UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зачем замдиректора уволил президента?

Президент ОАО «Украинское Дунайское пароходство» Евгений Самошин обратился к министру транспор...

Автор: Александр Артеменко

Президент ОАО «Украин­ское Дунайское пароходство» Евгений Самошин обратился к министру транспорта и связи Украины Иосифу Винскому с просьбой разобраться с его незаконным увольнением и оградить от давления со стороны чиновников Минтранссвязи.

Кто же мог уволить Евгения Самошина, прошедшего жесткий конкурсный отбор на замещение должности президента ОАО и занявшего ее в соответствии с приказом, подписанным министром совсем недавно — в начале мая нынешнего года? Оказывается, к столь строгой мере прибегнул первый заместитель директора Департамента морского и речного флота Минтранссвязи («Укрморречпорт») Николай Верещака, обвинивший Евгения Самошина в неудовлетворительном управлении пароходством, незаконном увольнении людей, приеме на руководящие должности неквалифицированных кадров и т.д.

Поддавшись давлению Николая Анатольевича и находясь в состоянии эмоционального возбуждения, Самошин написал тогда два заявления об увольнении — «по состоянию здоровья» и «по согласию сторон». Но, немного поостыв, пришел к выводу, что Николай Верещака превысил возложенные на него полномочия. Ведь в соответствии с п. 9.4 устава ОАО «Украинское Дунайское пароходство» председателя правления — президента ОАО назначает (увольняет) путем заключения (расторжения) с ним контракта вышестоящий орган — Министерство транспорта и связи Украины.

Возможно, обвинения, выдвигаемые чиновниками «Укрморречпорта» к президенту ОАО «Украинское Дунайское пароходство», который работает на этом посту без году неделя, в чем-то и справедливы. Но нельзя не учитывать, что им сделано за столь короткий срок по выводу пароходства из того плачевного состояния, в котором он его получил от своих предшественников. А сделано, между прочим, немало.

Создана и выполняется программа стабилизации и развития предприятия, основной целью которой является завершение 2008 года с прибылью. И если убытки за прошлый год составили почти 17 млн. гривен, то по итогам второго квартала текущего года уже получена прибыль в 1,9 млн.

Предшественник Евгения Самошина не заключил ни одного договора на грузоперевозки в текущем году по Дунаю. Сегодня же эта работа ведется активно, грузовая база восстанавливается, в стадии подписания — контракты на перевозку зерна урожая 2008 года.

Получив в наследство нерешенные исковые требования к пароходству на сумму более 20 млн. гривен, новый руководитель уже добился урегулирования исковых и претензионных дел на 10,8 млн. Достигнута договоренность с партнерами о повышении фрахтовых ставок на перевозку грузов по Дунаю, что позволит получить по итогам года дополнительный доход в 6,5 млн. долл.

Подписаны контракты на 2009 год на пассажирские перевозки иностранных туристов. Из 16 морских судов, отданных прежним руководством компании в бербоут-чартер (аренда с последующей продажей), семь уже возвращены пароходству без каких-либо материальных и финансовых потерь. С банками-кредиторами заключены соглашения о реструктуризации задолженности по погашению прежних кредитов. Во втором квартале текущего года на 14% повышены ставки заработной платы береговому составу, а с 1 июля на 10% — еще и плавсоставу.

Если это повод для увольнения, то за что же тогда поощряют?

В верхних эшелонах власти нашей страны особенно ценны те чиновники, которые умеют «без шума и пыли» устранять неугодных сильным мира сего. Вот их и поощряют. А Евгений Сергеевич, последовательно выступающий против приватизации вверенного ему пароходства, по всем параметрам попадает в категорию неугодных.

Даже киевские воробьи на всех деревьях чирикают о борьбе различных групп влияния в Минтранссвязи за контроль над Украинским Дунайским пароходством. О том, что у Евгения Самошина и заместителя министра транспорта и связи Владимира Бадагова сложные отношения, знает всякий. До назначения заместителем министра транспорта и связи Владимир Федорович много лет руководил Полтавским ГОКом. И то, что он, курируя в министерстве железнодорожный транспорт, стал председателем наблюдательного совета ОАО «Украинское Дунайское пароходство», многим показалось нелогичным. Обычно эта функция возлагается на профильного заместителя министра.

Конфликт между президентом пароходства и председателем наблюдательного совета возник, когда на пост вице-президента пароходства по эксплуатации флота не прошла кандидатура, предложенная Владимиром Федоровичем. Цена вопроса станет понятной, если учесть, что наиболее вероятными претендентами на приобретение Украинского Дунайского пароходства являются бизнес-группы Константина Григоришина и Константина Жеваго. Для первого это — продолжение стратегии на приобретение активов водного транспорта. Для второго же приобретение пароходства перспективно с точки зрения оптимизации экспортных поставок продукции Полтавского ГОКа, доля которых в объемах перевозок пароходства до недавних пор составляла 20—25%, но с возникновением конфликта вдруг стала неуклонно сокращаться, составив в августе лишь 27 тыс. тонн.

Официальная причина — нехватка железнодорожных вагонов. Но, по данным «Укрморречфлота» (ау, господин Верещака!), объемы переработки в Измаильском порту по позиции «Руда разная», куда входит и железорудное сырье, в первом полугодии текущего года выросли на 12,7%, достигнув 1797,8 тыс. тонн.

Очевидно, что истинные причины как сокращения перевозок железорудного сырья, так и конфликтов, разгорающихся вокруг Украинского Дунайского пароходства, несколько иные...

… Между тем ситуация развивается. В защиту уволенного президента выступили трудовой коллектив и профсоюзная организация пароходства, которые провели митинг поддержки и обратились с соответствующим письмом к премьер-министру Украины. За Самошина проголосовали и депутаты Измаильского городского совета, причем единогласно. Получив такую поддержку, г-н Самошин официально объявил о том, что обязательно обжалует свое увольнение в суде.