UA / RU
Поддержать ZN.ua

Трава на взлетной полосе

В скором времени, похоже, произойдут кадровые изменения в первом эшелоне областной власти. Замест...

Автор: Светлана Исаченко

В скором времени, похоже, произойдут кадровые изменения в первом эшелоне областной власти. Заместитель главы Черновицкой облгосадминистрации Михаил Сеничак публично заявил, что уйдет с должности, если комиссия по проверке деятельности черновицкого аэропорта не найдет нарушений в работе его руководства.

Речь, разумеется, не о частичном отсутствии ограды по периметру аэропорта и не о том, что его милиция исполняет служебные обязанности без табельного оружия. Ситуация намного более серьезная. Кто же прав в конфликте относительно эксплуатации черновицким аэродромом тяжеловесного самолета иностранного производства DС-9? Директор аэропорта Владимир Палийчук, который не разрешил «Украинско-средиземноморским авиалиниям» почти ежедневно осуществлять рейсы из Черновцов именно этим лайнером, или представитель власти Михаил Сеничак, который так озаботился бизнесовыми интересами иностранного авиаперевозчика и одной из местных турфирм, что даже в добровольно-принудительном порядке предлагал администрации аэропорта внести коррективы в разрешительную документацию в пользу «Дугласа» (как еще называют самолеты марки DC).

Когда коммунальное предприятие «Международный аэропорт «Черновцы» и общество с ограниченной ответственностью «Украинско-средиземноморские авиалинии» заключали договор о предоставлении аэропортом услуг, с обеих сторон это был круто замешанный на риске расчет: заработать деньги. Согласно этому договору 5 сентября прошлого года на черновицкую взлетную полосу вырулил красавец DC-9-51 с 120 пассажирами на борту и взял курс на Италию. Рейсы должны были совершать еженедельно. Сертификата на прием воздушных судов такого типа у аэродрома не было.

Никто — ни директор аэропорта Владимир Палийчук, ни владелец авиакомпании, гражданин Ливана Родриг Мерхедж, ни Елена Еременко, директор черновицкого филиала турфирмы «Альфа-аэротурсервис», организовывавшая чартерные авиаперевозки буковинских заробитчан в Форли и Неаполь, не могли предвидеть, как поведет себя 50-тонная махина на асфальтобетонной полосе, которая 20 лет не знала капитального ремонта и которая, по лицензионным условиям, способна принимать лайнеры не тяжелее 42 тонн.

Однако самолет поднялся в небо. Под общие аплодисменты по случаю открытия еще одного загранрейса, чем черновицкий аэропорт подтвердил звание международного. (В западном регионе его имеет только Львов.)

Сюрпризы преподнесла посадка. Из-под шасси «Дугласа» вырывался асфальт. По полосе поползли трещины. С каждым разом все большие. Их как-то успевали заливать битумом. Весной разрушения стали особенно заметны. И хотя срок действия договора между аэропортом и авиаперевозчиком закончился 31 декабря прошлого года (стороны его официально не пролонгировали), DС спокойно продолжал раз в неделю разбивать черновицкую взлетную полосу.

Естественно, пассажиры, наслаждаясь боинговым комфортом нового самолета и свято веря в порядочность туроператора, продавшего билеты и заказавшего рейс, даже не подозревали, как рискуют, приземляясь на деформированную полосу. Молчали, все как один, и многочисленные государственные службы и инстанции, отвечающие или по крайней мере отслеживающие безопасность авиаперевозок. Вообще DC, как свидетельствуют данные сводок плана полетов, курсировал как-то странно. То с нулевой загрузкой и без пассажиров. То брал 60 людей и пять тонн багажа (половину своих возможностей), а заправлялся так, вроде бы не осталось ни одного свободного места. К тому же рейсы осуществлялись, согласно документам, иногда даже дважды в день.

Если не жизнь клиентов «Альфа-аэротурсервиса», то хотя бы судьба взлетно-посадочной полосы в первую очередь должна была бы волновать областной совет, который, приняв в 2002 году из рук Минтранса аэропорт в собственность территориальной общины края, взял его под свое управление. Ведь полоса — это главное. Без нее предприятие исчезнет. (На сегодняшний день у области в коммунальной собственности находятся всего семь книжных магазинов, скорее мертвая, нежели живая облтеплосеть и аэропорт, пока успешно работающий, но вполне способный разделить ее участь.)

А главное — 150 гектаров земли в черте города, стоимость которой, по скромным подсчетам, достигает полмиллиарда долларов. С разбитой же полосой аэродром никому не нужен, и его можно с легким сердцем перепахать под новостройки. Как это уже случилось в некоторых областных центрах. Черновцы, точнее — отдельные представители городской властной верхушки, сразу же снимут хорошие деньги. Но город, можно считать, навсегда потеряет статус воздушных ворот государства на евроазиатском и балто-балканском транспортном перекрестке, которым потенциально еще владеет. И который не против окончательно прибрать к рукам ближайшие соседи. От Львова, Стрыя и Франковска до румынской Сучавы и молдовских Бельц.

