UA / RU
Поддержать ZN.ua

У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ

…Вот стоят у постели моей кредиторы… Булат Окуджава — За десять месяцев нынешнего года горноруд...

Автор: Владимир Овдин

…Вот стоят у постели моей кредиторы…

Булат Окуджава

— За десять месяцев нынешнего года горнорудные предприятия увеличили производство на 106%, металлургические — на 112,6%… Ожидается к концу года выплавка 32,5 млн.тонн стали, а в 97-м всего-то было 25 миллионов… «Круглый стол», за которым директорский корпус горно-металлургических предприятий страны вместе с научными кадрами профильных вузов Днепропетровска обсуждал стратегию, задачи и организацию научно-технического развития ГМК Украины, ломился от парадно-рекордных цифр. Что не мешало участникам дискуссии трезво оценивать шансы металлургических заводов и ГОКов. Кризис перепроизводства поставил под вопрос судьбу производимых в мире за год 250 млн. тонн металла, в том числе и украинского. Рынки для его сбыта конкретно не определены и не устроены. Страны Юго-Восточной Азии снизили цену на квадратную заготовку и экспортировать ее, например, ДМК им. Дзержинского стало просто невыгодно. Комбинат практически не работает. Зато россияне своими регулируемыми железнодорожными тарифами, дешевыми энергоносителями и железорудным концентратом может позволить экспортировать на Дальний Восток ту же заготовку даже из Новороссийска.

— В ближайшее время, — прогнозировал давно очевидное заместитель госсекретаря Минпромполитики Сергей Грищенко, — в мире сократятся объемы металлургического производства, упадут цены на листовой прокат. За десять месяцев текущего года наши поставки на американский рынок составили 15% от прошлогодних, и мы потеряли значительную часть этого рынка. А Европа пошла на беспрецедентный шаг — разрешила нам на 35% увеличить квоты на импорт металлопродукции в Евросоюз. Мы подписали документ, по которому с 1 января можем проводить увеличение квот. Это одно из немногих достижений, которым мы можем похвастаться.

А в остальном хвастать действительно нечем. А чтобы было чем, надо продлить, по мнению всех директоров, включая самого Сергея Георгиевича и докторов наук, действие закона об экономическом эксперименте. Да еще убрать налог на добавленную стоимость. И, разумеется, технически перевооружить ГМК вместе со смежниками. Для этого потребуется всего-то около 7,5 млрд. долларов.

— И если разделить эту сумму на десять лет, то, — считает Сергей Грищенко, — годовую потребность в 700—750 млн. долларов металлурги вполне могут осилить: половину заработают сами, а на вторую половину привлекут средства».

Заместителю госсекретаря, конечно, видней. Но уже сейчас в Днепропетровском областном хозяйственном суде находится 1200 (!) дел о банкротстве различных предприятий, в том числе и ГМК. Только в нынешнем году возбуждены дела о банкротстве Центрального, Северного, Южного и Ингулецкого горно-обогатительных комбинатов. Плюс банкротства металлургических заводов имени Петровского и Коминтерна в компании с Днепровским металлургическим комбинатом им.Дзержинского. К счастью, судьям хозяйственного суда удалось в конце ноября примирить «Приватбанк» с «Криворожсталью», иск к которой составлял около 3 млн. грн. К слову, возбудить процедуру банкротства можно по нынешним законам при сумме задолженности в 35400 гривен.

В целом за десять месяцев нынешнего года, по словам начальника отдела горнорудной промышленности Днепропетровской облгосадминистрации Владимира Соренкова, кредиторская задолженность заводов и комбинатов увеличилась на 50 миллионов. Хотя из 22 имеющихся в области базовых предприятий кредиторскую задолженность снизили 13. Тот же КГГМК уменьшил кредиторскую задолженность на 310 млн., ДМК им. Дзержинского — на 338, ЮГОК, ЦГОК и СевГОК — на 95, 66 и 117 млн. соответственно.

В минувший понедельник холодный зал днепропетровского ДК им.Ильича согревали своим дыханием, ожидая начала выборов в комитет кредиторов, 190 из 243 взаимодавцев ОАО ДМЗ им. Петровского. Растянутая на полгода процедура банкротства приблизилась к своему завершению. И выборы семи членов комитета для всех, жаждущих сполна получить свои долги, сулили немало сюрпризов. Дело в том, что при существующей законодательной базе именно семерка, не более, кредиторов решает, кому отдавать в первую очередь долги. А задолжала «Петровка» всего ничего: около 618 млн. грн. без учета проиндексированной инфляции, убытков и суммы неустойки при дебиторской задолженности 268 млн. грн. Такой сумасшедший долг возврат всех кредитов растягивает на десятилетия.

В принципе, по закону о банкротстве первоочередным правом получить свои кровные пользуются обделенные зарплатой и алиментами, Пенсионный фонд, налоговики… Всего шесть ступеней, одолеть которые многим будет не под силу. При этом многие кредиторы сомневаются в истинной задолженности завода перед некоторыми предприятиями. А посему еще 18 июля создали координационный совет кредиторов ОАО ДМЗ им. Петровского. За несколько месяцев энергичные члены этой общественной, не более, организации, «накопали» много интересного:

— До сегодняшнего дня на протяжении нескольких лет (с 18 декабря 1999 года. — В.О.) с нами не проводит расчетов должник и управляющая компания «Приват Интертрейдинг» — коммерческая структура «Приватбанка»… Когда мы получили право в арбитражном (ныне хозяйственном — В.О.) суде на получение от должника своих денег, управляющая компания вместе с должником блокировали решения суда через процедуру фиктивного банкротства», — сообщалось в обращении, которое раздавалось перед началом собрания.

