UA / RU
Поддержать ZN.ua

Работодатель всея Украины?

ФРУ сразу после избрания нового главы без особенных обиняков заявила, что стремится стать единственной руководящей и направляющей силой, объединив всех работодателей Украины.

Автор: Андрей Алексеев

Состоявшийся на нынешней неделе съезд Федерации работодателей Украины (ФРУ) был организован со всей характерной для подобных действ помпезностью. Несколько сотен делегатов собрались в Украинском доме при участии целого десанта высокопоставленных чинов из Кабинета министров и администрации президента во главе с самим премьером Николаем Азаровым. Сопровождала мероприятие и прямая трансляция на «Первом национальном». Весь этот антураж наглядно демонстрирует огромное значение перфоменса, по крайней мере, для его главного действующего лица. До недавнего времени Дмитрий Фирташ не уставал почти гипнотически повторять на публике, что не собирается идти в политику, «вливаться в Партию регионов».

Вряд ли владелец Group DF изменил свою генеральную линию, вознамерившись дать старт собственной политической карьере. Вероятнее всего, активно попозировать перед телекамерами он решил прежде всего для того, чтобы продемонстрировать свое влияние как в стране, так и за рубежом. Дмитрий Васильевич таким образом не только надеется легитимизировать себя в глазах иностранных целевых аудиторий и перебить образ «РосУкрЭнерго», но и планирует дать сигнал предпринимателям по всей стране - мол, стремлюсь стать покровителем для всей семьи украинских работодателей. А посему, коллеги, милости просим, присоединяйтесь. Чтобы потом вас принудительно не присоединили?.. Запеленгует ли этот сигнал украинский бизнес и, что главное, поверит ли обещаниям г-на Фирташа - это открытый вопрос.

Для артикуляции столь прямолинейного посыла действительно хватило и ресурсов «Пер­вого национального». При­влекать же, например, более рейтинговый и почти родной «Интер» (бизнесмен, как известно, имел опцион на приобретение акций телеканала) необязательно. До нужных ушей сообщение и так непременно долетит.

Мероприятие имело целью, прежде всего, создать имидж Федерации работодателей под руководством г-на Фирташа как оптимального центра притяжения для остальных «работодательских» объединений в стране (в состав ФРУ в итоге вошли несколько отраслевых и региональных структур). Кроме того, съезд должен был в лучших «демократических» (и безальтернативных одновременно) традициях избрать главой совета федерации самого Дмит­рия Васильевича. С чем в итоге делегаты успешно справились.

Последнее, конечно, было формальностью. Ведь главный конструктор «РосУкрЭнерго» и так там верховодил (ФРУ, к слову, в свое время возглавлял брат Д.Фирташа по газовому духу - «энергетический» министр Юрий Бойко). Именно благодаря федерации в декабре 2010 года г-н Фирташ стал руководителем объединения организаций работодателей - Совместного представительского органа стороны работодателей на национальном уровне (СПО). И, наконец, сопредседателем президентского Нацио­нального трехстороннего социально-экономического совета, в который, кроме работодателей, входят также представители профсоюзов и органов исполнительной власти (до этого сопредседателем этой структуры от работодателей был Николай Янковский, экс-совладелец концерна «Стирол», который не так давно приобрел Д.Фир­таш).

Кстати, мандаты замов-оруженосцев Д.Фирташа получили президент Конфедерации работодателей Украины (КРУ) Олег Шевчук (по совместительству - нардеп-бютовец); вице-президент этой же структуры Алексей Мирошниченко; глава Всеукраинской ассоциации работодателей Вячеслав Быковец; бывший председатель совета ФРУ Дмитрий Олий­нык; президент группы УПЭК Анатолий Гиршфельд; гендиректор компании «СКФ Ук­раина» Владимир Цыбульс­кий. А также доверенное лицо «газового барона» - Анна Без­людная, которая после ухода с поста генпродюсера телеканала «Интер» ныне является директором по внешним связям и коммуникациям Group DF и членом набсовета банка «Над­ра», также принадлежащего Дмитрию Васильевичу.