Наконец, начальник аэродромной службы Валентин Никитов, готовя полосу к весенне-летней навигации, подал директору аэропорта докладную о ее крайне неудовлетворительном состоянии, возникшем именно из-за «Дугласа». К тому времени уже пришла в себя Госавиаслужба, отдельным письмом разрешив полеты DС-9 из черновицкого аэропорта. Но только еженедельные и с ограничением веса. Однако «Украинско-средиземноморские авиалинии» пожелали летать этим аэробусом и никаким другим четыре раза в неделю. Еще и маршрутом до Стамбула, накатанным местной фирмой «Буковина—Байкал». Рейс на Италию заполнялся на треть. На что директор аэропорта Владимир Палийчук сказал категорическое «нет». (Тем более что владельцы спорного самолета задолжали аэропорту 150 тыс. гривен. Существенная сумма для предприятия, которое недавно выбралось из двухмиллионной долговой ямы и у которого из-за начисления земельного налога почти в миллион гривен годовых опять начал стремительно образовываться долг.)

И вспыхнул скандал. Хорошо, что скандал, а не самолет. А ведь это вполне могло случиться, учитывая технические параметры взлетной полосы.

Администрация аэропорта обратилась с просьбой к отраслевым центральным службам провести осмотр аэродрома. Украинский государственный проектно-технологический и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Укравиапроект», изучив документацию и реальное состояние аэродрома, сделал однозначный вывод: прогрессирующее разрушение взлетной полосы началось после эксплуатации DС, аэропорт может его принимать только после ее реконструкции, ориентировочная стоимость которой — 16 млн. грн.

«Честно говоря, я понимал, что иду на нарушения, давая год назад «добро» на посадку тяжелого самолета и едва ли не на ежедневный рейс им с нашего аэродрома, — говорит директор аэропорта В.Палийчук. — Все из-за проклятой бедности. Мы заинтересованы в новых маршрутах и новых самолетах. Ведь наши деньги — в небе. Но не за счет безопасности полетов. Слава Богу, что все обошлось, и мы своевременно опомнились, признав свои ошибки. В конце концов, никто не запрещает «Средиземноморским авиалиниям» осуществлять перелеты другим, разрешенным сертификатом, самолетом. Или, если они так хотят видеть именно «Дуглас» в нашем аэропорту, проинвестировать в счет будущего сотрудничества реконструкцию взлетной полосы».

На этом конфликт был бы исчерпан. Но вдруг в него вмешалась новая команда Черновицкой облгосадминистрации. В конце марта на стол губернатору Николаю Ткачу легли письма от авиакомпаний-партнеров «Буковина» и «Украинско-средиземноморские авиалинии», а также от уже упоминавшегося «Альфа-аэротурсервиса» с просьбой защитить их от противоправных действий руководства черновицкого аэропорта, «подрывающих основные принципы оранжевой революции, лоббируя интересы отдельной компании и не давая пассажирам возможность пользоваться комфортом современных самолетов концерна «Боинг» в условиях здоровой конкуренции».

Реакция властей на диверсию в отношении революционных принципов была мгновенной. Оказавшись по вызову еще с несколькими руководителями черновицких предприятий во властных кабинетах облгосадминистрации, Владимир Палийчук услышал характерную для нынешнего периода массовых кадровых чисток фразу: ребята, советуем вам писать заявления на увольнение. Причем без каких-либо объяснений.

И хотя г-н Палийчук, длительное время возглавлявший черновицкий УБОП, не из тех, кто позволяет ломать себя через колено, он готов был мирно оставить поднятое им за три года предприятие. Недавний арест бывшего зама начальника УМВД области Николая Харабары, якобы за превышение служебных полномочий, многому научил буковинский руководящий бомонд.

И вдруг в обладминистрации руководству аэропорта предложили подписать «Акт обследования искусственных покрытий аэродрома Черновцы», согласно которому, в результате бумажных выкрутасов, их несущая способность повышалась и становилась вполне достаточной, чтобы принимать DC.

— Изготовленный на фирменном бланке нашего предприятия фиктивный акт оставалось только подписать, — говорит исполняющий обязанности директора аэропорта Павел Букацели. — Но я не намерен запятнать репутацию откровенно криминальными аферами, превращающими в ничто безопасность перелетов.

Строптивость г-на Букацели, как можно было предположить, имела соответствующие последствия. На аэропорт хлынула лавина проверок, различные справки вдруг начали требовать СБУ, МВД, прокуратура, налоговая. Созданная распоряжением облгосадминистрации специальная комиссия принялась изучать финансово-хозяйственную деятельность предприятия...

Свою заинтересованность в эксплуатации боинговских машин зарубежных авиакомпаний высокий буковинский чиновник объясняет исключительно беспокойством за участь черновицкого аэропорта.

— Это единственная возможность для предприятия стать конкурентоспособным на рынке авиаперевозок, — уверяет Михаил Сеничак.

— Это окончательно уничтожит полосу, и с аэропортом в Черновцах можно будет распрощаться, — говорит начальник аэродромной службы Валентин Никитов. — Между прочим, г-н Сеничак обвинил меня в том, что это не DС, а я собственными руками разбивал ломом покрытие на полосе...

Черновицкий аэропорт лишь только стал на крыло после многолетнего упадка, когда перрон и полоса уже зарастали травой, а из 50 современных самолетов не осталось ни одного. До прежних годовых показателей в 300 тыс. пассажиров еще очень далеко. Однако за какие-то три года он получил пассажиропоток в 15 тыс. человек, новые рейсы по Украине и за рубеж, наладил сотрудничество со многими отечественными авиакомпаниями. Собственными силами. Ни бывшая, ни нынешняя команда облгосадминистрации, на которую возложено оперативное управление предприятием, им не интересовалась. Каких-то планов, не говоря уж о конкретных действиях, по развитию авиационного транспорта на Буковине нет.

Хотя это должно бы интересовать и Киев, если Украина хочет использовать себе во благо Богом данный мощный геополитический потенциал транспограничных сообщений.