Расположенный в 90 км от Донецка город Снежное последние годы известен своими закрытыми шахтами (из семи осталось две), «копанками» вокруг них и рекордным сокращением численности населения. Из 69 тыс. жителей к прошлому году осталось около 55 тыс. Обстановка более чем сложная, и разгребать проблемы по-любому придется долго.
Однако пока разбираются совсем не с проблемами. Разборки идут совсем по иным поводам. Похоже, что ученики младших классов общеобразовательных школ, перефразируя известное стихотворение Сергея Михалкова, скоро будут декламировать следующие строчки: «Я бы в рейдеры пошел, пусть меня научат».
Тема силового перехвата собственности при помощи рейдерства стала такой актуальной — хоть спецкурс открывай!
7 мая 2007 года на центральном городском рынке Снежного, принадлежащем ООО «Торгсервис», можно было снимать демонстрационный фильм по захвату предприятия. Работники рынка увидели, что когда охранник открывал ворота, чтобы выпустить машину с территории рынка, люди в камуфляже сбили его с ног, забрали ключи от ворот и рацию. Были даже средства механизации процесса: на территорию рынка заехал грузовик с подстанцией. Подключив к этому достижению мобильной энергетики электропилу, рейдеры начали срезать решетки и входные замки на здании администрации предприятия…
В общем, классика захвата. Достойное украшение многочисленных майских праздников.
Ответственным за «зрелища» является нынешний депутат донецкого областного совета Олег Поповченко, решивший установить контроль над ООО «Торгсервис».
Рыночное дело для него и правда не чужое. Дружественные ему фирмы имеют доли в собственности рынка в Харцызске и «Трудовского» рынка в Петровском районе Донецка, а также в Амвросиевской птицефабрике. Довольно забавно, но Олег Николаевич — член постоянной комиссии от фракции Партии регионов по вопросам депутатской деятельности и этики, законности и правопорядка при облсовете. Так что данное мероприятие, по-видимому, представляло собой высокий образец человеческих отношений.
К чести нападавших, никого серьезно не побили, а с появлением многочисленных свидетелей и представителей правоохранительных органов — удалились. Правда, только для того, чтобы через десять дней, 17 мая, вернуться вновь. Причем в обоих случаях нападавшие утверждали, что у них есть документ, согласно которому владельцем всего ООО «Торгсервис» является Олег Поповченко.
Как утверждают работники предприятия, в результате предыдущие владельцы рынка лишались своих долей, директор предприятия увольнялся. Кроме того, юридический адрес ООО переносился из Снежного в Донецк, что не обрадует бюджет небольшого горняцкого городка.
Случившееся имеет богатую предысторию. Началось все еще в марте 2003 года, когда г-н Поповченко купил 30% акций ООО «Торгсервис» у мужа тогдашнего директора рынка Н.Пименовой — Д.Пименова.
Через четыре дня после первой сделки еще пять участников ООО «Торгсервис» продали свои доли г-ну Поповченко. Суммарно вышло еще 41,9%. В итоге его доля выросла почти до 72%.
Однако дальше не сложилось. Почему — стороны выдвигают разные причины.
Вскоре одна из участниц сделки Марина Бондаренко подает иск в Снежнянский суд о признании договоров купли-продажи долей от 4 и 7 марта 2003 года недействительными. И 8 мая 2003 года эти два договора расторгаются в судебном порядке.
Тогда Олег Поповченко возражать не стал, предпочтя выполнить решения суда.
Тем временем рынок в Снежном вполне успешно развивался. На нем провели реконструкцию, построили двухэтажное административное здание. Появились крытые павильоны, автомобильный, продуктовый, вещевой рынки…
А затем на горизонте снова возникли договоры 2003 года. В игру вступила супруга депутата Наталья. И подала на него в суд.
В 2005 году в Снежнянский суд поступает иск от Н.Поповченко, где она утверждает, что расторжение договора о купле-продаже «Торгсервиса» было предпринято ее мужем без ее личного на то согласия.
Однако претензии были признаны юридически не обоснованными. Попытку повторили — снова отказ.
Как вы уже догадываетесь, этим дело не закончилось. По словам юриста рынка, супруги Поповченко начинают бракоразводный процесс. В счет обеспечения раздела имущества арестовывается имущество «Торгсервиса», при том, что по учредительным документам Поповченко вообще никогда не проходил как совладелец. В общем, получилось внутрисемейная разборка на благо семьи. Правда, тоже не очень успешная.
