UA / RU
Поддержать ZN.ua

Суд без исполнения, или Ребрендинг по-украински

На Западе словосочетание «деловая репутация» имеет вполне рыночную цену и нередко добавляет к капитализации компании миллиарды долларов...

Автор: Евгений Фастов

На Западе словосочетание «деловая репутация» имеет вполне рыночную цену и нередко добавляет к капитализации компании миллиарды долларов. У нас этому пока только учатся. Но процесс все-таки пошел…

Летом на украинском нефтерынке вышел на поверхность скандал между крупнейшим в стране производителем нефтепродуктов — ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) и донецким ООО АЗС «УТН-Восток», управляющим сетью автомобильных заправок в 13 регионах страны.

Причина — нарушение договора о бренде и подрыв той самой деловой репутации.

Еще в 2005 году два предприятия заключили между собой договор о том, что «УТН-Восток» будет продавать бензин под брендом «Укртатнафты». Следующие годы для кременчужцев были нелегкими, продолжался конфликт с парой «протатарских» офшоров, пытавшихся утянуть часть акций комплекса. События вылились в сырьевую блокаду предприятия. Но «Укртатнафта» таки выстояла: появились новые источники ресурсов, ситуация стабилизировалась.

В компании начали наращивать объемы выпуска нефтепродуктов и подумывать над расширением сбытовой сети. Стали разбираться с существующей сетью. Тут-то и обнаружилось, что часть заправок «Укртатнафты» появились и работают без малейшего согласования с ней. И, что очень печально, 15 из 16 таких несанкционированных заправок, т.е. 94%, принадлежали именно «УТН-Востоку».

Дальше — больше. Выяснилось, что формально дружественная донецкая сеть торгует под кременчугским брендом… бензином неизвестного производства и неизвестного качества. Может ли в этом случае ЗАО гарантировать его качество — вопрос риторический. Хочет ли отвечать за его качество — очевидно, что нет.

Из других «особенностей работы» донецких трейдеров заслуживает упоминания тот факт, что «УТН-Восток» самовольно назначило себя дилером «Укртатнафты». И в довершение, не меняя бренда, стало вести переговоры о своей продаже прямому конкуренту «Укртатнафты».

В общем, отношение к партнерству оказалось достаточно вольным. И это при том, что сама «Укртатнафта» в полном объеме выполняла свои обязательства по лицензионному договору. В Украине, несомненно, немало бардака, но здесь его уровень явно зашкаливал.

Попытка разрулить ситуацию, не выходя на публичный уровень, провалилась, и ЗАО обнародовало свою позицию. Было заявлено, что «из-за систематических нарушений условий договора со стороны ООО «УТН-Восток» взаимоотношения между компаниями фактически перешли в плоскость противостояния и конфликта. Такое положение дел является недопустимым, поскольку дискредитирует АО «Укртатнафта» в глазах потребителей. При сложившейся ситуации и явном нежелании партнера следовать всем положениям двусторонних соглашений «Укртатнафта» заявляет о приостановлении в ближайшее время действия соответствующего лицензионного договора с ООО «УТН-Восток».

В ответ «Укртатнафту» тут же обвинили… в рейдерской атаке.

Самое интересное, что одновременно ООО «УТН-Восток» признало факты самовольного использования бренда, скромно добавив, что… не смогло согласовать «лишние» заправки с «Укртатнафтой». Что совершенно не помешало использовать их без разрешения и дальше.

Более того, ребрендинг построенных без согласования автозаправок оказался очень своеобразным: на 15 «самовольных» станциях сняли вывеску «Укртатнафта» и установили на это место… смайлик. Получилась прямо-таки улыбка судьбы. При этом оранжевая «укртатнафтовская» облицовка сохранялась.

Кременчужцы, увы, юмора не оценили. Хозяйственный суд города Киева данную оригинальную трактовку взаимодействия партнеров тоже почему-то не поддержал.

Сама «Укртатнафта» (43,54% которой принадлежит государству) оценила свой ущерб в 13,3 млн. грн., которые и собирается получить с фактического владельца сети «УТН-Восток» — ООО «Восток».

