UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЗЛЕТАЛИСЬ...

В конце октября отечественные производители популярных в украинских городах куриных окорочков ударили в набат...

Автор: Иван Рыбалко

В конце октября отечественные производители популярных в украинских городах куриных окорочков ударили в набат. Они утверждают, что на рынке появилось великое множество контрабандных изделий неизвестного происхождения. Расследование силами компаний, пострадавших от куроногой инвазии, результатов практически не дало. В компаниях-посредниках, поставляющих мелким оптом «импортные окорочка», после долгих попыток отнекаться назвали засланным отечественными производителями «шпионам» в качестве виновника загадочную фирму «Тайсон». Однако юмор таких ответов банален: либо ножки «Тайсона», либо крылышки «Кефри», либо гузка «Балоуна» — иного журналисты, как, впрочем, и представители пострадавших компаний, не ожидали услышать.

При первом же знакомстве редакции с темой, она неожиданно, вопреки набившему оскомину ее эпикризу, повернулась другой, совершенно неожиданной стороной. На отчаянный вопрос «ЗН»: «А когда вам, собственно, было хорошо, почему шумите?» — прозвучал совершенно неожиданный ответ пострадавших: «Этим летом было хорошо. Окорочка подорожали, порой дороже целой курицы. Импортных окорочков на рынке вообще не было». Всеволод Савченко, руководитель известной днепропетровской фирмы «Орель-Лидер», полагает, что украинские власти, вдохновленные «терехинским» законом, которым были отменены немыслимые льготы для предприятий с совместным капиталом (введен в действие в феврале этого года), все же поставили заслон иноземному куроногому нашествию.

На первый взгляд, предположение г-на Савченко логично. СП, пользовавшиеся таможенными и иными льготами, продавали окорочка из своих запасов до лета нынешнего года. Однако осенью — новое нашествие: цена окорочков на рынке упала до 7 гривен.

Журналистские расспросы на базарах закончились ничем. Продавцы с лотков упрямились: продаем лучшие «ножки» — либо «Орель-Лидер», либо «Гавриловские». О ножках «Тайсона», равно как и о крылышках «Кефри» розничные продавцы даже шутя не вспоминают, что, собственно, вполне понятно: днепропетровским производителям домашние хозяйки доверяют, а от импортных, да еще неизвестных, нос воротят. Однако руководитель «Орель-Лидер» говорит, что его компания считает цену 7 грн. немыслимо низкой, а значит, это не может быть их продукция.

Загадка трех счастливых месяцев украинских куроводов настолько ошарашила нас, что мы обратились за помощью к журналисту Андрею Старостину, хорошо знающему рынок всего того, что, согласно преданию, производится в Одессе на Малой Арнаутской. Г-н Старостин еще недавно возглавлял пресс-центр Гостаможслужбы.

— В 1990—99 годах производство куриного мяса в Украине сократилось в три раза (см. табл. 1), фабричное производство упало в 15 раз — с 335 до 23,7 тыс. тонн. По данным USDA (см. табл. 2), Украина прочно закрепилась в «первой десятке» мировых импортеров птичьего мяса.

>

Наименьшая часть рынка (12%) в 1999—2000 годах приходится на куриные изделия (паштеты, гамбургеры, фарш) и консервы производства датской Tulip и американских компаний. Импорт этих товаров хронически сокращается — с 6,5 тыс. тонн в 1996-м до 200 тонн в 1999-м и 50 тонн — в нынешнем. На рынке остались только поставщики из Польши. Наибольшая часть товарной структуры импорта — более 75% — состоит из куриных окорочков производства корпораций ConAgra, Hudson Foods (США) и Rigas (Нидерланды).

До 1995 года почти 90% импортных окорочков поступали в Украину через Беларусь и Молдову. Затем, похоже, ведущие транзиторы куриного мяса в нашу страну перебазировались в Венгрию (более 70% всех поставок).

Исходя из маршрутизации поставок можно сделать вывод: управление импортом осуществляют не указанные выше компании-производители. Они предпочитают заниматься более стратегическими вопросами. Например, в 1999 году ConAgra приобрела нефтекомпанию FountainOil, которая специализируется на нефтедобыче в Азербайджане, Грузии и Украине.

В том же году состоялось своего рода «роад-шоу» глав всех трех указанных выше корпораций по странам СНГ (Украина была главной целью вояжа). Основной смысл спичей сводился к намерениям консолидировать среднеоптовые продажи в регионе аффилированными структурами изготовителей мясопродуктов. Проще говоря, в 1999 году производители продемонстрировали желание вытеснить посредников.

Менеджмент внешнеторговых операций на этом рынке в нашей стране в 1996—99 годах был монополизирован достаточно мощной, известной и многочисленной группой СП, которая с завидной методичностью отсуживала у госбюджета уже уплаченные налоги и пошлины на сотни миллионов долларов. Это «Фианит», «Буртекс», «Бизон», «Лютня», «Бриг», «Силио», «Актив», а также их многочисленные филиалы. По данным судебных инстанций, первоучредителями всех этих СП были компании Mabetex (Германия) и New World Management (США).

