UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский титан: эволюция или революция?

С началом революционных преобразований в корпоративных взаимоотношениях укрепилась тенденция пересмотра прав собственности...

Автор: Тимур Иванов

С началом революционных преобразований в корпоративных взаимоотношениях укрепилась тенденция пересмотра прав собственности. При этом широко используются все методы — от банальных судебных исков до силовых захватов головных офисов компаний. Само правительство пока открещивается от каких-либо активных действий в направлении пересмотра прав собственности, а публичные заявления политиков пока юридической силы вроде как не имеют. Как бы там ни было, но данная тенденция не обошла стороной и недавно созданное совместное предприятие ЗАО «Крымский титан», являющееся крупнейшим производителем диоксида титана в Восточной Европе.
Нужно отметить, что, как и прогнозировали эксперты, на Дальнем Востоке Российской Федерации все-таки начали строить завод по производству двуокиси титана. Причем в непосредственной близости от сырьевой базы с привлечением самых современных технологий. Поэтому Украине уже не долго осталось гордиться тем, что только она владеет таким уникальным заводом на территории СНГ. Если мы только не оставим в покое уже сформировавшуюся эффективно работающую вертикаль.
Вообще, пока Украина обладает огромными возможностями с точки зрения развития производства титаносодержащей продукции. Этому способствует и наличие в стране соответствующих месторождений, и производственные мощности. Однако Украина долго не пользовалась этим преимуществом — в отрасли отсутствовала структура, выполняющая роль единого координирующего центра.
Два года назад процесс создания в Украине национальной вертикально интегрированной компании (которая бы объединила весь производственный цикл от добычи руды до реализации титаносодержащей продукции) инициировали Фонд госимущества и Министерство промышленной политики. В итоге, координирующим центром стала Государственная акционерная компания «Титан», которая занимается производством, пожалуй, самой популярной титаносодержащей продукции — диоксида титана.
Параллельно шел поиск инвестора для данного проекта, поскольку сам проект требует вливаний капитала, которым ни украинское государство, ни ГАК «Титан» в необходимых объемах сегодня не располагает. Но в результате это спровоцировало усиление давления на ГАК «Титан» со стороны различных отечественных и российских финансово-промышленных групп, предлагавших инвестирование и создание совместного предприятия.
В итоге был найден инвестор в лице немецко-британской инвестиционной компании RSJ Erste Beteiligungsgesellschaft GmbH, с которой в сентябре 2004 года на базе ГАК «Титан» было создано СП ЗАО «Крымский титан». По словам управляющего директора RSJ Роберта Шетлер-Джонса, на первом этапе общий объем инвестиций должен составить 70 млн. долл. Иностранным инвестором уже вложено 36 млн. долл. в СП, а до конца года поступит и вторая половина. Полученные средства позволили «Крымскому титану» отказаться от импорта индийского ильменита, направив при этом деньги на строительство 9-го рудника Иршанского ГОКа (сумма составила 3,8 млн. грн.). Также инвестиции позволили выйти на увеличение мощности производства диоксида титана на заводе, в том числе улучшить его качественные показатели за счет капремонтов отдельных установок и вспомогательного оборудования.
По мнению экспертов рынка, подобная схема, в отличие от остальных, дала государству серьезные преимущества. Во-первых, украинским олигархическим группам, проявлявшим интерес к ГАК «Титан», не удалось «наложить лапу» на этот проект и, как следствие, СП «Крымский титан» представляет сегодня интересы исключительно Украинского государства и иностранного инвестора, поскольку государство смогло выдержать нелегкий переговорный процесс и, в итоге, получить контрольный пакет в создающемся СП. В результате государство имеет сегодня большинство представителей в наблюдательном совете «Крымского титана» (в лице представителей Кабмина, Фонда госимущества и правительства Крыма), а также полностью сформировало правление СП.
Во-вторых, завершился многолетний спор о том, на базе какой из структур необходимо создавать координирующий центр в отрасли. На вершине управленческой пирамиды оказался производитель готовой продукции с максимальной долей добавленной стоимости ГАК «Титан». Именно на его базе создано СП, которому в свою очередь переданы в аренду Вольногорский и Иршанский комбинаты, что можно считать практическим окончанием ценовых войн на рынке ильменита. 100% акций ГАК «Титан» принадлежат государству, а в СП, в свою очередь, государство владеет 50%+1 акцией. В результате найдена оптимальная схема, при которой государство не теряет контроль и права собственности над этими стратегическими объектами, а также месторождениями титаносодержащего сырья.
