UA / RU
Поддержать ZN.ua

РОССИЯНЕ В ОТКРЫТУЮ ДЕМОНСТРИРУЮТ СВОИ «ТРУБНЫЕ АМБИЦИИ»

На днях известное российское интернет-агентство Ytro.ru напечатало статью «Трубные амбиции Кучмы грозят России потерей $8 млрд.»...

Автор: Иван Трегубов

На днях известное российское интернет-агентство Ytro.ru напечатало статью «Трубные амбиции Кучмы грозят России потерей $8 млрд.». Ее автор даже не скрывает, что от решения вопроса по Одессе—Бродам, Россия ожидает получить значительную экономическую выгоду. Впрочем, судите сами…

«Последний год наблюдается почти математическая зависимость: чем больше Владимир Путин и Михаил Касьянов встречаются с руководством Украины и Президентом Кучмой, тем меньше от этого пользы России. Свежий пример: накануне встречи Михаила Касьянова с украинским премьер-министром Виктором Януковичем в солнечной Ялте правительство Украины на три месяца отложило решение о реверсном использовании нефтепровода Одесса—Броды. Характерно, что произошло это вскоре после того как крупнейшие российские нефтяные компании обратились к главам правительств России и Украины с просьбой оказать содействие в реализации этого проекта. Письма на имя Михаила Касьянова и Виктора Януковича подписали президенты «Транснефти» Семен Вайншток и «Роснефти» Сергей Богданчиков, исполнительный директор «Тюменской нефтяной компании» Герман Хан, председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский, президент «Сибнефти» Евгений Швидлер и президент «Славнефти» Юрий Суханов. Однако пренебрежительное отношение Украины к интересам ближайшего соседа и союзника ничуть не помешало дружеской встрече премьеров.

В России привыкли смотреть сквозь пальцы на геополитические шалости «союзника». А в Москве, кажется, стало доброй традицией молчать о весьма неоднозначных для интересов России планах украинского Президента Леонида Кучмы. Однако не нужно обладать богатым воображением, чтобы понять, что нефтепровод Одесса—Броды — не просто показатель европейских политических пристрастий украинской элиты — это реальный экономический фактор давления на Россию. И фактор этот имеет все необходимые предпосылки для успешного функционирования.

Идея нефтепровода прозрачна, как слеза ребенка: Европе нужна каспийская нефть, Украине — независимость от России, причем того же добивается нефтяное лобби Азербайджана и Казахстана. Собственно, именно транспорт нефти стал в свое время фундаментом для конкурентного российским интеграционным планам союза постсоветских государств ГУУАМ. До настоящего времени России удавалось удерживать монополию на транспортировку энергоресурсов из стран СНГ в западном направлении. Это давало Москве, помимо существенных экономических, еще и политические рычаги воздействия как на строптивые режимы постсоветской Азии, так и на европейских партнеров. Сейчас ситуация может измениться коренным образом. Фактически Россия поставлена на грань крупнейшего геополитического поражения, суть которого — в возможности потери контроля над потоками евразийской нефти, что неизбежно ослабит политический вес Москвы в СНГ и девальвирует ее стратегические преимущества относительно США и Европы.

Стоит украинцам вместе с поляками «дотянуть» трубу до балтийского порта Гданьск — и российские производители нефти чувствительно ощутят, что такое диктат европейских потребителей. У европейцев появится реальная возможность получения еще одного источника нефти, к тому же она может оказаться дешевле и уж, несомненно, будет лучшего качества. Магистраль нацелена на импорт каспийской нефти, отгружаемой танкерами из Новороссийска, куда по трубопроводу КТК уже пришла так называемая большая нефть из Тенгиза. К тому же есть возможность поставок азербайджанской нефти через Супсу и Батуми.

Гипотезы об отсутствии нефти в трубе противоречат недавним заявлениям Алиева и Назарбаева об однозначной готовности пустить свою нефть по новому маршруту. В последние годы нефтетранспортная система Грузии и Азербайджана постоянно расширяется, нефти становится больше и ей, соответственно, требуется новый канал доставки на Запад. Так, только Казахстан готов к 2006 году вывести добычу нефти на уровень 150—170 млн. тонн в год. И азербайджанцы, и казахи ждут завершения строительства трубы, чтобы начать активное продвижение собственной нефти на европейский рынок, в частности, в страны Центральной и Восточной Европы.

