UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шоу для фонда и инвестиций

Любимое занятие ряда украинских политиков, независимо от вида раскраски, — побираться. Речь идет, естественно, не о паперти, ибо, глядя на их откормленный вид, там им вряд ли кто подаст...

Автор: Игорь Маскалевич

Любимое занятие ряда украинских политиков, независимо от вида раскраски, — побираться. Речь идет, естественно, не о паперти, ибо, глядя на их откормленный вид, там им вряд ли кто подаст. Скорее накостыляют. Данным действом лучше заниматься за рубежами горячо любимой Родины, рассказывая инвесторам о ее бессмертных и крайне радужных перспективах.

Сказать, что очень много жертвуют, трудно, но все же улыбаются, жмут ручки и даже с фуршета не гонят.

Если же зарубежный инвестор не разбирается в бурной политической жизни страны близ восточной границы Евросоюза, ему придется адаптироваться. Потому что для осознания тонкого различия, какая из сторон политического процесса при победе назначает на должности в основном земляков, а потом родственников, а какая тяготеет к кумовьям, а уже потом к землякам, нужно время.

Общий вывод примерно следующий: давать им деньги, конечно, можно, но… лучше не надо.

Информация, поступающая из самой Украины, ничего противоречащего данному выводу не добавляет. О чем свидетельствуют и результаты недавней проверки Государственного агентства по инвестициям и инновациям (Госинвестиций).

В докладной записке для Кабмина написали, что «единственным заметным результатом Государственного агентства по инвестициям и инновациям в сфере формирования и реализации государственной инвестиционной политики была его фактическая бездеятельность». Вывод, несомненно, будет оспорен проверяемыми — как не соответствующий действительности.

Напротив, из документа четко вытекает, что велась бурная деятельность: выбивали бюджет для родной конторы, закупали машины и прочую технику. Где уж тут «фактическая бездеятельность»? Более того, агентство изо всех сил перетягивало на себя полномочия по доступу к финансовым потокам. Т.е. развивалось совершенно предсказуемо.

А с учетом того, что его возглавляет уже почти легендарный в определенных кругах Виктор Ивченко, — извините, а что, кто-то ожидал другого?

У человека давно и прочно сложившаяся репутация борца за доступ к финансовым ресурсам. И в течение последних десяти лет он много и талантливо за них боролся, достигнув в данном виде деятельности высокого уровня профессионализма. Так что когда одного из лучших лоббистов страны назначали руководить созданным агентством, все это было давно известно.

До этого Виктор Анатольевич много лет возглавлял Национальный депозитарий, где тоже прославился в основном попытками поглощения всего на свете и неутомимыми попытками припасть к закромам Родины. Венцом его усилий можно было считать конец 2004 года, когда он выбил из временного правительства Николая Азарова обещание кучи денег.

Николай Янович взамен рассчитывал через Виктора Анатольевича выйти на Веру Ульянченко, считавшуюся тогда неофициальной главой предвыборного штаба Ющенко. (Забавно, но в разгар одного из конфликтов недоброжелатели опубликовали строку из его автобиографии. В графе «Семейное положение» было скромно указано — «муж Веры Ульянченко».)

Вряд ли Азаров читал автобиографию г-на Ивченко, но Кабмин под его руководством в конце 2004-го одобрил план роскошнейшей депозитарной программы. Согласно смете, «розбудова» депозитария до 2010 года тянула на 2 млрд. грн., что составляло пару годовых бюджетов Донетчины. Интересно, что 900 млн. из запланированных денег собирались вытянуть из госбюджета.

На кой ляд это было надо фондовому рынку, не знал абсолютно никто, за исключением, конечно же, руководства Нацдепозитария.

Впрочем, устроить дойку глобальных масштабов все-таки не удалось. Программа оказалась скорректированой, и финансирование ее осуществлялось в куда более скромных масштабах. Так как рынку от этого было ни жарко ни холодно, «структурной трагедии» никто, кроме руководства НДУ, и не заметил.