ФРУ сразу после избрания нового главы без особенных обиняков заявила, что стремится стать единственной руководящей и направляющей силой, объединив всех работодателей Украины. Собственно, без обиняков было объявлено, что Дмитрий Васильевич хочет стать сильным, и для этого ему нужно объединить вокруг себя слабых. Съезд, собственно говоря, именно с этой целью и проводился - объединить как можно больше организаций работодателей страны под крылом находящихся под руководством Фирташа ФРУ и КРУ. Последние в результате получают, безусловно, контрольный пакет в СПО. А значит - монопольное право на представление интересов всех работодателей страны.

Дальше - больше. Это монопольное право предлагается сделать бессрочным и безусловным. Этой цели служит уже поданный в парламент законопроект (№8186 «Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях их деятельности», авторы - Яро­слав Сухой и Олег Шев­чук). Следует отметить, что выше­упомянутый документ уже даже вносился в парламентский зал (18 октября с.г.). Однако пока он получил лишь 13 голосов «за»...

Между тем законопроект призван выстроить единую иерархическую систему в движении отечественных работодателей, значительно затрудняя не вошедшим в ФРУ и КРУ объединениям участие в диалоге с правительством и проф­союзами. Всем этим объеди­нениям придется выполнять крайне жесткие нормы нового законопроекта. В том числе доказывать свою репрезентативность по сравнению с цифрами, заявленными ФРУ и КРУ.

Как было задекларировано, ФРУ представляет около 10 тысяч предприятий с общим числом работников около 8 миллионов. По крайней мере, такая цифра была озвучена на мероприятии. Накануне же, правда, назывался более скромный показатель - 5 миллионов человек... Такая вот мелочь: три миллиона - туда, три миллиона - сюда.

Конечно, было бы очень неправильно недооценивать нынешнюю значимость нового главы Федерации работода­телей в отечественной экономике. Под его фактически монопольным менеджерским контролем уже находится практически вся химическая отрасль Украи­ны. Судьба четырех из шести основных отечественных химкомбинатов («Ровноазот», горловский «Стирол», северодонец­кий «Азот», черкасский «Азот»), которые сегодня производят около 100% селитры, 80% карбамида и 75% аммиака в стране, прямо или косвенно вершится холдингом Ostchem Group, который входит в Group DF. В этом же контексте не стоит забывать и о самозаявленном контроле Дмитрия Фир­таша над 75% отечественных облгазов.

Однако количество работников в этих отраслях едва ли превышает несколько сотен тысяч человек и явно недотягивает до декларировавшихся на съезде миллионных показателей.

С учетом подобных разночтений ZN.UA попыталось получить от ФРУ и КРУ более точную официальную информацию о количестве предприятий и работников, которых они объединяют. К моменту выхода материала в печать ответы на наши запросы получены не были. Надеемся, что ответы не заставят себя долго ждать, ведь простая логика требует, что прежде всего свою репрезентативность должны доказать сами ФРУ и КРУ. Для этого им следует публично и аргументированно продемонстрировать собственные данные о числе объединенных ими работников. И только после этого можно будет вводить любые нормативы для новых организаций и объединений.

Пока не факт, что монополистические устремления г-на Фирташа на общественном фронте смогут увенчаться аналогичным успехом. Прежде всего потому, что пока сложно представить, как Дмитрий Васильевич пойдет на конф­ликт с действующей властью, отстаивая интересы автоперевозчиков или пекарей.

И все-таки откуда у столь прагматичного бизнесмена, как Фирташ, подобные амбиции на общественном фронте, и чего он может этим добиваться? Возможно, речь идет о стремлении усилить себя и получить признание со стороны общес­тва? И заодно приватизировать право на выражение собс­твенного (но от имени всего отечественного бизнес-сооб­щес­тва, конечно) видения развития экономики decision-мейке­рам, а точнее - мейкеру.

Поскольку по ходу г-н Фир­таш получил огромное влия­ние и на уже упоминавшийся выше Национальный трехсторонний социально-экономический совет при главе государства. Тот самый, который принимает решение о росте заработных плат, тот самый, который участвует в управлении фондами социального страхования.