Насколько важен этот проект, говорит и тот факт, что Нурсултан Назарбаев лично озаботился транспортировкой казахской нефти через Украину. За спиной российского руководства два столпа СНГ — Кучма и Назарбаев — договариваются об общей системе транзита. Только за последний месяц прошло несколько подобных переговоров на высшем уровне. В результате Казахстан пообещал в ближайшей перспективе поставить в украинскую трубу около 9 млн. тонн нефти и заявил о желании вместе с поляками и украинцами поучаствовать в достройке нефтепровода Одесса—Броды до польского города Плоцк. К тому же Украина и Казахстан договорились соорудить трубопровод длиной в 52 км, параллельный участку нефтепровода Одесса—Броды, который сейчас используется в реверсном режиме для транспортировки российской нефти. А также построить дополнительный причал на нефтетерминале «Південний» (Одесса), через который дополнительно планируется поставлять до 8 млн. тонн нефти в год в Европу по Черному морю. Уже к третьему кварталу текущего года готовится к подписанию межгосударственное соглашение о транзите казахской нефти по территории Украины.

Именно за рынок Центральной и Восточной Европы в ближайшие три-четыре года развернется борьба между основными участниками мирового рынка нефти. Очень рассчитывают поучаствовать в ней и российские компании. Правда, при нынешних темпах создания цепочки Казахстан—Украина—Польша, уже к концу следующего года россияне могут со своими желаниями распрощаться. По сравнению с российской нефтью, поступающей в Европу по нефтепроводу «Дружба», каспийская нефть более легкая и менее сернистая, а это очень важно для европейских потребителей, которые под давлением новых экологических норм ЕС переходят на выпуск марок нефтепродуктов с низким содержанием серы. Кроме того, качество российской экспортной смеси снижается по мере истощения запасов легких сортов нефти в Сибири.

С пуском проекта КТК, который оттянет из России изрядную часть светлой нефти из Тенгиза, качество смеси в «Дружбе» будет только ухудшаться, и импорт через Одессу получит еще один плюс. Плюс этот обернется серьезным ущербом для России, и не только за счет потери транзитных сборов, но и из-за возможного вытеснения российских сортов с европейских рынков и их замені каспийской нефтью. Стоит ли говорить, что будет означать для российской экономики снижение экспорта энергоресурсов. В совокупности потери России от транзита и экспорта нефти, по оценкам экспертов, могут составить до 8 миллиардов долларов.

Вряд ли Кучма сам дошел до столь удачной идеи — все это время украинскую элиту интенсивно обхаживали американцы и европейцы. Самой же Украине трубопровод обошелся буквально в копейки. Что бы там сейчас ни говорили чиновники, любой эксперт подтвердит, что столь дешевого трубопровода в мировой истории еще не строили.

Между тем серьезный российский бизнес старается спасти свои доходы и попутно защитить честь России. Но удается ему это пока слабо. Тем более что и сами российские нефтяные компании отчаянно дерутся друг с другом за рынок и в результате сами же себя и подставляют. Так, например, Михаил Ходорковский одной рукой просьбу о реверсе подписывает, другой — инвестирует проект выхода трубопроводов СНГ в Средиземноморье «Дружба—Адрия». Но ведь как только первые миллионы тонн нефти пойдут на Запад (а это случится, по мнению украинских аналитиков, уже в конце 2003 г.), Москва станет куда более сговорчивой по всем вопросам. Можно будет и о газе вспомнить, и о долгах.

Так что битва за направление транспортировки еще впереди. По информации из источников, близких к администрации российского президента, в Кремле начали осознавать реальную угрозу российским интересам от использования нефтепровода в западном направлении. Остается только надеяться, что усилия российских политиков, хоть и постфактум, сохранят за Россией статус держателя евразийской трубы и предотвратят украинский прорыв к ресурсам Каспия».