ОАО «Кременчугский завод железобетонных шпал» никак не поделят. Предприятие представляет собой лакомый кусок, несмотря на то, что находится на грани банкротства. Впрочем, есть и такая точка зрения: заинтересованным лицам просто не терпится прибрать завод к рукам.
В декабре прошлого года хозяйственный суд г.Полтавы вынес определение о начале санации ОАО «Кременчугский завод железобетонных шпал» — кредиторы предъявили ко взысканию долги на общую сумму более 14 млн. грн. Плана санации предприятия нет и по сей день, само оно практически не работает с декабря, а его коллектив пугает перспектива вообще остаться без работы.
ОАО «КЗЖБШ» — госпредприятие, подчиняющееся Минтрансу. Всеми акциями владеет Фонд госимущества Украины. Заказы на продукцию зависят от весьма не бедного предприятия «Укрзалізниця», которому постоянно нужны железобетонные шпалы. Кременчугский завод ЖБШ — крупнейший в Украине из трех аналогичного профиля (два других — в Коростене и Гниване), к тому же единственный производит брусья стрелочных переводов.
Казалось бы — работать и процветать. Почему же завод оказался в двух шагах от банкротства?
Заводы-двойники
В рабочей среде бытует точка зрения, что предприятие искусственно вгоняют в банкротство. Это звучало и на общих собраниях трудового коллектива, и в письме с подписями руководителей и 35 работников завода, направленном в правоохранительные органы и местную прессу. Предположения о том, что завод предназначен на «заклание», подтверждается следующим фактом: на территории ОАО «Кременчугский завод железобетонных шпал» обосновался его «двойник» — ЗАО «Кременчугский завод железобетонных шпал». Закрытое акционерное общество основано старым заводом, который, согласно решению Минтранса, передал новому заводу около 70% основных фондов. Другим соучредителем выступила частная фирма «Интерпромресурс».
Схема знакомая: потенциальный банкрот «клонируется», перебросив производство на предприятие, которое начинает работать «с нуля», а должник тем временем идет под банкротство. Мало того, согласно решению хозяйственного суда, инвестором старого завода ЖБШ должен был выступить его новоиспеченный двойник!
А пока суд да дело, более чем тысячный коллектив «двойняшки» поделили пополам. Раздел всего остального (в том числе и заказчиков) происходил не так мирно. Из-за этого вот уже два месяца простаивают оба завода. На ЖБШ-1 люди не получают зарплату с октября прошлого года, задолженность достигла почти миллиона и составляет треть всей задолженности по зарплате в Кременчуге. ЖБШ-2 не намного отстает в этом от породившего его завода: люди ожидают денег за ноябрь.
Двойники зависимы друг от друга: ЖБШ-2 отошел лакомый кусок — бетоносмесительный цех. А какие же шпалы без бетона? Именно тем, что ЖБШ-2 отказывается поставлять сырье, директор ЖБШ-1 Виталий Гижевский объяснил прессе причины простоя своего предприятия в декабре. В ответ на это заявление директор ЖБШ-2 Николай Стадниченко предоставил письмо за подписью Гижевского, в котором тот просил прекратить отпуск бетона и, в свою очередь, обвинил последнего в том, что тот оставил новый завод без телефонной связи (коммуникации остались за ЖБШ-1). Но на этом особенности раздела имущества не заканчиваются.
Судебные тяжбы
Ситуация и впрямь парадоксальная: каким образом одно предприятие, сотворенное на основной производственной базе другого, как Ева из ребра Адама, может выступить его инвестором? Впрочем, оказывается, такое взаимопоглощение закону не противоречит. По крайней мере, так определил в свое время хозяйственный суд. Сейчас его определение, касающееся назначения санации, оспаривается прежним руководством ОАО «КЗЖБШ» в суде высшей инстанции.
Но дело в том, что согласно Закону «О возобновлении платежеспособности должника или о признании его банкротом» судебное решение о процедуре санации вступает в законную силу с момента его вынесения. Таким образом, встречный иск не приостанавливает действие определения хозяйственного суда.
Итак, арбитражный управляющий Юрий Иваненко отстранил Виталия Гижевского от исполнения обязанностей, назначив исполнительным директором некоего Волоховского.
Коллективу предприятия такая замена показалась более чем странной. Следует пояснить: Виталий Гижевский был назначен исполняющим обязанности председателя правления министром транспорта Георгием Кирпой в ноябре прошлого года, незадолго до решения санации. До этого ОАО «КЗЖБШ» руководил Юрий Зимин, в команде которого был и господин Волоховский. Коллектив встал горой за Гижевского. Кстати, Крюковский районный суд 19 февраля восстановил его в должности. Арбитражный управляющий Юрий Иваненко подписал соответствующий приказ. Но вслед за ним издал новый, которым отстранил ставленника Минтранса вторично.
