UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сладкий грех

Распределение тарифной квоты сахара-сырца в Украине вызывает вопросы у ВТО.

Автор: Евгений Самойлов

Вот уже почти два месяца Колумбию, Гватемалу и Сальвадор объединяет не только географическая и культурная близость, но и наличие общих претензий к нашей стране - по поводу порядка распределения ежегодной тарифной квоты ВТО на ввоз в Украину сахара-сырца из тростника. Таковы парадоксы глобализации, а в данном случае, одного из ее проявлений - Всемирной торговой организации: пересечение экономических интересов возможно у государств, практически никак не связанных друг с другом.

Строго говоря, проблемы у Киева возникли не с этими тремя латиноамериканскими странами, а с общими принципами ВТО. А они предполагают не только либерализацию внешнеэкономической деятельности, но и внедрение механизмов, обеспечивающих простоту и прозрачность процедур администрирования относительно субъектов, причастных к внешнеэкономической деятельности.

В данном конкретном случае Украина выступает в качестве игрока глобального рынка сахара - в роли импортера. На сегодняшний день ежегодный дефицит сахара в стране составляет 300 тыс. тонн. Однако Украина как член ВТО имеет возможность в рамках ежегодной тарифной квоты покрыть львиную долю дефицита за счет импорта 267 тыс. тонн сахара-сырца из других стран - членов ВТО. «Сахарная» квота ВТО предполагает сниженную в 25 (!) раз таможенную пошлину (до 2%).

Какова же цена вопроса для получателя тарифной квоты ВТО? Это следование сравнительно несложным правилам, обеспечивающим прозрачность национальных процедур распределения этой квоты. Вкратце их можно свести к следующему перечню (эти обязательства содержатся в Генеральном соглашении по тарифам и торговле и Протоколе о присоединении Украины к ВТО):

- сокращение до минимума объема и сложности импортных и экспортных формальностей, а также снижение и упрощение требований относительно импортной и экспортной документации;

- отказ от введения либо применения любых запретов или ограничений (кроме пошлин, налогов или иных сборов);

- обращение заявителей по поводу получения лицензии только в один административный орган (при крайней необходимости - не более чем в три);

- лицензии на поставку сахара-сырца из тростника выдаются Министерством экономического развития и торговли по принципу «первым пришел - первым обслуживаешься».

После вступления Украины в ВТО Кабмин принял «Порядок распределения тарифной квоты на ввоз в Украину сахара-сырца из тростника» (постановление КМУ №1002 от 12.11.08 г.), в целом отвечавший вышеперечисленным правилам. Однако 28 февраля с.г. было принято новое постановление, которым порядок распределения изменили. И к этому новому порядку на 61-й официальной сессии Аграрного комитета ВТО, состоявшейся 31 марта 2011 года, были предъявлены серьезные претензии.

Не вдаваясь в юридические тонкости, можно сказать, что, по мнению упомянутых выше латиноамериканских стран-заявителей, Украина нарушила все основные правила распределения ежегодной тарифной квоты ВТО по сахару. Дело в том, что новый порядок распределения оговаривает получение соответствующей лицензии от Минэкономразвития и торговли путем согласования с Государственным агентством резерва и Министерством аграрной политики и продовольствия. Это, очевидно, усложняет процесс получения лицензий и вводит нетарифные ограничения. Кроме того, представляется сомнительным, что в данном случае можно говорить о «ситуации крайней необходимости», позволяющей увеличить количество административных органов с одного до трех.

Также новый порядок получения лицензии не позволяет реализовать принцип «первый пришел - первый обслужился», т.к. дополнительное согласование происходит в органах, не подпадающих (в отличие от Минэкономразвития) под действие этого правила.

Ну, и, разумеется, страдает прозрачность процесса выдачи лицензий. Прямое подтверждение последнего
тезиса: достоверно узнать можно лишь о судьбе половины квоты, поступившей на Владимир-Волынский сахарный завод… По поводу второй половины ничего неизвестно. Информированные источники утверждают, что она досталась компаниям, не имеющим собственных мощностей по переработке сахара-сырца. Если это соответствует действительности, то существует риск повторения осенью «гречневого сценария», но уже с сахаром.

Впрочем, еще раньше - 23 июня 2011 года, на очередной сессии Аграрного комитета ВТО, Киеву нужно будет дать пояснения относительно нового порядка распределения квот. И быть готовым к отказу от новаций - под угрозой санкций.