После Майдана Виктор Анатольевич перешел на другую ответственную работу — привлекать инвестиции, оставив НДУ на своего соратника Владимира Ульянова. Впрочем, родной депозитарий он не забыл, оставшись там председателем совета, а дружественная ему компания — крупный акционер НДУ.

Государственное агентство по инвестициям и инновациям пришлось создавать с нуля, что потребовало больших усилий по выбиванию денег, площадей и прочего. Иногда при этом пресекались интересы, из-за чего возникали скандалы.

Наиболее резонансным стал прошлогодний конфликт вокруг «Гостиного двора» на Контрактовой площади. Здание в историческом центре Киева приглянулось агентству под штаб-квартиру. Проблемой было то, что оно не пустовало, и чтобы вселить добытчиков инвестиций, требовалось выселить специалистов ЗАО «Укрреставрация».

Столкновение было бурным. «Реставраторы» резонно указывали, что вернули «Гостиный двор» к жизни и что у них договор на аренду до 2019 года. Заодно они перечислили и все, что знали о жизненном пути
г-на Ивченко. Благо, перечислять было что.

Впрочем, с другой стороны тоже прозвучало немало интересного. К примеру, оказалось, что до начала конфликта непосредственно для своих нужд ЗАО «Укрреставрация» использовало аж 42,5 из 9433 кв. метров, а остальная площадь сдавалась в субаренду.

Так как реставраторы считаются дружественными экс-меру Александру Омельченко (ныне депутату «НУ—НС»), перебранка закончилась в целом ничем. Хотя стороны (в лучших традициях правового государства) «разводил» сам президент Украины. Агентству нашли очень неплохой домик в весьма престижном месте.

В общем, так или иначе, но Госинвестиций начало свою многотрудную работу. Первоначально предполагалось, что кредиты будут выдаваться под сказочно низкие 7%, реально получилось 13%, что тоже весьма неплохо. Однако очередь страждущих регулировали достаточно жестко…

С одной стороны, это правильно: государство ранее уже занималось инвестициями. В 1993—1999 годах Государственный инновационный фонд выдал 785 млн. гривен на 1809 проектов. Дальнейшая судьба большой части этих денег характеризуется простым словом — «списали». По данным КРУ, по стоянию на 1 января с.г. из 698 договоров, заключенных в прошлые годы, 624 полностью или частично не выполнены. Бюджету не возвращены 370 млн. гривен кредитных ресурсов. На начало 2008 года дебиторская задолженность составляла 171 млн. гривен. Причем 37,4 млн. из этой суммы считаются «фактически утраченными из-за исключения заемщиков из государственного реестра», а 86 млн. имеют высокий риск невозврата.

Так что наследство замечательное...

С другой стороны, критерии отбора новых проектов откровенно странные. В Донецкой области Госинвестиций профинансировало свежеиспеченную фирмочку, собиравшуюся выращивать свиней и не имевшую даже намека на опыт работы. 200 млн. гривен отстегнули на разработку газовых месторождений на Черноморском шельфе, что вообще-то не относится к функциям агентства.

Но вот как удалось обосновать выделение 30 млн. грн. на доработку вертолета «Ангел»? У специалистов отношение к коммерческим перспективам проекта предельно однозначное: более реалистично сразу начинать строить летающую тарелку. Когда-то проект втюхали еще тогдашнему киевскому мэру Омельченко, после чего о нем ничего не слішали. Оказывается, жив курилка и даже деньгами разжился. Интересно, как их собираются отдавать?

Суммарно за прошлый год через агентство прошло 655 млн. гривен на кредиты и 143,6 млн. гривен, использованных для удешевления банковских кредитов.

Об эффективности использования наглядно говорит следующая цифра. Прибыль агентства составила аж 3 млн. гривен, при этом основным источником доходов стала… оплата коммерческими банками процентов за размещенные на депозитных счетах средства.