Стоит заметить, что, например, Иршанский ГОК на момент заключения договора аренды имел серьез­ные проблемы, обусловленные тем, что последние два года (находясь в составе ГАК «Украинские полиметаллы») комбинат не получал инвестиций. В результате к 2004 году этот комбинат фактически был на грани частичного свертывания производства.
За то короткое время, что Иршанский ГОК находится в аренде у «Крымского титана», он уже получил более 11 млн. грн. инвестиционных ресурсов, за счет которых было установлено новое оборудование. По словам директора Иршанского ГОКа Николая Головача, всего в текущем году СП выделит Иршанскому ГОКу 53,7 млн. грн. Если эти деньги дадут освоить, то их вложат в завершение строительства трех новых карьеров и обогатительной фабрики; реконструкцию действующих обогатительных фабрик для повышения качества ильменитового концентрата. Все это даст возможность к концу 2005 года увеличить объемы производства ильменитового концентрата на 20,5 тыс. тонн — до 442,5 тыс. тонн в год; увеличить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в 1,3 раза — до 28,5 млн. грн.
По словам руководителя Вольногорского горно-металлургического комбината Юрия Баранова, «сотрудничество с «Крымским титаном» дает нам реальную возможность рассчитывать на дополнительные инвестиции, при том что собст­венником нашего комбината так и ос­тается государство. По сути, зара­батываемых нами денег сегодня хватает на обеспечение процесса прос­того воспроизводства. При этом учтите, что последние 15 лет наши ос­новные фонды проработали без какой-либо существенной модернизации. Например, на этот год нам для этих целей необходимо 137 млн. грн. В рамках договора аренды «Крымский титан» обязался вложить в наш комбинат 76 млн. грн. Эта программа уже начала выполняться:
6 млн. грн. поступило на наше предприятие в январе-феврале, еще 8 млн. грн. поступит до конца марта».
При передаче Вольногорского ГМК и Иршанского ГОКа в аренду ЗАО «Крымский титан» выиграли все: государство, сохранившее контроль за своей собственностью и возможность её развития и соответственно получающее ежемесячно в бюджет 1,8 млн. грн. арендной платы (ранее СП единоразово перечислило казне 62,7 млн. грн за выкуп оборотных средств комбинатов); комбинаты, получившие реальные инвестиции для развития производства и социальной инфраструктуры; ЗАО «Крымский титан», усилившее свои конкурентные преимущества и получившее базис для дальнейшего развития.
Также нужно учитывать, что все три предприятия являются градообразующими. Они не только обеспечивают выплатами налогов до 80% доходов городского бюджета, но и фактически содержат большую часть социальной сферы городов-спутников.
Понятно, что грандиозные планы развития отрасли, которые успешно стартовали в Украине, вызывают обеспокоенность у зарубежных конкурентов. Ведь они объективно не заинтересованы ни в увеличении объема производства титаносодержащей продукции в Украине, ни в повышении ее качества.
Управляющий директор RSJ Erste Beteiligungsgesellschaft GmbH Роберт Шетлер-Джонс выражает обеспокоенность давлением, которое сейчас осуществляется на «Крымский титан». «Мы испытываем давление со стороны российского капитала». Какие именно финансовые российские группы оказывают давление, используя существующую политическую ситуацию, Шетлер-Джонс уточнить отказался, заметив, что они рвутся в титановую отрасль, новую для их бизнеса. «Они пытаются выдвигать абсурдные обвинения в том, что за нами стоит сомнительный капитал. Европейское происхождение нашей компании уже само по себе гарантирует, что за нашей компа­нией не стоит никаких сомнительных лиц, поскольку в европейских странах очень жестко отслеживается происхождение капитала».
Напомним, что решением специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации предлагается отменить указ Президента Украины №765 от 7 июля 2004 года, которым было создано СП ЗАО «Крымский титан». По мнению экспертов, изменение стратегии развития отрасли отбросит отрасль на год-полтора назад, а с за­пуском завода в России Украина потеряет нынешние емкие рынки сбыта
своей продукции в той же России и Китае. Непонятно, зачем это вообще делать, учитывая, что программа уже реализуется и есть первые положительные результаты. Зачем ломать начавшую складываться и эффективно работающую структуру? Если есть необходимость объединения всей титановой отрасли (а она существует) — это может быть сделано путем передачи таких объектов, как Запорожский титано-магниевый комбинат, Институт титана (Запорожье) в аренду уже существующему СП «Крымский титан». В результате Украина замкнет производственные цепочки в отрасли и избежит ситуации, когда предприятия отрасли демпингуют на мировом рынке в ущерб друг другу. Другого пути здесь фактически нет, так как практически все объекты титановой отрасли сегодня находятся в госсобственности и вряд ли в обозримой перспективе будут приватизированы. А развиваться им тем не менее надо и для этого необходимы инвестиции — у государства сегодня таких денег нет.