Тогда пошли другим путем, приведшим в конце концов к срезанию замков.
А до этого на предприятие обрушился вал исков. Которые Снежнянский суд с похвальным постоянством принимал к рассмотрению.
На рынке все ждали мая 2006 года, когда истекал трехлетний срок давности по сделкам продажи. После чего исковая волна обещала сойти на нет. Оказалось, ждали напрасно….
В июне 2006 года появляется иск в Снежнянском суде о том, что «Поповченко сделки 8 мая 2003 расторг под угрозами». В этом случае срок исковой давности по новым искам должен составлять пять лет. Однако факт угроз, естественно, следовало доказать.
Проблем состояла в том, что угрожавший — местный бизнесмен Александр Корниенко (в заявлении охарактеризованный как криминальный авторитет) уже полтора года как был убит. Это, кстати, не помешало судейским потребовать и от него… подписку о невыезде.
В январе 2007 года в Снежнянском суде выносится решение по иску О.Поповченко относительно незаконности расторжения договоров купли-продажи ООО «Торгсервис». В его ходе судья отклонил все ходатайства совладельцев предприятия о проведении определенных экспертиз и о вызове свидетелей.
По словам юриста «Торгсервиса», директора Украинского юридического бизнес-центра Альбины Чилимовой, в суде возникла казусная ситуация: никто из присутствовавших там свидетелей не смог описать внешность якобы угрожавшего Поповченко бизнесмена…
Тем не менее все сделки по продаже «Торгсервиса», осуществленные после 8 мая 2003 года, признаются, таким образом, недействительными. Т.е. собственность стали отбирать у других совладельцев.
Те, естественно, подали иск о признании недействительными сделок о купле-продаже Поповченко, о пересмотре Снежнянского решения по вновь открывшемуся обстоятельству, написали кассационную жалобу.
Между тем в суд г. Снежное поступает новый иск от Натальи Пименовой — бывшей жены одного из учредителей «Торгсервиса», бывшего председателя совета участников ООО Дмитрия Пименова о восстановлении ее на работе на предприятии. До марта 2004 года г-жа Пименова была директором рынка, потом написала заявление об увольнении по собственному желанию. Правда, когда в суде предоставили ее собственноручное заявление с просьбой о увольнении, дело развалилось.
Однако вскоре она снова прислала заявление в тот же суд, почти аналогичного содержания, но… с требованием выплатить ей заработную плату за три года.
Альбина Чилимова рассказывает, что после того, как и этот иск завалился, г-жа Пименова выезжает из Снежного и прописывается в Шахтерском районе. И вскоре появляется третий иск — такой же, но уже в Шахтерском суде… 7 мая с.г. Наталью Павловну снова увидели на рынке.
Чуть ранее г-н Поповченко и созывает собрание с участием Пименовой, ее зятя и дочери, которое и принимает решение об исключении из ООО других участников. Оно-то и становится «юридической базой» для захвата рынка вечером 7 мая.
Между тем даже если принять решение суда (а оно оспаривается), то только у О.Поповченко имелись доли предприятия (да и те под запретом), а трое остальных участников собрания продали свои доли еще в 2003 году. На каком основании они исключали других из общества — вопрос, конечно, интересный.
Рынок продолжает защищаться. Альбина Чилимова от его имени обжаловала в судебном порядке государственную регистрацию документов о принадлежности предприятия О.Поповченко и написала заявление на возбуждение уголовного дела против регистратора.
В ответ, выступая в качестве нового хозяина рынка, г-н Поповченко отзывает доверенности «Торгсервиса» на имя Чилимовой и направленные ею судебные иски…
Г-жа Чилимова заявила, что все обращения представителей предприятия в правоохранительные органы закончились безрезультатно и теперь решение по сделкам 2003 года оспаривается в Высшем хозяйственном суде.
«Несмотря на то, что судебные споры вокруг предприятия не закончены и существует судебный запрет на внесение изменений в учредительные документы, Олег Поповченко, используя связи и давление, уже зарегистрировал себя как единоличного... собственника предприятия.
В судебных заседаниях назначенный О.Поповченко директор отзывает наши иски, отменяет доверенности, пытается расторгать договора от имени общества».
«Торгсервису» ничего не оставалось, как обратиться в управление Службы безопасности Украины в Донецкой области, Генеральную прокуратуру и к председателю Донецкого облсовета Анатолию Близнюку. Что победит — право или «аргументы», вопрос для Донбасса отнюдь не праздный.