Проблема парковки в Киеве, в распоряжении жителей которого около миллиона авто, все больше обостряется. Выход — разработка общей программы государства и местных органов самоуправления, предоставление целевых льготных кредитов, которые уравняли бы доходность парковочного вида бизнеса с другими.
Куда «приткнуть» авто?
Количество автолюбителей растет повсюду, тем более в городах- миллионщиках. Но именно в них с машинами труднее справиться, поскольку «сервис» по предоставлению мест для их хранения не может справиться с увеличением количества авто. Достаточно сказать, что в Киеве еще каких-то 15 лет назад на тысячу жителей приходилось 25—30 автомобилей. Сегодня это соотношение больше чем на порядок выше. Налицо ситуация, когда свободных мест для автомашин хронически не хватает.
С одной стороны, рынок хранения автомашин весьма привлекателен, поскольку дает широкие возможности для развития этой услуги и увеличения ее объемов, ведь количество автомобилей возрастает, а вместе с ним и острый дефицит парковочных мест. Но существует и другая сторона проблемы.
Парковочный бизнес в чистом виде, в частности в столице, развит слабо. Не в последнюю очередь потому, что немногие из рядовых граждан (кроме действительно богатых людей) по доброй воле могут позволить себе недешевые услуги — разве что только по насущной необходимости. Чтобы заниматься этим бизнесом, нужны немалые средства. За паркоместо в подземном паркинге в центре надо заплатить до 30—40 тыс. долл. (на окраинах — до 20—30 тысяч). Аренда такого паркоместа тоже влетает в копеечку — до 150—200 долл. в месяц в подземных паркингах и до 50—100 долл. — на поверхности. Доходность же парковочного бизнеса не из таких, которая поражает. Иногда она не достигает и 10% в год, что меньше, чем в других бизнесовых сферах. Развитие этого бизнеса тормозится и отсутствием свободных земельных участков, и трудностями с получением кредитов.
А между тем парковочный бизнес все еще «на плаву». Его поддерживают застройщики элитной недвижимости: цены на жилье, которое они сдают, в значительной степени зависят от наличия паркомест. Этот фактор особенно привлекателен для небедных инвесторов и покупателей. В элитных домах предусматривается обустройство комфортных, как правило, подземных, автостоянок. Например, к бизнес-центру класса «А» жесткие требования: на 100 кв. м должно быть не меньше чем четыре паркоместа. «Подземелья» ориентируются на клиентов с высокими доходами. Автомобилисты же с низким уровнем доходов обходятся недорогими автостоянками или бросают машины где могут.
Следует сказать, что резкое увеличение количества авто обусловлено не только возросшим материальным положением, но и... проблемами с общественным транспортом. Например, на Троещине проживают далеко не самые богатые люди Киева. А насыщенность автотранспортом на душу населения едва ли не наивысшая. Люди покупают автомобили потому, что не видят иного способа добраться до места работы в другом районе. Ведь метро, которое могло бы удовлетворить потребности жителей более чем 300-тысячного массива, сюда так и не дошло. Большое количество авто, оставленных где попало, порождает новые проблемы, и, как следствие, город теряет привлекательность. А в такие снежные зимы, как нынешняя, ситуация становится просто угрожающей: эти автомобили блокируют работу технического транспорта по уборке и вывозу снега.
Расчет мэрии на эвакуаторы как на своеобразное пугало для автолюбителей не действует, машины куда-то ставить все равно нужно. Таким образом проблему едва ли можно решить — репрессивные меры обычно не приносят желаемого результата.
«Крыша» парковочного бизнеса
Цифры, дающие представление о динамике развития парковочного дела, более чем скромные. Если верить информации, обнародованной столичными чиновниками, городскими парковками охвачено лишь около двадцати тысяч машино-мест. Планы относительно расширения этого вида услуг тоже не впечатляют — в столичной мэрии речь шла об увеличении количества машино-мест на парковках и стоянках до ста тысяч.
По всей видимости, приоритетом городской администрации является не столько охват услугами как можно большего количества автомобилистов, сколько коммерческая сторона дела. Что касается последнего, то здесь и цифры весомее, и перспективы более обнадеживающие. По информации, обнародованной КГГА, в течение двух лет работы КП «Киевтранспарксервис» увеличило валовые ежемесячные доходы с 600 тыс. до 5 млн. гривен. Относительно же перспектив роста доходов от парковки, то они оптимистичные — можно ожидать их увеличения по крайней мере вдвое. На дополнительные поступления надеются и благодаря замене парковочников паркоматами.
Следовательно, от недостатка средств коммунальное предприятие, занимающееся обустройством и эксплуатацией парковочных площадок, не страдает. Да и в бюджет кое-то от полученных доходов попадает. И если бы дело дошло до аккумулирования этих средств, их целевого использования, то в столице парковкой было бы обеспечено намного больше автомобилей, чем сейчас.