Координационный совет и его неформальный глава президент ООО ПКФ «Росич» Владимир Рязанцев считают, что из 243, включенных в реестр кредиторов, 11 юридических лиц, составляющих 5% от всего списочного состава, обладают 51% (318 млн. 880 тыс. грн.) от общей суммы задолженности. Причем 120 млн. вызывают «полное недоверие» совета. Мотивация: более 20 млн. представлены векселями, которые завод выдал в нарушение Закона «О банкротстве». А остальные 100 млн., считает В.Рязанцев, признаны «Петровкой» добровольно опять же в интересах упомянутых 11 структур. К тому же в мае 2001 года Арбитражный суд отказал инициатору банкротства завода ООО ПКФ «Укринмет» в финансовой экспертизе ДМЗ им.Петровского.

— В суде уже лежат документы, — утверждает В.Рязанцев, — оспаривающие вышеприведенные 120 млн. грн., а рабочая группа координационного совета повторно обратилась в Хозяйственный суд с требованием финансовой экспертизы.

Еще один кредитор рассказал корреспонденту «ЗН», что заявленный долг Орджоникидзевского ГОКа о неполученных проплатах за поставленное сырье — фикция, поскольку отсутствуют транспортные накладные.

Недовольна и Наталья Горохова, представитель дирекции фирмы TRADE ARBED Ink. в Украине, которой «Петровка» задолжала 6,8 млн. грн.:

— Финансовая информация по заводу закрыта. Невозможно, пользуясь законным правом стороны по суду, узнать рентабельность завода, отпускные цены. Давно оформленное, еще в 1999 году, решение Международного арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины не выполняется. Судя по величине накопленного долга, которую собрал или приписал «Приват Интертрейдинг», он больше, чем до 95-го года, когда кокс стоил 96 долларов, а не 50, как сегодня.

Что же касается мнения арбитражного (ныне хозяйственного суда), то его председатель Владимир Плевако уверил корреспондента «ЗН», что завод в 2000 году «сработал с прибылью 32 млн.». Своего шефа дополнила одна из его подчиненных, назвав «Петровку» «маленьким Чернобылем» как по части загрязнения окружающей среды, так и по расчетам с кредиторами за последние пять лет. Позицию завода, по мнению хозяйственных судей, можно представить по схеме: занимаем — производим — продаем — тратим по своему усмотрению. Если говорить о самой процедуре банкротства, то, по мнению Владимира Плевако и его коллег, необходим мораторий на банкротство градообразующих, особо опасных и стратегически важных для страны предприятий, как это сделано в отношении казенных заводов и учреждений. Для этого необходимо на законодательном уровне определить список таковых. А вопросы задолженности решать через исполнительную службу. Кроме того, В.Плевако и вышеупомянутая Н.Горохова порознь высказывали одно и то же: доверять стратегические предприятия, к которым безусловно относится «Петровка», кредиторам нельзя. И 42% акций ОАО ДМЗ им.Петровского, которые принадлежат государству, должны управляться государством или уже другим собственником. При этом ссылались на «Криворожсталь», где 100-процентным госпакетом акций успешно управляет госчиновник. Что же касается госпакета «Петровки», его уже дважды выставляли на продажу, то желающих пока нет.

Так или иначе, но затянувшийся на три с лишним часа подсчет бюллетеней наконец завершился. По требованию координационного совета кредиторов при подсчете голосов присутствовали его представители. Поэтому обошлось без скандалов и обвинений в подтасовке. В итоге легитимный комитет кредиторов образовали семь юридический лиц: Орджоникидзевский ГОК (32,4 млн. грн.), ООО «Энеко» (247 тыс. грн.), ООО «Технология» (151,039 млн. грн.), ОАО «Днепрококс» (2,5 млн. грн.), ООО «Комекс» (3,8 млн. грн.), ЗАО «Астрал» (53,7 млн. грн.) и, ну надо же, АОЗТ «Футбольный клуб «Днепр-96» (15 млн. грн).

Прогнозы координационного совета сбылись на все сто. «За бортом» оказались такие крупные кредиторы, как НАК «Нефтегаз Украины» (18,3 млн. грн.), «Укрбургаз» (12,5 млн.), ООО «Ресурс» (38,6 млн.), инициатор банкротства ООО «Укринмет» (2,5 млн. грн.) и… АОЗТ «Приват Интертрейдинг» (22,9 млн.).

И все-таки арбитражный управляющий Леонид Талан не склонен драматизировать ситуацию и обвинять во всех грехах «Приват Интертрейдинг». По его словам, накопленный долг относится к 1996—99 годам, а «Приват» взял в управление предприятие с 18 декабря 1999 года. При этом управляющая компания за все время работы строго придерживается графика выплаты заработной платы семи тысячам рабочих и служащих. Кроме того, подсчет голосов на собрании кредиторов показал, что оппоненты собрали менее одной трети голосов присутствующих и в дальнейшем они вряд ли смогут провести инициативное собрание, где необходимо присутствие как минимум одной трети кредиторов.

Безусловно, предприятие ликвидировать нельзя и делать этого, судя по заявлению избранного председателя совета кредиторов — представителя ООО «Днепрококс» и Л.Талана, никто не собирается:

— «Больного» надо реанимировать, поэтому санация обязательна. Сейчас идет подготовка плана развития завода. В перспективе — привлечение инвестиций.

Больше ничего конкретного заявлено не было.