UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Скуривая» идеалы

Один из законов Мэрфи гласит: о чем бы ни говорили — всегда речь идет о деньгах.

Автор: Игорь Стришенко

Один из законов Мэрфи гласит: о чем бы ни говорили - всегда речь идет о деньгах. И неважно, какие благие слоганы при этом заявлены - создание зоны свободной торговли с Евросоюзом или вступление в Таможенный союз с Россией, проведение Евро-2012 или забота о благополучии и здоровье граждан, - всегда речь идет о деньгах или о потенциальных деньгах. Как правило, для тех, кто эти слоганы озвучивает. В украинском обществе происходит колоссальная «материализация» идеалов, которая, увы, ведет к их обесцениванию.

В этом процессе участвуют прежде всего политики. Их интерес очевиден: бесконечная схема «товар-деньги-товар», лишь слегка модифицированная со времен Маркса. В ней под продаваемым товаром значится популизм, а под покупаемым - власть.

В подобные игры не гнушаются играть и отдельные общественные организации, которые действуют по еще более спекулятивной схеме «деньги- товар-деньги», а точнее, «гранты - привлечение общественного внимания к проблеме (часто искусственно раздутой и вырванной из контекста) - гранты».

Сфера использования данной схемы напрямую зависит от объемов финансирования благотворительными фондами или бизнес-структурами из западных стран. Одной из таких сфер стало здравоохранение. Нагнетание паники вокруг эпидемии гриппа осенью 2009 года или публичное лоббирование применения метадона имело лишь одну цель - получение дополнительного дохода.

Аналогичные методы используются и в сфере борьбы с табакокурением. Безусловно, курение - это одна из проблем рода людского, сокращающая жизнь. Но во всем мире (кроме Бутана) сигареты являются легальным продуктом, а вопрос их употребления - правом выбора каждого совершеннолетнего.

В Украине уровень курения остается относительно высоким, но он ниже, чем в России, Беларуси или даже в странах Балтии. В нашей стране есть другая, более серьезная проблема - алкоголизм. С 2000 года потребление алкоголя выросло вдвое - до 12-13 л чистого спирта на душу населения в год. Это в разы выше, чем в Евросоюзе. Не так давно депутаты предлагали запретить рекламу медицинских препаратов, но при этом они не решаются запретить телевизионную рекламу водочных изделий. Одна из причин - сильное алкогольное лобби в парламенте. Кроме того, в этой сфере отсутствует серьезная грантовая поддержка, по примеру той, которая действует в сфере борьбы с курением. Кстати, в международной прессе были публикации, доказывающие, что активность американского филантропа Майкла Блумберга в сфере борьбы с курением может быть вызвана его персональной заинтересованностью в фарминдустрии, соответственно, в перераспределении рынка в пользу определенных медицинских препаратов.

Вопрос состоит в том, что создание видимости борьбы и даже успехов в борьбе с курением не решает проблему курения как такового, а скорее, как упомянуто выше, «материализует», обесценивает идеалы здорового общества, превращая их в формальность. Опасность и в том, что, создавая давление на легальный табачный бизнес, соответствующие лица случайно или целенаправленно не уделяют внимания проблеме нелегальных табачных изделий. А ведь, по данным Гостаможни, лишь за 2010 год контрабанда сигарет в Украину увеличилась вдвое. Контрабандные сигареты из Молдовы и России, продаваемые на украинском рынке, в полтора-два раза дешевле украинских легальных сигарет. А значит, они более доступны, в том числе для подростков. С этой продукции не платятся налоги. А средства от контрабанды часто становятся финансовой подпиткой для организованной преступности.

Но эти нюансы абсолютно не интересуют профессиональных борцов. Для них борьба с курением - это прибыльный бизнес, позволяющий жить не хуже среднестатистического украинца. А для политиков - это бесплатный пиар перед очередными выборами.