Доходы же от инвестиционной деятельности составили 14,2 млн., или 2% от суммы вложений в инвестиции. Или примерно половину средств, требующихся на содержание любимого аппарата.

Из 16 региональных отделений агентства 12, по данным КРУ, убыточны, причем в основном они вообще никакой деятельности не вели.

В общем, с инвестициями у нас, как всегда. Зато в прошлом году «инновационщики» разжились девятью новенькими автомашинами по лизинговой схеме, переплатив за них почти вдвое. Суммарно — на миллион с небольшим долларов, хотя это действительно пойдет по графе «мелкие придирки».

Кстати, пока агентство, по причине отсутствия денег, «лизинговало» авто, параллельно ресурсы закачивались в уставный фонд ЗАО «Украинский банк реконструкции и развития». В прошлом году на это ушло 40 млн. гривен, а суммарно — 72 млн. Тут, правда, претензии скорее к правительственным чиновникам, упорно пытающимся сляпать «карманный» банк из ничего.

Думаете, что, узрев итоги проверок, государство срочно бросится что-то исправлять? Ему явно не до этого. Президент и премьер пока друг друга разве что на дуэль не вызывали. Так что предложенный вариант с роспуском агентства мало реалистичен. Этого не допустит тот же президент — просто чтобы премьер не возомнила о себе лишнего.

Примеров достаточно. В сентябре прошлого года агентство перетянуло под свой контроль Государственное ипотечного учреждение. В январе уже тимошенковский Кабмин данное решение отменил, переподчинив ГИУ Министерству финансов. Но через месяц гарант своим указом приостановил процесс передачи ГИУ Минфину с дивной формулировкой: «Неминуемо приведет к системным ухудшениям в сфере инвестиционной и инновационной деятельности». Очевидно, нынешнее положение дел «системным ухудшением» не является.

Кто готовил указ, неизвестно. По данным газеты «Бизнес», секретариат президента в этом не участвовал. То есть вполне возможно, что бумагу просто принесли на Банковую и показали, где поставить автограф. Заодно и продемонстрировали, кто и кому подчиняется.

Г-н Ивченко чуть позже заявил, что проектов президентских указов не готовил и само ГИУ ему не нужно. Однако еще осенью он намеревался назначить «необходимые, на наш взгляд, квалифицированные кадры, которые будут управлять организацией».

Впрочем, в способности Виктора Анатольевича бороться с не нужными ему решениями и раньше никто особо не сомневался. Несколько лет назад, еще работая главой НДУ, госчиновник успешно торпедировал поползновения Минфина (у которого было 86% депозитария) поставить депозитарий под свой контроль.

После нескольких попыток минфиновцы сдались, так ничего и не добившись. Все их действия успешно парализовались судами. В конце концов, акции НДУ были передали Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, членом которой являлся Виктор Ивченко.

В итоге Нацдепозитарий и по сей день контролируется людьми, близкими бывшему главе и нынешнему главе совета НДУ.

Более того, депозитарий стал одним из поводов нынешней войны в верхах. Захлебнулась попытка образца 2004-го выбить под него 2 млрд. грн.? Ничего страшного — в 2007-м уже Госинвестиций разрабатывает Концепцию государственной целевой программы модернизации рынков капитала.

Стоит она теперь сущие пустяки (особенно с учетом инфляции за три года) — всего-то 1,9 млрд. гривен. Естественно, системно улучшать «сферу инвестиционной и инновационной деятельности» разработчики предполагали сами.

Как и в предыдущей программе, проконтролировать реальное выполнение запланированных мер невозможно. Четких критериев в документе нет — одни общие фразы. Интересно, что когда зимой этого года Кабмин отменил Концепцию госпрограммы развития рынков капитала, президент Украины своим указом тут же приостановил выполнение правительственного решения...

