UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ ДЛЯ ИНВЕСТОРА

Вряд ли жители города Свердловска будут отрицать, что в какой-то мере им повезло, когда на их родно...

Вряд ли жители города Свердловска будут отрицать, что в какой-то мере им повезло, когда на их родной город стало распространяться действие Закона Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области». В соответствии с ним этот шахтерский город вошел в состав территорий приоритетного развития. Радость горожан стала еще больше, когда им стало ясно, что речь идет о создании новых рабочих мест, что в условиях населенного пункта не понаслышке знакомого с проблемами безработицы, более чем актуально. Но затем первоначальная радость стала тихо сходить на нет, особенно после того, как для одного из пришедших инвесторов настали «интересные» времена. А ведь все начиналось чинно и благородно.

В 1998 году предприятие «Экотех» приступило к реализации инвестиционного проекта общей стоимостью 19 млн. грн. Само же оно разместилось на территории шахты «Должанская-Капитальная», входящей в состав государственной холдинговой компании «Свердловантрацит». Естественно, что прежде, чем все заработало, инвестиционный проект прошел утверждение во всех инстанциях, начиная с существовавшего на тот момент Министерства угольной промышленности и заканчивая мэрией г. Свердловска. Не был обойден стороной и генеральный директор — председатель правления ГХК «Свердловантрацит» Евгений Горовой, который поставил свою подпись под всеми необходимыми документами.

В основу работы предприятия «Экотех» заложена идея очистки илонакопителя, представляющего собой насыпное гидротехническое сооружение, куда сбрасывает отходы обогатительная фабрика. Попадают отходы в рукотворный «ставок» в виде воды и шламов (мелкие кусочки угля), где перемешиваются с глиной и землей. Все это «добро» окружено дамбой высотой 50 м. Со времени постройки илонакопителя его никто не чистил, и теперь шлам находится не только в воде, но уже успел образовать так называемые «пляжные» зоны на поверхности.

Многочисленные делегации, которые уже успели побывать на «Экотехе», считали своим долгом выразить восхищение его работой. Взорам гостей открывалось рукотворное озеро, по поверхности которого плавал земснаряд, который был собран на родине тюльпанов — Голландии. Разрыхляя уже существующую массу, он с помощью насоса передавал ее по трубам на установку производства ЮАР, с помощью которой происходило обогащение шлама. Результат говорил сам за себя — получался высококачественный антрацитовый концентрат, который можно сразу же использовать на электростанциях. Плюс, в придачу к нему, побочные продукты, которые также можно использовать как в производстве, так и в быту. Зольность и сера при этом соответствуют лучшим мировым стандартам. Если к этому добавить, что производительность установки составляет около 1 300 тонн концентрата в сутки, что покрывает треть суточной потребности в углях такой ГРЭС, как Славянская, то налицо был наглядный пример, как из отходов получается «конфетка». Всего же в этом илонакопителе находится порядка 9 млн. тонн отходов, из которых можно изъять порядка 5—6 млн. тонн, что позволит той же ГРЭС спокойно работать в течение трех лет.

Казалось бы, никаких признаков надвигающегося конфликта нет и в помине. Все работают, всем хорошо. Всем, но, судя по всему, не генеральному директору ГХК «Свердловантрацит» Евгению Горовому, у которого стали стремительно охладевать чувства к «Экотеху». Но об этом лучше всего расскажет директор предприятия Леонид Трикоз:

— Началось все с того, что в июне прошлого года «Экотех» неделю стоял обесточенным, хотя ни дня не имел задолженности за поставленную электроэнергию. Потери от вынужденного «прогула» составили порядка 10 000 тонн. Как руководство ГХК «Свердловантрацит» аргументировало этот шаг? Нам рассказали, что земснаряд мутит воду в илонакопителе, которая впоследствии попадает в технологический цикл ЦОФ «Свердловская». Может быть, так оно и было бы, если бы илонакопитель не был переполнен до такой степени, что трудно вообще говорить о какой-либо очистке воды. Плюс к этому земснаряд находится на удалении 300 м от водозабора и вероятность его вмешательства в производственный процесс обогатительной фабрики очень мала. В конце концов проблема была решена. Но сразу же за ней появилась другая…

Теоретически возможна ситуация, когда земснаряд своим рыхлителем при приближении к телу дамбы может его повредить, что приведет к экологической катастрофе. Нами был заказан проект производства работ, который выполнил институт «Южгипрошахт». Был определен участок илонакопителя, на котором можно проводить выемку шлама. Но этот проект не устроил руководство холдинговой компании. По его настоятельной «рекомендации» «Экотех» обратился в «Водоканалпроект» (г. Харьков). На согласование всех вопросов ушло еще полтора месяца…

Дальше — больше. После того, как в последних числах августа «Экотех» все-таки заработал, г-н Горовой дал команду начальнику погрузочно-транспортного управления не давать нам вагонов. Опять неделя простоя… В конце концов закрыли и эту проблему. Несмотря на то, что как только руководитель «Свердловантрацита» увидел, что «Экотех» стал устойчиво работать, он потребовал повысить в два с половиной раза цену шламов, извлекаемых из илонакопителя. Мы пошли и на этот шаг, надеясь, что теперь уж все закончится...

