Запорожский полигон отходов в Средней Балке — несомненно, самая известная свалка страны. Причина крайне проста: десятилетиями свозившиеся на него отходы металлургических предприятий содержат огромное количество металла, который можно повторно использовать. Даже по минимальным оценкам, на каждом из двух с лишним квадратных километров полигона лежит не менее миллиона тонн металла.
Во времена застоя это мало кого волновало, но с наступлением рыночной экономики ситуация изменилась. По иронии судьбы, первыми, кто обратил внимание на буквально валяющиеся под ногами ресурсы, оказались бомжи. Именно они стали выколупывать из шлаков куски металла и тащить их на пункты металлолома. И понеслось.
Кто только ни копался на полигоне! Бывали просто экзотические варианты. Так, по сообщению одной из газет, добычей металла занималась даже… областная филармония. Правда, очевидно, из-за отсутствия технических навыков музыканты занимались добычей не сами, а пригласили в подрядчики Запорожскую АЭС. В общем, музыка над полигоном играла та еще...
Естественно, ажиотаж фактически на территории крупнейших запорожских предприятий — «Днепроспецсталь», «Запорожсталь», «Запорожкокс» и Запорожского завода ферросплавов — не мог оставить равнодушным и их руководство. Особенно после прихода на предприятия новых собственников. Не говоря уж о том, что и сейчас металлурги и коксохимики продолжают вывоз на полигон отходов, пусть и не столь ценных.
Однако попытки предприятий упорядочить процесс наткнулись на противодействие.
К примеру, еще в 1997 году та же «Днепроспецсталь» (ДСС) разработала и ввела в эксплуатацию первую очередь цеха по переработке шлаков и стала работать над установкой углубленной шлакопереработки, позволяющей свести к минимуму потери металла. В 1998-м в Балке началась интенсивная переработка отходов. И так как всякая инициатива наказуема, то в итоге предприятие сразу увязло в судебных процессах. Дело дошло до Высшего арбитражного суда Украины, подтвердившего в апреле 2000 года право ДСС разрабатывать свою часть отходов в Балке Средней. Однако чтобы окончательно урегулировать вопрос, «Днепроспецсталь» и «Запорожсталь» приобрели участки Балки, фактически находившиеся в их пользовании.
Однако впоследствии покупка «Запорожстали» была оспорена. А ДСС для подтверждения права собственности на свою часть шлаковых отвалов потребовалось решение президиума Высшего арбитражного суда.
Пока предприятия судились, практически бесконтрольная разработка продолжалась. Тем более что неурегулированность правовых вопросов замедляла начало промышленной разработки находящегося в отвалах металла. В итоге свалка стала практически непрерывным генератором скандалов. Сейчас в разгаре один из них.
В конце января с.г. «Днепроспецсталь» заключила несколько договоров временного владения и пользования своей частью шлакоотвалов. Проще говоря, сдала их в аренду. Увы, решение металлургов оказалось не слишком продуманным, к тому же заключенным с нарушением процедуры. Арендаторы развили настолько бурную деятельность, что на заводе просто за голову схватились. Особую активность проявили ООО «Центр «Агроресурс» и ООО «Алмекс».
Судя по заявлениям «Днепроспецстали» в правоохранительные органы, арендаторы довольно быстро перестали ограничиваться выделенными им участками отвала и начали копаться немножечко «не там». А еще точнее, стали подкапываться под находящуюся рядом железную дорогу, по которой ДСС вывозила отходы производства. Это, по мнению заявителей, создает аварийную ситуацию на полигоне, чреватую экологической катастрофой и даже человеческими жертвами.
Как заявляет руководство ДСС, за время работы ООО «Центр «Агроресурс» уничтожил 70 погонных метров железнодорожного тупика; в районе разработок нарушена охранная зона железнодорожного пути на протяжении 50 метров; произошло отслоение шлаковых масс от призмы железнодорожной насыпи. В результате этих отслоений стало возможным обрушение железнодорожного пути в сторону разрабатываемого карьера, что приведет к полной остановке нашего предприятия из-за невозможности приема текущих отходов на отвале».
В конце мая на заводе была создана комиссия для проведения проверки работ на шлаковом отвале. По результатам ее деятельности было издано распоряжение директора ОАО «Днепроспецсталь» № 1175 «О прекращении работ на шлаковом отвале», с которым ознакомили руководителей организаций-арендаторов. Однако работа по добыче металла прекращена не была. В результате чего обстановка на железнодорожных путях приблизилась к аварийной.
Дабы предотвратить техногенную катастрофу, 1 июля с.г. ОАО «Днепроспецсталь» расторгло договора аренды с фирмами «Центр «Агроресурс», «Алмекс» и «УСС». Соответствующие письма были направлены в областную администрацию, мэрию Запорожья, правоохранительные органы – прокуратуру и УМВД.
