую очередь определяется технической базой, в частности наличием соответствующих технических приборов учета и соответствующим метрологическим их обеспечением. Это имеет непосредственное отношение и к коммерческому учету газа. С этим же вопросом непосредственно связана и нормативная база учета энергоносителей. В Украине только начинается ее становление. Впрочем, добротной нормативной базы в этой сфере не существовало и во времена бывшего СССР. Правда, тогда в этом не было острой необходимости, так как энергоносители имели весьма символическую (искусственную) цену и не имело смысла при тогдашней внутренней политике государства тратить средства на организацию учета. В Туркменистане и по сей день в этом нет нужды, так как население получает газ и электроэнергию бесплатно. Но это, как говорится, государственная политика.
Что касается Украины, то необходимость во всем вышесказанном давно назрела. Но даже становление нормативной базы учета энергоносителей (что, согласитесь, все же менее затратно по сравнению с установлением приборов учета) сегодня в Украине происходит слишком уж медленно. Разумеется, тому есть несколько причин, хотя, конечно, сказывается и инерция в этом вопросе. Но главная причина все же в том, что этой проблеме не уделено должное внимание на государственном уровне.
В последующих публикациях с привлечением практиков, ученых и экспертов «Зеркало недели» намерено максимально раскрыть все значимые аспекты этой темы в надежде на то, что и государственные мужи не только примут участие в дискуссии, но и найдут практическое применение здравым идеям и разработкам.