Признанный и непризнанный криминал
Гижевский наотрез отказался отдавать печать предприятия, чем даже заслужил в исполкоме Кременчуга репутацию «саботажника» — так отозвался о его действиях вице-мэр Константин Кулиничев, являющийся и членом наблюдательного совета предприятия. Кстати, Юрий Иваненко простой завода объясняет именно отсутствием печати — дескать, невозможно заключать договора. Была попытка обзавестись новой, огласив старую утерянной: такое объявление появилось в одной из местных газет. Но не тут-то было: печать — не кошка, и завести другую не так-то просто. Зато прокуратура Кременчуга завела уголовное дело на Гижевского — по факту невыполнения определения хозяйственного суда. Есть и второе уголовное дело, касающееся старого руководства предприятия, возбужденное по подозрению в попытке хищения имущества. Сам В.Гижевский считает дела надуманными, где попытка хищения является предлогом для изъятия ряда документов.
Аналогичная точка зрения и у других руководителей ЖБШ-1, и у Валентина Сидоренко, уполномоченного нотариальной доверенностью (для участия в судебных заседаниях) представителя трудового коллектива. Он рассказал и о попытке изъятия других документов, только уже без участия прокуратуры: «На проходной у меня пытались изъять документы, касающиеся решений трудового коллектива. Мне пришлось вернуться к Волоховскому, открыть дипломат (на каком основании — непонятно). На проходной я заявил, что ничего, кроме бумаг, в моем дипломате нет, а мне сказали, что будут изымать документы. Я вернулся за понятыми. И только потом Волоховский дал команду меня пропустить».
Что же нес в дипломате В.Сидоренко? Протоколы собраний трудового коллектива и уже упомянутое открытое письмо во все инстанции — Президенту Украины, премьеру, министру транспорта, генпрокурору, министру внутренних дел, председателю СБУ. В нем, в частности, приводятся свидетельства, которые, с точки зрения работников, могут служить доказательством того, что кто-то пытается искусственно обанкротить завод. Речь идет о «незаконных фиктивных», с точки зрения авторов письма, операциях бывшего руководства, возглавляемого Ю.Зиминым (пока не будем их перечислять).
В письме также говорится, что ни в коллективе, ни в Минтрансе не знали о возможном деле о банкротстве КЗЖБШ, которое тем не менее рассматривалось в судах, где предприятие представляли то Зимин, то Волоховский. Безусловно, факты, изложенные в письме, требуют проверки правоохранительных органов. На что и надеется трудовой коллектив. В.Сидоренко недоумевает: почему в одном случае уголовное дело возбуждают по подозрению в попытке хищения имущества, а в другом — не спешат реагировать на свидетельства нарушений?
Что же на самом деле происходит на заводах ЖБШ в Кременчуге и не только?
Сегодня Минтранс всеми силами пытается отыграть создание «двойника» — ЗАО «Кременчугский завод ЖБШ». 14 февраля хозяйственным судом г.Киева принято решение об отмене госрегистрации КЗЖБШ-2. Кто стоит за новый завод? «Я бы не торопил события, дело передано на пересмотр», — говорит директор «Торгового дома заводов ЗБШ» Сергей Педин.
Торговый дом — главный кредитор, предъявивший ко взысканию около 7,5 млн. грн. В свое время он взял на себя долги ОАО «КЗЖБШ» перед «Желдорснабом» в сумме 12 млн. грн. (Выходит, долги завода все же сократились? Тогда почему он признан неплатежеспособным?) В Торговом доме недоумевают, почему позиция по отношению к ним со стороны руководства «Укрзалізниці» изменилась, ведь долги были переписаны по их просьбе? С.Педин категорически против Гижевского. Кстати, комитет кредиторов отклонил просьбу трудового коллектива о назначении В.Гижевского исполнительным директором на период санации, хотя представители основного заказчика — «Укрзалізниці» (они же и представители Минтранса) — высказали желание работать именно с ним.
Начальник управления промышленных предприятий Минтранса Анатолий Турчин так прокомментировал ситуацию корреспонденту: «Наша позиция — работать с ЗЖБШ и получать его продукцию. У нас нет понятия ЗЖБШ-1 и ЗЖБШ-2, есть понятие — единый завод». Он также подтвердил, что Гижевского поддерживает министр транспорта Георгий Кирпа, и рассказал, что процессы, аналогичные кременчугскому, происходили на двух других украинских заводах ЖБШ — в Коростене и Гниване. Там тоже были созданы ЗАО, но теперь оба завода, пройдя через суды, остались в госсобственности и работают как единые комплексы, и, кстати, без посредничества Торгового дома.
Но почему же Минтранс сначала «дал добро» на создание ЗАО при заводах, а теперь активно их ликвидирует? ЗАО создавались во времена руководства Минтрансом Валерия Пустовойтенко. Со сменой «главного транспортника» Украины изменилась и позиция по отношению к заводам ЖБШ. Почему? Возможны как минимум два варианта ответа. «За державу обидно» — благородное желание оставить в госсобственности завод, подающий надежды стать прибыльным. Или: «Такая корова нужна самому».
Понятно, что ОАО без акций — состояние переходное. Тем более что Украина в последнее время ведет активную политику разгосударствления. Только в одном Кременчуге и КрАЗ продан, и госпакет «Укртатнафты», возможно, продадут… Одним словом, передел собственности. А рикошетит по простым работникам, которые месяцами не получают зарплаты. «Хуже всего то, что многие здесь работают семьями. Некоторые люди действительно голодают…», — сказала одна из сотрудниц ЖБШ-1...