Подтверждение этому - недавнее отстранение от должности руководителя Федерации профсоюзов Украины Василия Хары, который в качестве сопредседателя совета представлял «профсоюзное» крыло в этой организации. Как отмечал «отставник», в устранении его с поста руками силовиков были заинтересованы олигархи, близкие к власти. В результате ФПУ, как известно, возглавил Юрий Кулик, которого экс-глава ФПУ характеризовал как «сдержанного человека», который «старается не лезть в политику». В результате как минимум два из трех сопредседателей совета (от органов исполнительной власти эту должность занимает вице-премьер-министр - министр социальной политики Сергей Тигипко) напрямую или косвенно представляют интересы одной группы людей (если вспомнить, как часто с фамилией Фирташ связываются две другие - Левочкин и Хорошковский).

Смысл ломания копий вокруг упомянутого Трехсто­роннего совета заключается в том, что эта структура имеет реальное влияние. Напомним, что весной нынешнего года он получил статус постоянного органа при президенте страны. Согласно Закону «О социальном диалоге в Украине» он участвует в определении го­сударственных соцстандартов
и уровня оплаты труда; основных экономических и социальных показателей проекта бюджета; в согласовании проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам социальной и экономической политики и трудовых отношений, госпрограмм экономического и социального развития и т.д.

Согласно действующему Генеральному соглашению о регулировании основных принципов и норм реализации со­циально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010-2012 годы, власть, бизнес и профсоюзы договорились обеспечить на указанный период среднегодовой рост среднемесячной реальной заработной платы на уровне не ниже, чем рост реального ВВП. (Так, минимум прирос­та средней заработной платы в 2010 году был установлен на уровне не менее чем на 17,8% от уровня 2009-го, в 2011-м - не ниже чем на 15% от уровня 2010-го, в 2012 году - не ниже чем на 16% от уровня 2011-го.)

С учетом этого обстоятельства приближение времени окончания действия Гене­раль­ного соглашения (31 декабря 2012 года) критически важно как для «больших», так и для «маленьких» украинцев. На кону - условия оплаты труда десятков миллионов работ­ников, условия их труда и принципы социальной защиты, которые будут определены в новом генеральном соглашении.

Насколько эффективно удаст­ся в том числе покорным профсоюзам отстаивать интересы «народных масс» -
дилемма даже не философская. Критически важно это и с точки зрения перспектив при­нятия Трудового кодекса. Рас­счи­ты­вать в таком случае на адекватное (цивилизованное) соотношение прав и обязательств работников и работодателей будет, опять же, не­просто.

Так что призванный быть системным диалог рискует оказаться монополизированным одной группой лиц, стремящихся через Трехсторонний совет задать Украине свои правила игры на многие годы вперед, а также, чего нельзя исключать, использовать его для «отжима» всего украинского бизнеса. Прежде всего в тех областях, где у г-на Фирташа есть свои интересы.

По логике вещей, эти утверждения можно экстраполировать и на представителей той части капитала, которые оказываются за бортом лоббистского кружка по «газовым» интересам. При таких условиях реально существует риск «субъективного» подхода к разным отраслям экономики, предприятиям и т.д.

Непривлекательность такого варианта, в конце концов, может почувствовать и гарант, за симпатии которого идет борь­ба. Если Виктор Ющенко добровольно говорил, что «Балога - это я», то осознание реальности «Фирташ - это я?» может прийти к нынешнему главе государства тогда, когда что-то менять будет уже поздно. Движение мысли в этом направлении, кстати, уже есть. «Мы говорим - Ленин, подра­зу­меваем - партия. И если мы говорим - страна, правительство, мы подразумеваем работо­дателей», - заявил г-н Фирташ на съезде ФРУ.

Мнение экспертов

Александра Кужель:

- Движение работодателей в Украине не развито. Во всем мире большим влиянием пользуются торгово-промышленные палаты, вокруг которых в основном и консолидируются предприниматели. А у нас - это клуб для пенсионеров.

