UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕЛЕДКА ПОД АРЕСТОМ НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КОРРУПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЧИНОВНИКОВ ВЕДУТ УКРАИНУ К ПОЛИТИЧЕСКОМУ СКАНДАЛУ И ЗАКРЫВАЮТ ДОРОГУ В ВТО

В апреле ветеринарная служба Украины арестовала в Одессе 3 тысячи тонн скумбрии и сельди, поставленных в Украину норвежской компанией «Весткоуст»...

Автор: Сергей Волошин

В апреле ветеринарная служба Украины арестовала в Одессе 3 тысячи тонн скумбрии и сельди, поставленных в Украину норвежской компанией «Весткоуст». Это стало шоком как для компании, в течение десяти лет поставляющей в нашу страну рыбную продукцию, к качеству которой никогда не было претензий, так и для ее украинских партнеров. Шутка ли — такое недоверие к стране, обеспечивающей 85% рыбного рынка Украины и являющейся крупнейшим в мире экспортером морепродуктов.

Интересно, что Украина и Норвегия подписали договор о признании норвежских сертификатов качества. Получается, в данном случае этот договор попросту проигнорировали — ведь вся партия, как и предыдущие, сопровождалась необходимыми санитарными сертификатами, выданными рыбоохранным директоратом Норвегии. Сыр-бор разгорелся из-за наличия в замороженной рыбе мертвых нематод — простейших организмов, в замороженном виде абсолютно безвредных для человека. Кстати, во всем мире, кроме Украины, опасным считается наличие в рыбе только живых нематод. Известно также, что если рыбу хранили при температуре минус 18° не менее 24 часов — паразиты погибают. Экспертизу по подсчету мертвых паразитов нигде в мире не проводят — это бессмысленно. В соседней России, получая экспертную оценку Норвегии, других европейских государств и США, повторную экспертизу не проводят. Наши же ветеринары своими действиями ставят под угрозу и добрые отношения с Норвегией, и насыщение рыбного рынка нашей страны, и даже перспективы интеграции Украины в европейские структуры.

Интеграция в ЕС и ВТО признана приоритетной для Украины еще в сентябре 2001 года, после издания соответствующего президентского указа. Чтобы успешней интегрировать, в частности, рыбный сегмент мирового рынка, Верховная Рада приняла Закон «О Государственной программе развития рыбного хозяйства на 2003—2010 годы». При Кабинете министров в качестве консультативного органа была создана Экспертная комиссия по вопросам привлечения инвестиций в рыбопромышленную отрасль и развития ее инфраструктуры.

Европейский Союз выделил 1,4 млн. евро для финансирования проекта «Создание механизма сертификации и контроля стандартов сельскохозяйственной продукции в соответствии с требованиями ВТО — СФС», цель которого — поддержание экономического развития агросектора Украины путем внедрения международных стандартов безопасности продуктов питания, что является условием вступления в ВТО.

Но, несмотря на наличие полного комплекта принятых «по теме» документов, результаты работы в рыбопромышленной отрасли не радуют и даже вызывают тревогу. Так, упомянутая экспертная комиссия, возглавляемая замминистра аграрной политики Юрием Мельником, начала свою деятельность в направлении, диаметрально противоположном декларируемому. Посудите сами, пойдут ли инвестиции в такую отрасль? К тому же все эти проверки происходили на основании новых, необоснованно ужесточенных правил санитарного контроля продукции.

Официально «репрессии» проходят под вполне благовидным предлогом «ознакомления и более глубокого изучения рыбного рынка». На деле же иногда создается впечатление, что в составе комиссии находятся люди, далекие от проблем рыбной отрасли.

Работы у экспертной комиссии — хоть отбавляй. Давно назрела необходимость разобраться и с неоправданно большими сроками получения ветеринарного экспертного заключения (семь дней, тогда как в Европе — менее суток), и с непомерно высокой ввозной пошлиной на охлажденную рыбу, во много раз превосходящей пошлину на рыбу мороженую. А ведь украинский потребитель с удовольствием бы ел более вкусную и полезную свежую рыбку, как и 90% европейцев. Увы, у нас это не по карману даже представителям среднего класса, а позволить себе свежую рыбу могут только пресловутые 10% — так называемая элита. Кроме того, в Украине необоснованно занижены сроки хранения мороженой рыбы — до трех месяцев, тогда как в Европе ее хранят и по 18, а чаще всего на протяжении срока, указанного производителем продукции. Ведь за три месяца груз можно успеть только оформить и привезти. За остающиеся дни товар чаще всего продать не успевают, финансовый риск не оправдывается.

Подобные «нормы» не только идут вразрез со стандартами ВТО, но и парализуют работу операторов рынка. Прикрываясь благой целью «глубокого изучения рынка», практически через день на их предприятиях проводит проверки ветеринарная милиция, на пограничных пунктах ветеринарные врачи безосновательно задерживают транспортные средства со свежемороженой рыбой как минимум на два-три дня. Там же зачем-то снимают копии всех (не только ветеринарных) документов. И все это тогда, когда для напуганного коровьим бешенством и куриным гриппом обывателя рыба осталась едва ли не единственным продуктом «вне подозрений».

Ярчайший пример произвола чиновников — недавнее задержание груза компании «Весткоуст» в Одессе.

