UA / RU
Поддержать ZN.ua

СКМ завершила кризис

Аккурат к 45-летию Рината Ахметова принадлежащая ему группа СКМ подвела окончательные итоги прошлого года.

Автор: Павел Кримов

Аккурат к 45-летию Рината Ахметова принадлежащая ему группа СКМ подвела окончательные итоги прошлого года, опубликовав (уже в седьмой раз) заверенную международным аудитом отчетность. Сенсацией она не стала - многие данные уже публиковались, зато позволила аналитикам уточнить перспективы крупнейшего бизнеса страны. Главный вывод для группы позитивный - она вполне достойно пережила кризис, выйдя из него окрепшей.

Мировой кризис вообще жестко проверил группу (и не только ее) на прочность.

И на пике кризиса, в 2009 году, руководство СКМ заявляло, что ситуация серьезная, и классические финансовые показатели - выручка, прибыль и т.д. отошли на второй план. Основными приоритетами стали сохранение рыночных позиций, эффективное использование имеющихся ресурсов, как финансовых, так и человеческих. Как отметил один из топ-менеджеров группы, «кризис показал, что мы должны быть готовы уверенно себя чувствовать и сохранять конкурентоспособность не только на растущих мировых рынках, но и на стагнирующих и даже на падающих».

О правильности такой стратегии говорили и эксперты.

В самый разгар кризиса президент Центра экономического развития Александр Пасхавер заметил, что «кризис - это всегда хороший экзаменатор и показывает, кто умеет управлять своей собственностью в тяжелых условиях, а кто не умеет. Если Ахметов смог уже много лет такой комплекс удержать, то, я думаю, и за этот экзамен получит положительную оценку. Да, есть падение фондовых показателей, но это не является потерей реальных заводов, фабрик. Это падение - временное явление, оно такое, каким является цикл фондового рынка».

Сейчас А.Пасхавер по существу комментирует уже его итоги. Он отметил: «Не удивительно, что они продемонстрировали высокие финансовые показатели работы. В прошлом году рыночная конъюнктура в мире улучшилась. В частности, выросли цены на металлопродукцию на наших основных рынках сбыта - в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Европе. Так как основная доля доходов СКМ - металлургия, было бы странным, если бы это не привело к увеличению финансовых показателей».

Об этом же говорит и Дарья Терещук, старший аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал»: «Главными факторами роста стали улучшение конъюнктуры на мировом рынке металлургического сырья. Цены на уголь, кокс, железную руду и сталь выросли в среднем на 30-50%. Повысилась и эффективность энергетического сектора группы».

На объеме продаж также сказалось вхождение осенью 2010 года в состав группы мариупольского ММК им. Ильича, выручка которого по итогам года составила более 3 млрд. долл., или около четверти ее общего объема. Однако за позиции на этом рынке придется непрерывно бороться, поскольку украинские металлургические заводы используют далеко не самое современное оборудование. И, по словам президента киевского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислава Ищенко, для скорейшего изменения такого положения критически важно реинвестировать в модернизацию промышленных фондов для наращивания конкурентоспособности украинской металлургии. Особенно на фоне активности России и Китая в этой отрасли. Очевидно, что с каждым годом эти вложения увеличиваются, но после модернизации вырастет и отдача. Правда, на каком-то этапе это означает, что акционеры должны будут поступиться прибылью. Собственно, об этом заявляли и в самой группе - еще весной вся прошлогодняя прибыль была вновь направлена на инвестиционные проекты.

Олег Попов, генеральный директор СКМ, заявил: «Мы намерены инвестировать эти средства в дальнейшее развитие бизнеса группы СКМ. Так мы делаем уже не первый год. Мы четко понимаем, что без серьезных и постоянных инвестиций украинские предприятия никогда не смогут быть по-настоящему конкурентоспособными на мировых рынках. И это наша задача, задача украинского бизнеса - инвестировать в модернизацию производства, в новые технологии, в улучшение условий труда. Не увеличив вложения, мы никогда не догоним своих зарубежных конкурентов ни по производительности труда, ни по энергоэффективности. Вложения будут идти как в традиционные для нас бизнесы - металлургию и энергетику, так и на наши непромышленные направления, такие, как банковский сектор, аграрные проекты.