Однако предостережения заводчан остались без внимания. Более того, теперь сотрудники подразделения «Беркут» УМВД по Запорожской области… охраняют сотрудников ООО «Центр «Агроресурс», подкапывающих железнодорожное полотно, по которому должны курсировать заводские составы.
Дело доходило едва ли не до перестрелок. Когда ДСС заключила договор на охрану шлаковых отвалов с конвойным батальоном внутренних войск, то, по заявлению представителей завода, военнослужащий в звании майора получил огнестрельное ранение.
В общем ситуация, согласно обращению ДСС в правохранительные органы, выглядит так. «16 июля этого года более 30 бойцов спецподразделений «Беркут», «Сокол» и оперативных работников по борьбе с организованной преступностью убрали охрану с территории отвалов, выгнали фирмы, работавшие там по договорам с заводом, и силой принудили впустить на отвалы фирмы «Центр «Агроресурс» и «Алмекс». Причем «пропуск на место разработки стали осуществлять сотрудники спецподразделений «Беркут», «Сокол».
Арендаторы под их прикрытием похозяйничали. Они попросту разобрали полотно железной дороги. Надо думать, теперь спор о ее техническом состоянии стал беспредметным. Ну а руководители завода оценили подобные действия как «парализовавшие работу железнодорожного цеха».
Справедливости ради отметим, что попыток постройки ДОТов на «оккупированной» территории пока не наблюдается...
После появления на отвале вооруженных людей история быстро стала напоминать Клондайк времен пика золотодобычи. Каждый вынутый кубометр шлаков — это примерно 150 килограммов металла, потерянного заводчанами. В целом похоже, что заводу по окончании нынешней разработки отвалов останутся лишь горы никому не нужного мусора. Тогда, очевидно, и охрану снимут.
Между прочим, все эти «раскопки» имеют отнюдь не локально-заводское значение. Дурной пример, как известно, заразителен. Желающих обогатиться в Балке предостаточно. При этом об экологических аспектах последствий речь не идет вовсе. И это понятно: зачем тратить средства на меры экологической защиты, если контролирующие органы в лучшем случае наблюдают за объектом, а суммы штрафов за вред, причиненный окружающей среде, смехотворны. Хотя, по мнению представителей облгосадминистрации, только внедрение государственного контроля над техногенным месторождением может обеспечить должное соблюдение экологических стандартов.
Мало кто вспоминает, что по территории полигона проходит еще и водовод, снабжающий около трети города (до 300 тыс. человек) питьевой водой. Пока что до его труб не докопались. Но если любой желающий, предусмотрительно обзаведясь охраной, начнет здесь проводить собственные изыскания, исход событий может оказаться самым печальным.
ОАО «Днепроспецсталь» было вынуждено обратиться в Хозяйственный суд Запорожской области с просьбой о расторжении договора с ООО «Центр «Агроресурс». Заседание суда, назначенное на 5 августа, перенесено на более поздний срок для уточнения обстоятельств дела. На заводе очень расчитывают на профессионализм и объективность судей и скорейшее справедливое разрешение конфликта.
Но у частного спора двух хозяйствующих субъектов имеется и более глобальный аспект. Очевидно, что вопросы введения во вторичный оборот отходов производства — так называемого рециклинга — в нашей стране практически не урегулированы. Поэтому назрела необходимость принятия специального закона, который бы определил не только имущественные и правовые аспекты, но также аспекты безопасности.
Кстати, закон о рециклинге принят более чем в 50 странах мира. В 1995 году мировая индустрия рециклинга обеспечила занятость более миллиона человек, а стоимость полученной таким образом продукции составила 175 млрд. долл. Для нас все это, увы, лишь перспективы. Мы доросли пока только до судебных тяжб.
Впереди – суд между «Днепроспецсталью» и арендаторами. Каждая сторона считает, что она права. У каждой – свои доводы и своя аргументация. Однако это только первая ласточка.
Вслед за приватизационными, страну вскоре может накрыть лавина судебных процессов вокруг других техногенных месторождений. Ведь только-только начинается освоение терриконов, возвышающихся в Донецкой, Днепропетровской и Луганской областях. Ведётся также разработка других техногенных месторождений – отходов производства металлургических комбинатов. И там тоже есть свои хозяева и свои арендаторы...
Как показал опыт «Днепроспецстали», пока нет специального закона, от конфликтных ситуаций никто не застрахован. Но в любом случае жители Запорожья и других промышленных центров не должны стать невольными заложниками конфликтов на почве производственно-арендных отношений.