Но никаких изменений в лучшую сторону в отношении Евгения Горового к «Экотеху» не произошло. Пройдя государственную приемку, получив свидетельство № 2 «Об одобрении инвестиционного проекта для внедрения на территории приоритетного развития в Луганской области», которое выдал комитет по вопросам территорий приоритетного развития облгосадминистрации, «Экотех» до сих пор не может получить земельный участок под промплощадку. А все из-за того, что, пройдя все инстанции, мы так и не получили добро от землепользователя — шахты «Должанская-Капитальная», которая входит в состав ГХК «Свердловантрацит». Руководство же шахты не делает ничего без разрешения руководства холдинга. Все же наши обращения к Евгению Горовому были проигнорированы…

Видя, чем оборачивается ситуация, я обратился к городскому голове Свердловска с просьбой решить этот вопрос и получил ответ, что он будет рассмотрен на заседании исполкома. В середине февраля заседание состоялось, но вопрос о выделении «Экотеху» земельного участка был снят с повестки дня. Больше обращаться в Свердловске нам не к кому. Написали письмо председателю Луганского областного совета Виктору Тихонову в надежде, что, может быть, депутаты облсовета на своей сессии все-таки решат наш вопрос. Как мне кажется, они не могут не учитывать результаты, которые могут быть получены в случае реализации нашего инвестиционного проекта:

— улучшается экологическая обстановка в районе отстойника и снижается опасность прорыва дамбы для близлежащих регионов;

— пополняются бюджеты всех уровней за счет регулярной уплаты налогов и других обязательных платежей;

— создаются условия для возобновления или расширения деятельности других предприятий, которые непосредственно задействованы в реализации проекта;

— частично снижается нехватка топлива на электростанциях Украины;

— для ЦОФ «Свердловская» создается возможность отказа от разработки глиняных карьеров для дальнейшего наращивания дамбы и тем самым предотвращается дальнейшее разрушение почвенного слоя пастбищ Свердловского района;

— производится утилизация породных отходов обогащения, использующихся в качестве топлива;

— возникает реальная возможность на десятки лет отказаться от дальнейшего строительства дамбы отстойника, что позволяет высвободить серьезные финансовые ресурсы и направить их в другие сферы, дабы снизить социальную напряженность в регионе.

В рамках реализации инвестиционного проекта силами «Экотеха» за период с 29 августа по 15 декабря 2000 года извлечено из илонакопителя и отправлено на электростанции Украины более 20 тысяч тонн угольного концентрата. При этом в бюджет Свердловска было перечислено 145,8 тыс. грн. Мы готовы работать и дальше для того, чтобы приносить пользу экономике и экологии региона. Ведь на территории Луганской области накопилось около 40 млн. тонн аналогичных отходов, из которых можно получить высококачественное топливо, параллельно решая проблемы окружающей среды. Но мы надеемся, что при этом будем чувствовать к себе равноправное, партнерское отношение. В противном случае нам придется демонтировать установку. Благо, предложений о работе из других областей Украины у «Экотеха» хватает. Только выиграют ли от этого шага жители Свердловска и экономика Луганской области?

Естественно, что о проблемах инвестиционного «равенства и братства» по-свердловски хотелось узнать и у Евгения Горового, но общение с ним в кабинете генерального директора — председателя правления ГХК «Свердловантрацит» было более чем лаконичным:

— …никаких комментариев по «Экотеху» давать не буду. Я все рассказал губернатору, а вам говорить ничего не буду. Не должен же я отдавать им сырье бесплатно!?

— Так оно же валяется бесплатно…

— А это мой вопрос. Есть структуры, которые готовы брать шлам у меня в два раза дороже. У «Экотеха» закончились все договоренности с нами. Прежде чем возобновить работу, они должны были согласовать все свои шаги. Ничего этого не сделано. Они умышленно обходят холдинг.

— Значит, «Экотех» не будет работать на этой территории?

— Они должны определиться в своих взаимоотношениях с холдингом. Они пришли работать в Луганскую область и должны выполнять наши условия.

— Давайте уточним. Они пришли на территорию, которую вы привыкли контролировать?

— Совершенно верно. Они хотят взять у меня угли в пять раз дешевле.

— Но они же хотят взять то, что двадцать лет пролежало под водой и еще столько же лежало бы…

— Ну и что! Не хотят, пускай не берут…

Так что теперь председателю комитета по вопросам территорий приоритетного развития в Луганской области Юрию Кононову будет чем заниматься. Он согласен с тем, что все происходящее — следствие того, что руководитель такого ранга, как генеральный директор холдинговой компании, хотел бы более значительного участия в проекте. Уточняя при этом, что в финансовом плане подобную работу он выполнить не в состоянии.

Возможно, ситуация прояснится после встречи угольного «генерала» с руководителем «Экотеха», на которой сам г-н Кононов будет третейским судьей. Хотя если все инвесторы, вкладывающие деньги в экономику области, будут «работать» в таком режиме, то вряд ли появится кто-нибудь еще, желающий пройти их путь.

При этом те, кто все-таки рискнет, всегда должны быть готовы к появлению третейского судьи, который после общения с очередным удельным «князем» впоследствии расскажет руководителю области, почему не работают инвестиции. А областной босс историю о том, почему не идут инвестиции в вверенный ему регион, расскажет гаранту Конституции. А тот, в свою очередь, сообщит народу, почему так трудно продвигаются реформы. Круг замкнется. Бедные, потому что глупые. Глупые, потому что бедные. Жалко только, что из глупости нельзя выделять энергию для работы электростанций. Надолго бы хватило…