Представители компании и норвежская ветеринарная служба обратились к руководителям нашей страны с открытым письмом:

«Компания «Весткоуст» работает на рынке Украины в течение десяти лет. Мы поставили сюда несколько сотен тысяч тонн рыбы высшего качества. Украина стала для нас наиболее важным рынком. В настоящий момент Государственный департамент ветеринарной медицины Украины в лице г-на Вербицкого задержал около 3 тыс. тонн мороженой рыбы от нашей компании. Заявлено, что рыба не пригодна для употребления в пищу человеком из-за мертвых личинок. Такие личинки существуют во всей мороженой рыбе — фактически они являются частью фауны и абсолютно безопасны в замороженной рыбе! Качество этой рыбы такое же, как и той, которую поставляли в течение десяти лет! Это рыба высшего качества. И если Ветеринария Украины приняла такое решение — это означает, что рыбная продукция из Норвегии непригодна для вашего рынка. Это означает, что будет невозможно более поставлять рыбу из Норвегии в Украину.

Очевидно, что кто-то очень заинтересован разрушить рыбный бизнес между Украиной и Норвегией.

В настоящий момент я прошу Вас вмешаться и помочь решить данную проблему.

С уважением Бьярте Флем».

Не уведомив большинство стран, г-н Вербицкий своим приказом №24 от 02.03.2004 ввел ветеринарные сертификаты украинского образца в одностороннем порядке.

Таким образом, импортируемую из Чили, Испании, Ирландии, Дании, Уругвая, Аргентины и других стран рыбу попросту не пропустят в Украину из-за отсутствия сертификата установленного Украиной образца. При этом г-н Вербицкий требует, чтобы научное название рыбы было указано на украинском языке, а не на латыни, как принято во всем мире.

Непризнание госдепартаментом ветеринарии международных норм по качеству продукции и международных сертификатов, а также бесконечные придирки уже приводили к конфликтам с Америкой, Францией, Англией, Голландией, Исландией, теперь настал черед и Норвегии. И все это делается руками членов комиссии, призванной привлекать инвестиции. Украинские ветеринары объясняют свое решение задержать норвежскую рыбу различием кулинарных традиций наших народов: норвежцы, как и прочие европейцы, едят сельдь потрошеную, мы же — с икрой и молоками. Но, во-первых, чем же тогда объяснить, что Россия, жители которой одних с нами кулинарных традиций, норвежским сертификатам доверяет, и, во-вторых, ежели паразит мертв и не опасен, причем тут традиции? Причина энтузиазма, с которым ветеринарная служба не побоялась довести дело до международного конфликта, скорее всего, не в кулинарии, а в грядущих инвестициях в рыбную отрасль, в желании переделить рынок еще до того, как прольется золотой дождь. И, судя по всему, подобное доведение ситуации до абсурда и международного конфликта — лишь часть глобальных планов ловких предпринимателей. Особым упорством в этом отличается руководитель Координационного центра стратегических проектов Александр Журавлев, в планы которого изначально входило получение инвестиций для своего детища — корпорации «Интеррыбторг». Но после того как сроки выполнения программы строительства комплекса по переработке рыбы и получения на эти цели 3 млн. евро, несмотря на многочисленные обещания ускорить процесс, даваемые Журавлевым во время всевозможных «круглых столов», постоянно переносились, он вынужден был изменить тактику.

В действие вступила программа «Антикризис», новый прожект Журавлева. Ее цель — убедить чиновников и членов правительства в существовании кризиса на рыбном рынке. Задача была не из легких — ведь на самом деле прилавки ломились от морепродуктов. За последние десять лет на месте разваливающихся и морально устаревших советских рыбзаводов выросли новые, частные, модернизированные. Появлявшиеся в прессе статьи о гибнущей отрасли ожидаемого эффекта не давали. А раз нет кризиса, не будет и будущего у «Антикризиса» и его руководства. Словом, срочно требовались люди, способные этот кризис создать. Остается только догадываться, чего А.Журавлеву стоило попасть в члены экспертной комиссии по вопросам привлечения инвестиций, где он стал тесно сотрудничать с главным ветеринарным врачом Украины П.Вербицким. Организованные комиссией проверки почти всех операторов рынка не касались только фирм, входящих в «Интеррыбторг».

Словом, нужен был кризис — кризис создали. Теперь украинско-норвежские «рыбные» взаимоотношения требуют срочного урегулирования. А в ВТО и ЕС наверняка понимают, что если созданная при Кабмине комиссия вместо того, чтобы привлекать инвесторов, распугивает их безосновательно ужесточаемыми законами по санитарии и арестами продукции, производимыми на основании этих новых законов, то это — создание предпосылок для очередного дефицита товаров, теперь уже на рыбном рынке, что совершенно не согласуется с декларируемыми ВТО принципами.

Другими словами, опять побеждают не государственные, а чьи-то частные интересы. Официально, правда, главным аргументом вышеописанных действий Журавлев называет активизацию привлечения инвестиций в рыбную отрасль, «выполнить которые можно будет лишь в том случае, если во всех сферах мощной отрасли воцарятся дисциплина и порядок». («Урядовий кур’єр», 15 апреля 2004 г.)

От редакции: хотелось бы выслушать мнения всех заинтересованных лиц.