Значительная разница цен на пшеницу в начале и конце маркетингового сезона позволяет предприимчивым коммерсантам несколько лет подряд снимать жирные сливки на зерновом рынке. Подыгрывают проворным дельцам и местные власти, знающие, как можно заработать на социальной напряженности, связанной с дефицитом хлеба и, соответственно, ростом цен на него. Чего не сделаешь за 100% рентабельности (в наше-то время, и причем на хлебе?!) при переработке зерна в муку.
Время сейчас для этого самое подходящее: запасы хлебного зерна на внутреннем рынке день изо дня тают. Вот ценовые игры, как по команде, и начинаются, вскрывая прошлогодние не зарубцевавшиеся язвы. Пожалуй, самая кровоточащая из них — тяжба между Государственным агентством по управлению государственным материальным резервом (Госрезерв) и ЗАО «Київмлин», которая именно сейчас, судя по всему, вступает в фазу апогея. Не зря же глава Госрезерва появляется на пресс-конференциях в сопровождении юриста и адвоката.
Посмотришь на всего-то двухстраничный договор, подписанный еще 28 октября 1999 года, и кажется, что проблема выеденного яйца не стоит.
1.1. Предметом договора является отпуск после предварительной оплаты «Госкомрезервом» (название организации на момент подписания договора. — С.С.) 100 тыс. тонн зерна госрезерва «Предприятию» (ЗАО «Київмлин». — С.С.).
2.1. «Предприятие» осуществляет предварительную оплату на счет «Госкомрезерва» за зерно государственного резерва (допускается частями).
2.2. «Госкомрезерв» отпускает 100 тыс. тонн зерна госрезерва по нарядам в соответствии с перечисленной суммой средств на условиях франко-склад пункт ответственного хранения.
Вот, по сути, и все. Ну как тут, казалось бы, в двух соснах заблудиться: заплатил — получай? Правда, дальше в договоре следует фиксированная цена, которую следует уплатить за зерно конкретного вида и класса. Рисковый шаг, ничего не скажешь, со стороны тогдашнего руководителя государственным закромами, А.Минченко, учитывая, что урожай 1999 года откровенно пугал всю страну своей скудностью. Соответственно, цены тогда реагировали прытким ростом. Впрочем, риск сильно продешевить попытались снизить за счет ограничения сроков действия договора 1 января 2000 года.
А теперь представьте, что к лету 2000 года цены на зерно выросли в три раза против осенних, цена хлеба тоже стала откровенно кусаться. Госрезерв же к январю 2000 года отпустил только 47 тыс. тонн продукции, согласно предоплате. Потом еще — 11 тыс. после пролонгации договора на три месяца. Нетрудно посчитать: не хватает 42 тис. тонн. Ну и что — срок договора-то истек? Ведь предоплата не была произведена в отведенный срок.
Несмотря на это, боевые действия разгорелись. Одни, ссылаясь на договор, претендуют на недополученное зерно, причем по старым ценам. Другие апеллируют к тому, что время вышло: раз предоплата не поступила в указанный срок, значит, и зерно отпускаться по старым ценам не будет. К тому же, как утверждает нынешний глава Госрезерва Евгений Червоненко, он просто не имеет права изменять условия договора (продолжать его действие) — его должностные обязанности четко очерчены законом о Госрезерве. Настоящим же распорядителем государственных закромов является правительство, в соответствии с распоряжением которого и заключался договор. Вот правительству и карты в руки.
Логика главы Госрезерва прозрачна: нет договора — нет прежних цен. В результате дело набирает обороты уже в 2001 году. За это время «Київмлин» без какой-либо оплаты (во всяком случае, юрист Госрезерва уверяет, что деньги за это не поступали) использовал еще 13 тыс. тонн государственного зерна, находящегося у него на ответственном хранении. Пострадавший же Госрезерв в лице его главы Евгения Червоненко не только не смог найти защиту в суде, но и сам попал под довольно неприятную статью 176-4 «Неисполнение судебного решения». Дело в том, что Высший арбитражный суд в процессе разбирательства счел, что неправо государство и посему должно отгрузить «должок» по цене в 320 грн. за тонну, в то время как на рынке ниже чем по 900 грн. днем с огнем не сыщешь.
Понятно, вчерашний предприниматель, закаленный в боях с бюрократией, Евгений Червоненко не мог смириться с таким решением. По его оценкам, ущерб государству составит 24 млн. грн. Вырисовывается парадоксальная ситуация, считает г-н Червоненко, — недобросовестное выполнение «Київмлином» договорных условий в 1999—2000 годах создало для коммерческой структуры возможность сейчас всласть подоить государство. Невыполнение решения суда защитнику государственных интересов уже стоило штрафов, исчисляемых должностными окладами, хотя до сих пор он проходил по делу как свидетель (?). Теперь же, считают юристы, ему это может стоит судимости. Да, следователь Старокиевского района г. Киева не усмотрел состава преступления по факту неисполнения решения арбитражного суда, согласившись, что выполнить вынесенное решение не было возможности. Однако прокурор Старокиевского же района сам возбудил дело и направил его следователю для дальнейшего производства.
Чем закончится зерновое дело Червоненко-госслужащего, сейчас трудно предсказать. Вместе с тем, многие еще помнят успешный судебный процесс Червоненко-предпринимателя со Спецмонополией. Пока адвокат главы Госрезерва подал протест в ВАСУ и в прокуратуру. А сам Евгений Червоненко заявил на пресс-конференции 11 апреля, что никто же на самом деле не отказывается отпускать продукцию «Київмлину». Однако это будет делаться по рыночным ценам (или даже на 3—5% ниже, чем цена, по которой согласен осуществлять аналогичные поставки оператор, выигравший тендер). И продаваться будет не зерно, а мука — такое решение вынесла коллегия Госрезерва. «Что это все говорят о социальной напряженности на местах из-за недостаточного количества зерна для выпечки хлеба? — не устает повторять г-н Червоненко. — Хлеб ведь производится из муки. Пусть берут у нас муку. В Госрезерве ее достаточное количество. Государственным перерабатывающим предприятиям тоже нужно работать. Там тоже люди хотят получать зарплату».