Благодаря финансированию частного мецената из-за рубежа и при отсутствии надлежащей правовой базы деятельности общественных организаций в Украине происходит прямое вмешательство во внутреннюю политику страны посредством трансформации законодательного поля, искусственного нагнетания страстей вокруг отдельно взятого вопроса - без анализа эффективности и последствий введения очередных тотальных запретов. Преднамеренно смещаются информационные акценты и искусственно заостряется внимание общественности исключительно на табачной проблематике, в то время как в стране существует множество острых проблем, требующих принятия оперативных законодательных решений и выделения должного финансирования, таких как безработица, падение реальных доходов населения, инфляция, проблемы здравоохранения.

РКБТ: разумный компромисс или безграничная тирания?

На данный момент в парламенте ожидает второго чтения законопроект №5164, от принятия которого зависит не только решение проблемы курения среди украинского населения, но и судьба финансирования ряда общественных организаций. Этот проект запрещает любую информацию о сигаретах не только в местах их продажи и вводит за это необоснованно высокие (по мнению Главного научно-экспертного управления Верховной Рады) штрафы.

Активисты требуют принятия этого законопроекта, ссылаясь на ст. 13 РКБТ - Рамочной конвенции по борьбе с табаком. Но данная ссылка неправомерна. «Руководящие принципы, а также рекомендации Конференции сторон рамочной конвенции не создают юридических обязательств для государств-участников» - сказано в официальном выводе научно-правовой экспертизы Института государства и права им. Корецкого НАН Украины.

«Рамочные конвенции содержат, как правило, бланкетные нормы, которые указывают на общие направления действий государства, но не содержат предписаний принимать какие-либо конкретные нормы правового регулирования», - объясняет доктор юридических наук Александра Руднева.

Германия ратифицировала РКБТ на полтора года раньше Украины - в декабре 2004-го. Но, тем не менее, там разрешена не только информация о сигаретах в местах продажи, но даже их реклама на улицах. Япония подписала конвенцию также в 2004-м, но здесь до сих пор разрешена даже телевизионная реклама сигарет (кроме прайм-тайма). Для сравнения, в Украине ТВ-реклама сигарет запрещена еще с 1996 года, все остальные виды рекламы также запрещены. Но показательно, что и в Германии, и в Японии уровень курения снижается намного быстрее, чем в Украине.

Есть и противоположные примеры. В Канаде после аналогичного запрета на информацию о сигаретах разорилось 10% всех розничных магазинов (40% их прибыли давала продажа сигарет, а запрет сделал ее невозможной). При этом курение выросло, особенно среди молодежи - она перешла на контрабандные сигареты, которые можно дешево купить в индейских резервациях. С похожей ситуацией столкнулись Ирландия, Великобритания, Турция, страны Балтии. Этот список рискует пополнить и Украина.

Комментарии экспертов

Елена Бондаренко, член комитета Верховной Рады по свободе слова и информации (фракция Партии регионов):

- У нас уже проработано немало поправок к данному проекту. Потребитель, который покупает сигареты, должен иметь полную информацию о них, поскольку это легальный продукт. По данным изменениям в комитете, как и в парламенте, есть два противоположных мнения - от мягкого и вплоть до того, чтобы поставить табачную отрасль на колени. Я придерживаюсь золотой середины, ведь табачная отрасль - один из крупнейших налогоплательщиков.

Андрей Шевченко, глава комитета Верховной Рады по свободе слова и информации (фракция БЮТ-«Батьківщина»):

- У комитета есть разные мнения по этому законопроекту. Зарегистрировано 60 поправок к нему. Есть два критичных момента. Во-первых, это запрет на рекламу сигарет в Интернете. Эта норма выглядит проблематичной с точки зрения ее практического применения. Интернет - это территория свободы, и если мы позволим государству его регулировать, получим совсем не те результаты, на которые рассчитываем. Во-вторых, этот проект могут использовать, чтобы запретить журналистам писать о том, что происходит на табачном рынке.

Артем Биденко, глава Ассоциации наружной рекламы Украины:

- Этот законопроект - пример советского мышления наших политиков и некоторых общественных деятелей. Они предпочитают плодить новые бездумные и неработающие запреты вместо того, чтобы создавать условия для должного контроля над выполнением существующих законов. Нельзя слепо, без адаптации к отечественным реалиям, насаждать американские стандарты в украинском обществе с одной лишь целью получить очередной грант, не задаваясь вопросом: «А что потом?!».