Суд также запретил ООО «УТН-Восток» «осуществлять продажу топлива и товаров, а также предоставлять услуги» на территории автозаправочных станций, работающих с использованием принадлежащих ЗАО «Укртатнафта» товарных знаков». Это касается всех АЗС компании, эксплуатируемых в Украине, а их более сотни.

В качестве обеспечительной меры суд наложил арест на все недвижимое имущество фактического владельца сети заправок — ООО «Восток» (г. Киев) и запретил изменять состав акционеров ООО «УТН-Восток». Существовали опасения, что «исполнение положительного для ЗАО «Укртатнафта» решения суда по сути может быть затруднено или станет невозможным в результате действий ответчика ООО «УТН-Восток».

Забавно, но структура реальных конечных владельцев нефтезаправщиков — офшор на офшоре сидит и офшором погоняет. Причем с каждым годом их все больше.

Опасения вполне подтвердились: решение суда никто и не собирается выполнять.

Более того, оказывается, что за бренд сейчас не платят. Цитируем начальника юридической службы «УТН-Восток»: «Укртатнафта» отказывается подписывать последнее приложение к лицензионному договору, вследствие чего «УТН-Восток» не может перечислить ей всю необходимую согласно договору сумму за использование бренда».

В общем, по версии донецких нефтетрейдеров, кругом виноваты владельцы торговой марки.

В пресс-службе «Укртатнафты» в ответ иронически поинтересовались: какие злые силы заставили «УТН-Восток» незаконно использовать товарный знак «Укртатнафты» на 15 не внесенных в договор заправках и «кто провоцировал их продавать под нашей маркой топливо неизвестных производителей и неизвестного качества, присваивать себе статус наших дилеров?»

Примечательно, что при заявленных огромных суммах возможных потерь идея выплаты штрафа не рассматривается. Что и неудивительно — несмотря на определения суда, заправки и дальше прекрасно работают если не под чужим брендом, то в узнаваемых корпоративных цветах «Укртатнафты».

Вместо демонтажа всей «укртатнафтовской» символики «УТН-Восток» ограничилось обещанием заменить ее собственным брендом. В перспективе. Когда-нибудь. Торопиться «УТН-Восток» пока некуда, ни о каком реальном обеспечении запрета торговли под чужой торговой маркой речь не идет…

Забавно, но при этом дончане сами обратились в хозяйственный суд с требованием расторгнуть лицензионный договор с «Укртатнафтой» на использование ее бренда на своих АЗС. И как это соотносится с продолжающейся работой в оранжевых цветах «Укртатнафты», несмотря на действующее уже месяц определение суда?

Одновременно «УТН-Восток» заявляет, что уже получило решение суда о снятии ареста с большинства заправок — то есть о возможности и дальше свободно делать на них что угодно. Реально же речь идет только о кассационной жалобе «УТН-Восток», находящейся на рассмотрении. При этом оба определения Хозяйственного суда г. Киева от 22 сентября с.г. никто не отменял, и они до сих пор являются действующими. Увы, только формально…

Попытка «Укртатнафты» добиться от отдела Государственной исполнительной службы в Донецкой области открытия исполнительного производства завершилась ничем. И это несмотря на то, что по законодательству срок исполнения решений хозсудов наступает со следующего дня после вступления решений в законную силу. Но у госисполнителей Донецкой области, очевидно, свое понимание Закона Украины «Об исполнительной службе»: с момента вынесения определения суда прошел уже месяц, а исполнительное производство до сих пор не открыто.

Пока единственной госструктурой, которая начала что-то реально делать, оказалось Полтавское областное отделение Антимонопольного комитета. В конце сентября оно возбудило против «УТН-Восток» дело по признакам недобросовестной конкуренции. Как выяснило полтавские антимонопольщики, «УТН-Восток» использовало для товаров и услуг знак компании «Укртатнафта» с нарушением условий лицензионного договора с ней. В сообщении отмечается, что такие действия оператора рынка нефтепродуктов могут ввести в заблуждение потребителей, и отделение АМКУ проводит расследование.

По иронии судьбы, суд данную ситуацию уже расследовал. Его определения игнорируются. Может, антимонопольному повезет больше?