Российская пресса называла Mabetex в числе крупнейших олигархических структур в странах СНГ. В начале 2000 года дело о $10-миллиардных контрактах фирм «МЭС-Мабетекс» о реконструкции исторического комплекса Московского Кремля следствие Генпрокуратуры РФ прикрыло грифом «совершенно секретно».

В Украине бизнес компании развивался более благополучно. Предприятия, учрежденные Mabetex, приобретали в нашей стране специальный, практически монопольный статус не столько из-за мощной юридической поддержки, сколько благодаря активному привлечению парламентского лобби. По данным украинской прессы, через парламентское лобби вышеупомянутые СП пытались влиять на переаттестацию судей, чтобы многочисленные дела по защите льготного импорта СП решались положительно. Учрежденные Mabetex компании-трейдеры обладали мощным механизмом уменьшения налоговых и таможенных издержек: кроме рынка многих продуктов питания и бытовых товаров, они практически монополизировали рынок импорта светлых нефтепродуктов (75% импорта в Украину в 1998—99 годах)

Как видим, организацией импорта в Украину мясопродуктов занимались достаточно влиятельные и опытные торговцы. С помощью демпинговых цен, полученных по методу «выпаривания» налогов из цены изделий, указанная выше группа СП в 1996—99 годах почти полностью изолировала других зарубежных производителей окорочков от украинского рынка.

После упомянутого нами визита в 1999 году в Украину руководства ConAgra, Tyson Foods и Hudson Foods конфигурация импорта изменилась. А благодаря вмешательству силовых структур СП окончательно лишились права не платить налоги с импорта.

В результате до 72% оборота рынка импорта куриного мяса в 2000 году пришлись на первые два месяца, когда учрежденные Mabetex трейдеры спешно закупали продукцию впрок. Конфронтация между ними и фирмами-производителями хорошо иллюстрируется динамикой «ценовой войны» — в 1998-м средняя цена импортного мороженого куриного мяса составляла 1075 долл./т, в 1999-м — 835 долл./т, а к началу 2000-го упала до 704 долл./т.

Когда с рынка ушли традиционные посредники, пользовавшиеся покровительством Mabetex и занижавшие цены, наступил короткий период затишья. Однако уже летом 2000 года рынок буквально «взорвался» поставкой в Украину 5 тыс. тонн окорочков по цене 400 долл./т. (Цена мазута в Украине составляет около 150 долл./т. — И.Р.).

Этот обвал на потребительском рынке произошел в результате применения посредниками новой методики «выпаривания налогов» из цены. Если раньше СП использовали парламентское лобби и переаттестацию судей с целью возврата налогов после судебных разбирательств, то с лета 2000-го трейдеры начали пользоваться правом беспошлинного импорта в рамках реализации кредитной линии ЕБРР на развитие малого бизнеса.

В настоящее время на рынке обострилась конкурентная борьба между трейдерами. Времена господства дочерних предприятий Mabetex, по-видимому, канули в прошлое. Зарубежные фирмы- производители, продемонстрировав летом 2000 года немыслимую для «старых посредников» цену 400 долл./т, полностью изменили конфигурацию торговли.

Что ж, версия выглядит логично. Потеряв возможность беспошлинного ввоза окорочков в Украину (на Западе сей продукт, как и куриную гузку, скармливают преимущественно домашним животным, а потребляют преимущественно белое мясо — куриную грудку), импортеры подсуетились и нашли новую лазейку. Игорь Митюков, согласно этой версии, слегка ошибся и в условиях кредитной линии ЕБРР на развитие малого предпринимательства «не забил» запрет на конвертацию суммы кредита в товарную форму. В результате — нашествие ножек «Тайсона». Эксперты финансовых рынков засомневались: размеры таких займов — от 500 до 10 тысяч долларов; в тайне от банка-оператора кредитной линии консолидировать пакет кредитов на эти цели очень сложно. Объемы же «контрабанды» слишком значительны. Прокомментировать ситуацию мы попросили исполнительного директора ЕБРР от Украины Юрия Полунеева:

— Идеология кредитной линии ЕБРР на развитие малого предпринимательства в Украине ни в коей мере не допускает ввоз готовой продукции на территорию страны. Поначалу заемщикам кредитов в самом деле предоставили право ввозить по льготным ставкам современные технологические линии для модернизации производственных линий малых предприятий. Однако довольно скоро Гостаможслужба обратила внимание, что вместо заявленных линий для производства сосисок некоторые заемщики завозят сами сосиски. О каких-то крупных партиях окорочков, которые якобы ввезли на деньги этого кредита, я не слышал…

Правительство приняло решение об отмене льготной ставки НДС на импорт товаров и оборудования по кредитной линии ЕБРР на развитие малого предпринимательства. Такой запрет действует и сейчас.

Как давно не ввозят «оборудование» по льготным ставкам? — поинтересовались мы у Юрия Владимировича. И услышали ответ — четыре месяца.

Итак, предпринятая нами попытка найти «перышко Митюкова», как первопричину обилия гузок «Балоуна» и ножек «Тайсона», провалилась. Поиски иных перьев, а также причин столь летной погоды для потрохов, маскирующихся под добротную днепропетровскую продукцию, продолжаются…