Но, судя по всему, приоритеты у городских чиновников несколько иные. Когда дело обещает немалую прибыль, они проявляют незаурядную активность: создают новые коммунальные предприятия, выделяют землю. А вот когда надо профинансировать масштабные проекты, касающиеся большинства автомобилистов столицы, то вспоминается высказывание: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Хорошо понимая, что на сугубо коммерческой основе можно решить проблемы парковки ста тысяч авто, но отнюдь не полмиллиона, в КГГА додумались до еще одного варианта. Чиновники обратили свои взоры на автомобили, припаркованные во дворах. Известное дело, для столичных жителей было бы намного удобнее, если бы легковушки «отстаивались» в подземных паркингах. Но, к сожалению, землю в Киеве дерибанят не только на поверхности, но и на глубине. Дошло до того, что в некоторых районах столицы подземные паркинги строить уже просто негде — подземелья заняты престижными торговыми центрами. Да и тратить средства на такое дорогое строительство никто не спешит...
Но что-то с большим количеством авто делать нужно. А как, если тратиться совершенно не хочется? И здесь изобретательная мэрия решает взять курс на «дворовые народные парковки». Эти наземные сооружения в несколько ярусов разместятся прямо во дворах или около. Что и говорить, проект очень оригинальный. Особенно, если спросить: а кто же будет платить за этот полет фантазии? Оказывается, воплощать его в жизнь собираются на придомовых территориях (то есть на земельных участках, большинство которых находятся в собственности жителей домов), а главное — за счет... самих автомобилистов. Следовательно, мэрия не намерена выделять ни специальных земельных участков, ни средств на проектирование объектов и строительство.
А кооператоры — против
Конечно же, автомобилистам не нравятся чиновничьи нововведения. Так, помещение Днепровской райгосадминистрации и райсовета пикетировали члены автокооператива «Днепровский». Пикетчики требовали понимания и защиты, в частности, прекратить рейдерский захват автостоянок здешнего кооператива. Суть конфликта чиновников с автомобилистами в том, что землю, которая была в пользовании кооператива, власти захотели передать КП «Днепропарксервис». Сначала автомобилисты решили искать правду в своем районе, но никто из районных чиновников выслушать их не пожелал.
Затем автолюбители, устроившие акцию протеста, напомнили власти о своих правах как представителей столичной общины. При этом они ничего не делали самовольно. Дело в том, что еще несколько десятков лет назад с разрешения власти они самоорганизовались, создали и зарегистрировали в райисполкоме кооператив по обустройству и содержанию стоянок для хранения автомобилей — получилась довольно мощная структура. В распоряжении кооператива восемь автостоянок. Автокооператив существует уже более тридцати лет — с того времени, как его организаторы нашли поддержку у местной власти и зарегистрировали устав в райисполкоме. Работа предприятия четкая и прозрачная — только в прошлом году оно уплатило налогов около двух миллионов гривен. Кроме того, это еще и более полусотни рабочих мест.
Несмотря на то что автокооператив уже в течение многих лет подтверждает свою состоятельность, его развитие решили затормозить. Как рассказывают ветераны кооператива, еще с 2000 года его члены, получившие в пользование землю для создания автостоянок, пытались оформить ее в кооперативную собственность. И, вопреки тому, что все согласования были собраны, добиться соответствующего решения Киевсовета и получить государственный акт так и не удалось. А вот очередная «инициатива» команды Черновецкого (создать сеть парковок по всей столице) днепровских автокооператоров не обошла. Днепровский райсовет с подачи чиновников постановил передать участки земли, которыми пользовались кооператоры, в распоряжение КП «Днепропарксервис».
У кооператоров хотят отобрать не только законное право на земельные участки, но и приобретенное за тридцать лет имущество. Еще и обустроить на его основе так называемые парковки, за пользование которыми придется платить втридорога. Нетрудно представить, какими будут затраты владельцев автомашин, когда обустроенные ими автостоянки превратятся в парковки. Поэтому не удивительно, что на такую комбинацию автомобилисты-кооператоры не согласились. Тогда их попробовали силой вытеснить с земельных участков. И хотя такие атаки проводились по всем правилам рейдерского искусства, кооператоры не уступили. Показательный момент. Кооператоры «Днепровского» — преимущественно пенсионеры, чернобыльцы и представители других уязвимых слоев населения. Эти люди не просят у власти льгот и послаблений. Они самоорганизовались и своими силами, за собственные средства решают проблемы, а город от их деятельности еще и миллионные налоги получает.
Этот опыт самоорганизации населения власть должна была бы изучать и распространять. Вместо этого чиновники навязывают услуги, которые многим не по карману. Как кажется, высшие чины не без умысла перепутали назначение автостоянок и парковок. Напоминаем: автостоянка — это место для хранения (преимущественно длительного) и охраны авто. А парковка — временная стоянка. При выделении земли в соответствии с правилами, вытекающими из законодательства, указывается, для чего именно она выделяется — для автостоянки или парковки. Места для парковок определяют местные советы, обустраивают их на землях коммунальной собственности. А организация автостоянок — это самостоятельная инициатива субъектов предпринимательства или кооператоров, которые на свой страх и риск осуществляют такого рода бизнесовую деятельность.