Инвестиционный фокус СКМ остается неизменным: модернизация и внедрение новых технологий на наших предприятиях, энергоэффективность и охрана окружающей среды, безопасность труда наших сотрудников».

Всего в прошлом году на инвестиционные цели израсходовано почти 9 млрд. грн. Более половины (52%) ушло на металлургические активы компании и «Метинвест», около четверти получила ДТЭК, остальное - на развитие перспективных направлений. Поставлена задача - в среднесрочной перспективе довести долю новых бизнесов до 30% оборота группы. Правда, пока до этого очень далеко, поскольку металлургия и энергетика дают свыше 90% оборота.

В этом году инвестиционный темп увеличат почти на половину. До конца 2011 года ожидается вложение в развитие бизнеса более 13,5 млрд. грн., а возможно, и больше. Уже в первом полугодии нынешнего года на модернизацию производства потратили ­6,9 млрд. грн. Наращивание инвестиций ожидается и в дальнейшем - стоимость пятилетней инвестиционной программы одного «Метинвеста» составляет 50 млрд. грн.

А потребности предприятий в инвестициях намного больше любой, даже самой высокой прибыли. Для реализации инвестиционной программы придется использовать не только собственные, но и привлеченные средства - как кредиты, так и выпуск облигаций на международных рынках. Но при этом полное реинвестирование акционерной прибыли является для кредиторов и сотрудников предприятий важнейшим психологическим сигналом - тут не воруют и не «доят» предприятие до последнего винтика. К сожалению, такие примеры у нас нередки.

Уже упомянутый Александр Пасхавер, оценивая бизнес группы СКМ, говорил, что существует несколько вариантов поведения: «Первый - давайте все быстро выж­мем досуха и убежим из «этой» страны. Второй - давайте сначала все наладим в «нашей» стране и будем потом получать доход. В Украине существуют оба. Но Ахметов относится как раз к последней категории».

Так что компания права, когда не без гордости отметила, что, получив увеличение выручки и прибыли за счет улучшения рыночной конъюнк­туры в мире, она не раскатала их по офшорам. «Эти деньги пришли в Украину, пришли на наши предприятия в виде инвестиций. А значит, пришли в города, где мы работаем, пришли в украинский бюджет в виде налогов, а следовательно, и просто людям в виде пенсий, зарплат. И сейчас они работают на Украину», - отмечают в СКМ.

За первые полгода 2011-го СКМ направила в бюджеты всех уровней 8,7 млрд. грн. В основном за счет средств, заработанных металлургами за границей. То есть, по сути, она заводит деньги в Украину и оставляет их здесь работать не только на себя, но и на всю страну.

Деньги бизнеса вливаются в национальную экономику не только через центральный бюджет, но и напрямую в регионы присутствия. Плотное взаимодействие с регионами, в том числе, внимание к социальной сфере тоже является сильной стороной СКМ, что часто выгодно отличает ее от большинства украинских бизнес-групп. Сотрудничество может быть разным: иногда это модернизация теплосетей, иногда постройка тех же медицинских пунктов. Таких проектов множество, и суммарно ежегодно на них тратятся миллиарды гривен. В 2010 году на охрану окружающей среды, ресурсосбережение и развитие регионов направили около 2,3 млрд. грн. Кроме того, почти 800 млн. было инвестировано в безопасность труда. Всего израсходовано более 3 млрд. грн., или на миллиард больше, чем в 2009-м.

Плюс ежемесячный фонд начисленной заработной платы почти 200 тыс. работников достигает 1 млрд. грн., которые остаются в регионах и обеспечивают на местах стабильность.

Все эти вложения как в производственные мощности, так и в местную инфраструктуру и человеческий капитал являются, в том числе, и одной из наиболее действенных антикризисных мер на будущее. Новый виток мирового кризиса, случись он завтра, вряд ли будет таким же, как его предшественник образца 2008-2009 годов. Но уроки трехлетней давности, очевидно, не прошли даром, а сформированный за эти годы задел прочности позволяет крупнейшему украинскому бизнесу значительно более уверенно смотреть в будущее.