UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЧЕМУ УКРАИНА ОКАЗАЛАСЬ В «СПИСКЕ 301»

В последнее время со стороны правительства США и ассоциации фирм звукозаписи IFPI (штаб-квартира которой находится в Лондоне) проводится широкомасштабная акция борьбы с производителями нелегальных компакт-дисков...

Автор: Александр Ромасюк

В последнее время со стороны правительства США и ассоциации фирм звукозаписи IFPI (штаб-квартира которой находится в Лондоне) проводится широкомасштабная акция борьбы с производителями нелегальных компакт-дисков. Действительно, сегодня для многих производителей проблема нарушения авторских прав приобретает первостепенное значение. От незаконного использования авторских прав, а попросту говоря «пиратства», страдают в первую очередь предприятия, приобретающие лицензии на выпуск такой продукции и не получающие предполагаемой прибыли. Кроме того, страдает также и государственный бюджет, не получающий налогов от продажи легальной аудио-, видеопродукции, а также программного обеспечения.

Вот и Украина стала объектом пристального внимания со стороны ассоциации фирм звукозаписи IFPI. Украину обвиняют в том, что она превратилась в самого крупного мирового производителя нелегальной аудио- и видеопродукции. Причем, по мнению IFPI, «пиратская» продукция производится чуть ли не на производственных мощностях легальных украинских производителей компакт-дисков при якобы полном попустительстве госорганов. Версия абсурдная, но, тем не менее, она позволила IFPI настоять на том, чтобы министерство торговли США включило Украину в пресловутый «Список 301».

Присутствие в этом списке создает существенные трудности во внешнеэкономической деятельности государства, поэтому игнорировать этот факт нельзя. Тем более, что от позиции США во многом зависит предоставление Украине финансовой помощи международными финансовыми институтами. И все же складывается впечатление, что Министерство торговли США время от времени используется американскими корпорациями для устранения конкурентов и продвижения американских товаров и услуг на зарубежные рынки сбыта.

Что касается Украины, то действительно в сфере охраны прав интеллектуальной собственности существуют определенные проблемы, связанные прежде всего с обеспечением прав, но отнюдь не в таких огромных масштабах, как это зачастую пытаются представить зарубежные производители компакт-дисков. Причем, самое удивительное в том, что претензии ассоциации фирм звукозаписи IFPI предъявляют, прежде всего, к предприятиям, которые на вполне законных основаниях производят CD-продукцию.

Следует отметить, что уровень техники сегодня таков, что производить нелегальную аудио- или видеопродукцию высокого качества вполне по силам нашим кулибиным и в домашних условиях. Об этом свидетельствуют результаты деятельности налоговой полиции, которая за последнее время «прикрыла» деятельность многих «предпринимателей», производивших нелицензионную продукцию. Так что говорить о том, что государство закрывает глаза на «пиратство», ни в коем случае нельзя. Можно вести разговор лишь об эффективности существующего законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Пытаясь выдать желаемое за действительное, иностранные производители СD-продукции зачастую сгущают краски настолько, что порой попадают впросак. Так, например, в конце 1999 года информационный центр IFPI распространил информацию о том, что Украина производит до 2 млрд. дисков. Абсурдность оглашенной цифры вызвала недоумение не только у специалистов, но и у тех, кто лишь понаслышке знаком с ситуацией в этом сегменте рынка. Пришлось IFPI уже в начале 2000 года откорректировать свое заявление и «уменьшить» масштаб наносимого Украиной ущерба почти в 30 раз, остановившись на цифре 70 млн. компакт-дисков в год. После подобных «уточнений» многие засомневались в корректности данных IFPI о том, что украинская индустрия причиняет мировому звукозаписывающему обществу свыше 200 млн. долларов убытков.

Более того, еще в сентябре 2000 года замминистра образования и науки Украины, обращаясь к описываемой теме в письме на имя вице-премьера Украины Н.Жулинского, подчеркивал: «На сегодня нет ни единого иска от американских собственников авторских или смежных прав о нарушении их интересов украинскими производителями».

И вдруг всего-то через полгода Украина, по версии тех же американцев, «браконьерничает» более всех?..

Стоит обратить внимание на то, что ни к Польше, в которой объемы производства компакт-дисков составляют 227 млн. единиц в год, ни к России, где доходы этой индустрии превышают 977 млн. в год, IFPI таких претензий не предъявляет. В чем же причина? Почему международная звукозаписывающая ассоциация оказывает столь пристальное внимание именно к нам? Действительно ли Украина является столь злостным нарушителем чужой интеллектуальной собственности?