Среди прочего, часть из 1,9-миллоиардной суммы планируется и на развитие НДУ. Т.е. одно должностное лицо из Госинвестиций
г-н Ивченко В.А. передает деньги для контроля другому должностному лицу — главе совета НДУ Ивченко В.А. Лепота!

Даже в нынешнем урезанном виде суммарные затраты на функционирование НДУ составили за девять лет около 140 млн. грн. В итоге он контролирует аж 0,13% украинского рынка депозитарных услуг, зато имеет опыт многолетней корпоративной войны как с Министерством финансов, так и с основным депозитарием страны — ОАО «Межрегиональный фондовый союз».

События развиваются. В 2007 году близкая к В.Ивченко компания «Международный центр инвестиционного развития» выкупила часть дополнительной эмиссии и обеспечила себе порядка 10% акций НДУ. Основную часть выкупил Минфин.

Но уже в августе по предложению все того же агентства было пролоббировано решение еще об одной дополнительной эмиссии и неучастии в ней государства, доля которого в этом случае сокращалась до 25%. Однако осенью указом президента это решение было приостановлено.

Тогда Виктор Анатольевич заявил, что президента дезинформировали. И что увеличение уставного фонда имеет целью привлечь в качестве новых акционеров НДУ такие известные структуры, как Шведская фондовая биржа OMX, Венская биржа Wiener Borse, Российская фондовая биржа РТС, Польский центральный депозитарий и др. Г-н Ивченко заверил, что размыв госпакета «обеспечит сохранение полного контроля государства не только за деятельностью НДУ, но и за его корпоративным управлением». Без комментариев.

Справедливости ради отметим, что очередная допэмиссия ничего не меняла: государство в контроле над НДУ и так принимает очень символическое участие.

Вскоре ожидается новое обострение вокруг НДУ. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку пытается провести собрание его акционеров, чтобы сменить наблюдательный совет, правление и ревизионную комиссию. Откровенно говоря, возникнут большие трудности. Ведь терять контроль над финансовыми потоками никто не хочет.

Правда, над депозитарной деятельностью г-на Ивченко нависли новые тучи. Разработан законопроект о создании Центрального депозитария с участием НБУ, банков и бирж. Если дело выгорит, то НДУ станет банально никому не нужен.

Реакция последовала незамедлительно. Виктор Анатольевич выразил твердую уверенность, что президент не поддержит закон, так как НБУ не имеет права быть соучредителем коммерческих структур. Кто окажется прав — увидим.

Вот так в небольшом приближении выглядит борьба за инвестиции и прозрачность фондового рынка в украинском исполнении.

Кстати, проблема совершенно не в Ивченко. Повторимся, Виктор Анатольевич — умный и грамотный менеджер, выжимающий из существующих правил игры максимум возможного. Обвинять его в этом глупо: его противники делают примерно то же самое. И систему кумовства, «любих друзів» создавал точно не он. Систему, из-за которой мы уже лет десять наблюдаем на руководящих должностях унылое шевеление одних и тех же физиономий (назвать которые лицами часто не хочется).

С привлечением инвестиций в стране действительно проблемы. И дело не столько в слабой законодательной базе. Куда опаснее бесконечные корпоративные войны, отсутствие законодательных механизмов защиты прав акционеров, реально независимой судебной системы.

Всем этим и должны заниматься отцы народа, или как их там... Но это скучно. Гораздо веселее и привычнее воевать с друг другом, раздавать заранее невыполнимые обещания и «крышевать» своих. А потом, поехав в чужие швейцарские горы, рассказать о «спящем украинском слоне».

С таким подходом к делу долгий сон слону гарантирован. Как и спокойная жизнь мышам и прочим грызунам, растаскивающим из-под него все, что можно, и многое из того, что нельзя. Сделать он с ними ничего не может, а мышей просто боится. В общем, как бы слоник не помер. От бескормицы…