Развитие объединений работодателей в Украине как лоббистских структур было связано в том числе с принятием законодательства о фондах социального страхования. Как известно, вместе с представителями власти и профсоюзов они входят в руководящие органы этих фондов. Для многих - это очень лакомый кусочек. Там накапливаются огромные ресурсы, миллиарды гривен. Эти соцфонды обычно функционируют с большим профицитом (по крайней мере, так было до кризиса). В этом контексте нужно вспомнить о «деле Галицкого». Не исключаю, что логично было бы рассмотреть вопрос привлечения к ответственности других участников руководящих органов. Думаю, это не случайно, что активизация движения работодателей совпала с арестом руководителя Госслужбы занятости. Тем более что, как известно, этим активно занималась Служба безопасности Украины.

В то же время сейчас объективно существует необходимость усиления позиций работодателей. Чтобы отстоять свои права, с нынешней властью необходимо говорить жестко. Иначе ничего добиться не удастся. Кроме того, сильные объединения работодателей необходимы для того, чтобы в том числе адекватно балансировать профсоюзы, иначе при определенных обстоятельствах их может понести в популизм. А это небезопасно для всего общества. Тем более в кризисных условиях.

В глазах людей, которые были на съезде, я не увидела большого энтузиазма. Люди были насторожены. Они выжидают. Уверенности не хватает. Проблема состоит в том, что обычно во время «смуты», народных волнений бизнес теряет очень много. В таких условиях закономерно срабатывает инстинкт самосохранения. Самоорганизация - оптимальный путь к самосбережению.

Если объединения работодателей будут работать так же, как они работали до сих пор, все будет конструктивно. А это нужно делать. Тем более что есть большие вопросы по Трудовому кодексу. Есть риск того, что он в результате не устроит ни работодателей, ни профсоюзы. Последним отстоять перед государством свои права без адекватной поддержки работодателей будет непросто. Нужна кооперация.

Если говорить непосредственно о Фирташе, мне кажется, что он, как и другие олигархи, не желает жить в диктаторском государстве. Не думаю, что весь этот «проект» был запущен с Банковой. Повторюсь - сработал инстинкт самосохранения. А объединять свои усилия в кризисных условиях - это вполне естественно и потенциально эффективно.

Вадим Карасев, политолог:

- В данном случае фактически речь идет о создании «параллельного» правительства в Украине. В случае успешной реализации проекта Д.Фирташ может получить в свое распоряжение просто грандиозный ресурс, который даже не снится в том числе нынешнему правительству. В перспективе он сможет контролировать отечественный рынок труда, активность трудовых масс, средства производства.

Дмитрий Фирташ фактически сделал заявку на то, чтобы стать лидером социально-экономического класса национальной буржуазии, который постепенно создается в Украине. В нынешних условиях такая консолидация вокруг себя работодателей-капиталистов теоретически может стать для него даже более эффективным ресурсом, чем, например, политическая партия. Перспективность работы в этой нише доказывает, в частности, опыт Германии. В ФРГ социальные позиции промышленников, других представителей бизнес-среды являются чрезвычайно мощными. Де-факто они даже влиятельнее партий и имеют возможность лоббировать необходимые для себя решения на самом высоком уровне. Учитывая то, что структуризация индустриального общества в Украине только в разгаре, эта ниша является очень перспективной, чтобы воздействовать на любую власть.

Риск монополизации здесь маловероятен, поскольку достаточно сильными традиционно являются позиции, в частности, Украинского союза промышленников и предпринимателей. Думаю, что вряд ли в этом случае также речь идет о попытке замкнуть на себе все коммуникации главы государства с бизнес-средой. То есть олигархи, которые традиционно имеют возможность решать свои вопросы, решать их будут и дальше. Конечно, гипотетически может происходить создание конкурентных формирований работодателей, но я думаю, что этот вариант маловероятен.

Пойдут ли в итоге все эти инициативы на благо экономики, общества - большой вопрос. Ведь здесь определяющим будет умение Д.Фирташа гармонично совместить собственные интересы, которые он, очевидно, постарается активно отстоять, с интересами социального класса, который стремится одновременно представлять. Реализовать это удается очень редко и мало кому. Это настоящее искусство. Насколько будет успешным в этом смысле Д.Фирташ, покажет время.