Отнюдь! Причина, по-видимому, в том, что IFPI невыгодно появление конкурентов. Представляя интересы иностранных фирм звукозаписи (BMJ, Sony, Warner, Polygram-Universal и EMI), которые контролируют до 80% мирового производства лицензионных компакт-дисков, IFPI старается сохранить их монополию на производство дисков. Наверное, поэтому многочисленные обращения украинских звукозаписывающих компаний о приобретении прав на популярные музыкальные произведения остаются без ответа со стороны IFPI.

Таким образом, прикрываясь лозунгом борьбы с производством контрафактной продукции, IFPI предлагает Украине на выбор «гонконгский» или «болгарский» варианты. «Гонконгский» вариант состоит в лицензировании всех компонентов производства компакт-дисков, включая сервисное обслуживание оснащения и процедуры закупки сырья (оптического поликарбоната). В соответствии с «болгарским» вариантом, украинские производители должны осуществлять любые заказы на производство компакт-дисков после получения разрешения IFPI (то есть решение о соответствии заказа авторскому законодательству принимает не национальный орган, а зарубежная негосударственная организация).

Как показала практика упомянутых стран, оба эти пути гарантированно приводят к полному свертыванию производства дисков из-за нерентабельности и убыточности. Похоже, эта же участь ожидает и предприятия Украины, которые попали под жесткий прессинг со стороны IFPI и не находят поддержки и защиты со стороны государства. В результате активных действий IFPI в Украине, при полном непротивлении исполнительной власти, практически полностью приостановлено отечественное производство компакт-дисков. Сценарий до удивления напоминает болгарский, когда национальное производство CD-продукции было сначала остановлено, а затем полностью уничтожено. После «бархатной революции» огромный болгарский рынок сбыта СD-продукции стал полностью контролируемым компаниями IFPI.

Наблюдая за развитием событий в Украине, приходится констатировать, что Украина находится в шаге от свертывания собственного производства CD-продукции. И очень похоже, что руками международной организации IFPI, а также министерства торговли США, которое включило Украину в так называемый «Список 301», уничтожается конкурентоспособное, по всем мировым меркам, производство украинской продукции. Судите сами: CD-диски этих компаний продаются по цене 12—15 долларов при их себестоимости 0,15—0,18 долл., а украинские — от 2 до 4 долларов. Чтобы и в дальнейшем получать почти 900% прибыли, IFPI необходимо, образно говоря, на корню уничтожить развитие неподконтрольного ей производства дисков. И для достижения этой цели все средства хороши.

Анализ информации, публикуемой в иностранных изданиях, относительно производства компакт-дисков в Украине, свидетельствует о том, что данные и аргументы, которые используются IFPI, не соответствуют действительности. Так, например, по данным американского издания ТАРЕ-DISK Business (октябрь 2000 года), в прошедшем году в мире было выпущено приблизительно 11 млрд. компакт-дисков в следующей пропорции: 42% — страны Северной Америки; 28% — страны Европы (включая Украину); 7% — Япония; 12% — Китай; 4% — страны Латинской Америки; 7% — другие государства (преимущественно, из Юго-Восточной Азии). Суммируя эти данные, можно подсчитать, что объем производства компакт-дисков в государствах Европы составляет 3,08 млрд. единиц. Если же учесть, что максимальный объем производства компакт-дисков предприятиями, которые обвиняются в изготовлении «пиратских» копий в Украине, составляет 50 млн. единиц в год (а это всего лишь 1,6% от общеевропейского объема и 0,4% от мирового), то предъявляемые претензии в размере 200 млн. долларов убытков являются надуманными.

Стремление транснациональных корпораций стать монополистами на рынке сбыта CD-продукции вполне понятно. Но что движет украинскими чиновниками, которые идут в кильватере политики IFPI? В результате этой объединенной деятельности львовское предприятие «Ниопрокс» не работает с 1999 года, Херсонское предприятие «Амитрон» уменьшило объем производства СD-продукции в ноябре 2000 года более чем в три раза, а компания «Киев CD» практически демонтировала четыре из восьми линий, производящих такую продукцию. С подачи IFPI контролирующие органы Украины на протяжении 2000 года провели многочисленные проверки украинских предприятий, выпускающих CD-продукцию, что спровоцировало существенное сокращение объемов производства в январе-феврале 2001 года.

Свято место, как известно, пусто не бывает. Происходит, собственно говоря, то, чего и добивалось IFPI: отечественная продукция вытесняется аналогичной, но производимой в Европе, США и России. И хотя руководство страны время от времени провозглашает поддержку национального производителя, на деле все происходит с точностью до наоборот. Идя навстречу пожеланиям различных международных организаций, уничтожается национальное производство, которое при нынешней налоговой политике умудряется не только выживать, но и составляет серьезную конкуренцию транснациональным компаниям. И не стоит надеяться, что в борьбе за рынки сбыта транснациональные корпорации хотя бы не попытаются, как говорится, войти с черного хода. Способна ли им хоть что-то противопоставить Украина?