UA / RU
Поддержать ZN.ua

Следствие по "Укрзализныце" … Да, нет. Отложить?

Кто следующий? Такой вопрос политики и политологи задают после ареста Геннадия Корбана. Многие уверяют, что теперь для равновесия и справедливости Президент должен посадить кого-то из своих друзей. Возможно и так, но вероятнее, "посадки" все-таки начнутся с друзей…премьера.

Автор: Иван Хомич

Кто следующий? Такой вопрос политики и политологи задают после ареста Геннадия Корбана. Многие уверяют, что теперь для равновесия и справедливости Президент должен посадить кого-то из своих друзей. Возможно и так, но вероятнее, "посадки" все-таки начнутся с друзей…премьера. Благо, что "намек" на такой сценарий уже прозвучал из уст одесского губернатора Михаила Саакашвили. По словам Савакашвили "мы должны заняться и премьер-министром и его связями, мы должны заняться господином Иванчуком (нардеп Андрей Иванчук, давний друг Яценюка). Кстати, который также связан с Коломойским. Мы должны заняться депутатом Мартыненко (нардеп Николай Мартыненко, давний соратник Яценюка), членами БПП"..

В конце прошлой недели "Радио Свобода" опубликовало расследование о взаимоотношениях "непубличного" донецкого олигарха Леонида Юрушева с ГП "Укрзализныця".
После прихода в 2014 году в Администрацию железнодорожного транспорта менеджмента, лояльного Юрушеву, на некоторые предприятия бизнесмена полился золотой дождь заказов от железной дороги.
Мустафа Наем даже называл Юрушева "системным инвестором" Арсения Яценюка. "По всей видимости, история их отношений имеет банковские корни – и Юрушев и Яценюк долгое время работали в среде банкиров и там же познакомились", - рассказал журналист, а ныне народный депутат.
По другой версии, Юрушева с Яценюком познакомил именно нардеп Андрей Иванчук, который общается с Арсением Яценюком с 1991 года. Они вместе учились в Черновицком госуниверситете, организовав в 1996-м совместную юридическую фирму "Юрек ЛТД". К слову, сам Иванчук никогда не скрывал, что Юрушев финансирует Яценюка.
Отношения самого Иванчука и Юрушева со временем стали настолько тесными, что издание "Левый Берег" даже озвучивало версию, что в парламент Иванчук и его люди проходят по "квоте Юрушева". Впрочем, сам нардеп это опроверг, пояснив, что решение "по нему" принимал лично Яценюк.
Так или иначе, но после свержения режима Януковича именно команде Юрушева-Иванчука выпала возможность перестраивать сферу закупок "Укрзализныци".
Должность первого заместителя в ГП занял Максим Бланк, который до весны 2014 года работал в бизнес структурах Леонида Юрушева. Был финансовым директором ЗАО "Днепрвагонремстрой", возглавлял принадлежащую олигарху компанию по работе с ценными бумагами "Аструм Капитал".
Интересно, что благодаря "новому" топ-менеджменту старые схемы не так уж плохо сохранились.
Тот же контракт, подписанный УЗ с компанией-прокладкой "Премьер Лизинг", которая с 2012 года продавала в лизинг госпредприятию полувагоны "Дизельного завода" Леонида Юрушева.

При этом, по данным "Наших грошей", "Укрспецвагон" - собственное предприятие "Укрзализныци" - производило такие же вагоны в полтора раза дешевле в сравнении с заводом олигарха.
Впрочем наблюдались и новые веяния, к примеру, "Днепропетровский завод по ремонту и строительству пассажирских вагонов" ( с тем же собственником) - после прихода тогдашнего и.о. гендиректора "Укрзализныци" только за три месяца выиграл тендеров госпредприятия на 464,6 млн грн.
По словам бывшего заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, секрет лавины заказов, которая вдруг обрушилась на предприятие в том, что существовала неформальное распоряжение руководства УЗ о первоочередном ремонте вагонов на заводе Юрушева.

""Укрзализныця" после длительного перерыва начала проводить капитальный ремонт пассажирских вагонов на ПАО "Днепропетровский завод по ремонту и строительству пассажирских вагонов" (Днепровагонремстрой), который входит в сферу влияния Юрушева. До 2014 года "Укрзализныця" проводила капитальный ремонт пассажирских вагонов преимущественно в своих депо с таким же уровнем качества. То есть, по сути, благодаря этим капитальным ремонтам структурные подразделения "Укрзализныци" получали загрузку, а сотрудники "Укрзализныци" имели работу", - отмечает Кава.

По словам эксперта, для загрузки предприятия Юрушева новое руководство УЗ пошло не беспрецедентный шаг – отказалась от ремонта локомотивов.

"В то же время был почти полностью прекращен капитальный ремонт локомотивов, а эти средства направлялись на капитальный ремонт пассажирских вагонов. Хотя без локомотивов нормальная работа железной дороги невозможна. Парк локомотивов фактически умышленно приводился в нерабочее состояние", - говорит Кава.

Экс-замминистра отмечает, что расследованием этих фактов должны заняться компетентные органы. Однако, есть основания предполагать, что уничтожение локомотивного парка "Укрзализныци" группой Иванчука проводилось умышленно.

"Методично продвигалась идея завести на украинский рынок старые немецкие тепловозы. На сети Государственных железных дорог Германии (Deutsche Bahn) сейчас эксплуатируется несколько сотен тепловозов ТЭ109 "Людмила" и его модификации, которые были выпущены в 70-80-х годах ХХ века на "Лугансктепловозе". Немецкие железные дороги собираются вскоре списывать эти тепловозы. Изыскивались различные возможности, чтобы привести эти локомотивы на "Укрзализныцю", но уже как частные локомотивы. Это бы привело к тому, что частные локомотивы забрали бы очень большую часть выручки у "Укрзализныци" в пользу частных структур. В результате пришлось бы в разы повысить тарифы на перевозку пассажиров в дальнем и пригородном сообщении", - рассказывает Кава.

Еще одним "супер проектом" проектом тогдашнего меджмента на "Укрзализнице" стал создание предприятия "Украинский пассажирский логистический центр" (УПЛЦ). Его ключевая функция – реализация пассажирских и багажных билетов, как бумажных, так и электронных. Только клиентами УПЛЦ являются не пассажиры, а компании-реализаторы. За такую посредническую деятельность "прокладка" получает 5% стоимости билета, что по итогам года составляет примерно 350 млн грн прибыли.

Размах " революционной перестройки"" на железной дороге привел к тому, что в июле этого года группа народных депутатов потребовала от СБУ и Генпрокуратуры расследовать коррупцию в "Укрзализнице",

Еще один факт, который вполне стоящий рассмотрения на "Укрзализныце" - это необоснованное занижение тарифов на перевозку грузов, что привело к миллионным убыткам государственного бюджета.
Только минувшим летом произошла смена менеджмента на "Укрзализныце". На смену людям Юрушева-Иванчука пришли управленцы, назначенные по "квоте Банковой". По мнению экспертов, в данном случае назначения улучшили ситуацию. "Отрасль была поставлена на колени", - уверен Александр Кава.
Однако, разгребать еще не мало…

Уже озвучивалась необходимость создания специальной комиссии по расследованию злоупотреблений, происходивших во время правления "друзей премьера" на госпредприятии. По информации Мининфраструктуры, в "Укрзализныце" за счет различных схем ежегодно терялось около 10 миллиардов гривен. Сколько из них осело и в чьих карманах еще предстоит выяснить