UA / RU
Поддержать ZN.ua

По заветам Ильича

В четверг председатель правления ОАО «Металлургический комбинат имени Ильича», народный депутат Владимир Бойко, представляя в парламенте два своих законопроекта, сделал сенсационные заявления...

Автор: Никита Афанасьев

В четверг председатель правления ОАО «Металлургический комбинат имени Ильича», народный депутат Владимир Бойко, представляя в парламенте два своих законопроекта, сделал сенсационные заявления. Во-первых, cейчас владельцы ГОКов собирают деньги для того, чтобы его убить. Впрочем, Владимир Семенович как Герой Украины считает это напрасной тратой средств: «Я понимаю, после этого выступления мне нужно думать, как доживу до вторника или до среды, потому что бабки сейчас выкинут, наверное, чтобы меня отстрелять».

Во-вторых, парламент окончательно погряз в коррупции. Характеризуя процесс прохождения своего законопроекта о введении экспортной пошлины на железорудное сырье, Владимир Бойко заявил: «Но кончайте вы играть. Пусть совесть у вас, дорогие, проснется. Разве можно за это вообще деньги брать? Вы меня извините!» Владимир Семенович считает, что сумеет лично убедить фракции Верховной Рады и в первую очередь «Нашу Украину» в том, что «не лоббистский это закон… Уверен, что я это докажу на цифрах и покажу».

Не беремся судить о том, что именно покажет г-н Бойко своим коллегам. Твердо уверены лишь в одном — лоббистской сути предлагаемых Владимиром Семеновичем законопроектов. Согласно словарю иностранных слов, «лобби», «лоббизм» — это система контор и агентств крупных предприятий при законодательных органах, оказывающих в интересах этих предприятий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и госчиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещения правительственных заказов и т.п. В нашем случае такой «конторой-агентством» выступает лично Бойко, возглавляющий комбинат имени Ильича, и его бывший заместитель, а ныне нардеп Сергей Матвиенков. И если бы Владимир Семенович и Сергей Анатольевич не были рабами парламентских условностей, они свели бы свои нынешние два законопроекта в один с условным названием «О первоочередном обеспечении металлургического комбината имени Ильича железорудным концентратом за счет предприятий горнорудной отрасли».

Что касается законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О ценах и ценообразовании», то с ним все ясно уже с первого взгляда. По сути, этот документ — результат неразберихи, которая наблюдается последние 13 лет в голове любого «красного директора» и полностью описывается девизом, высказанным Бойко в одном из интервью: «Работать по-социалистически — жить по-капиталистически». Именно исходя из этого Владимир Семенович предлагает ужесточить положения закона, принятого в далеком социалистическом 1990 году.

Предложение Бойко—Матвиенкова сводится к тому, чтобы наделить правительство правом (по согласованию с парламентом) устанавливать мораторий на рост цен на ресурсы, которые оказывают значительное влияние на общий уровень и динамику цен на товары и услуги, имеющие важное социальное значение. То есть буквально на все, что мешает зарабатывать комбинату имени Ильича больше денег. Сейчас Владимира Семеновича больше всего беспокоит рост цен на железорудное сырье, но как только эта проблема будет решена, можно не сомневаться, что придет очередь кокса, огнеупоров, ферросплавов. Да мало ли чего еще. В конце концов, у Бойко сегодня большое разнопрофильное хозяйство, и возможно, следующей весной нам всей страной придется сдерживать рост цен на комбикорм для кур-несушек.

Второй законопроект, предложенный депутатами «Ильича», — «О ставках вывозной (экспортной) пошлины на железорудное сырье» тоже не лишен совкового шарма. Интересен даже не сам проект, а пояснительная записка к нему, согласно которой общий объем экспорта ЖРС из Украины за восемь месяцев составил 11,9 млн. тонн. При этом утверждается, что отечественные металлурги недополучили за данный период 2 млн. тонн этого сырья. Вывод прост — давайте введем пошлины и тем самым ударим по всему экспорту ЖРС. В том числе и по тому объему, который наши металлурги использовать просто не в состоянии. Это, исходя из данных за восемь месяцев, ни много ни мало 10 млн. тонн, а в годовом эквиваленте — все 15 млн. тонн.

Кстати, может, не так уж плохо, что наши металлурги в январе—августе не получили 2 млн. тонн ЖРС. Если бы получили, то намечающийся сейчас кризис перепроизводства украинского металла наступил бы раньше и в более острой форме. По данным «Деловой столицы», донецким металлотрейдерам сегодня приходится отчаянно демпинговать, например, на азиатском рынке, чтобы реализовать квадратную заготовку и стальной пруток. И это только начало грядущего кризиса.

Необходимость «опошления» всего экспорта ЖРС «посланцы Ильича» обосновывают разницей между мировыми ценами и экспортными ценами украинских ГОКов. Однако мировые цены — понятие весьма относительное. Ведь нельзя всерьез сравнивать по качеству и ценам, например, бразильскую и украинскую руду. Что смущает еще больше, так это демонстрация в пояснительной записке мировых цен по состоянию на март нынешнего года. На дворе декабрь, а в головах «ильичевцев» по-прежнему весна.

Причина подобного избирательного подхода к данным ясна как божий день. На начало года пришелся рост мировых цен на металлопрокат (в среднем более чем на 50%), естественно, сопровождавшийся увеличением цен на сырье для металлургов. Украинские ГОКи не всегда поспевали вслед за мировой конъюнктурой менять цены по своим экспортным поставкам. Как говорится, рабочий момент, но в умелых руках авторов законопроекта он превратился чуть ли не в главное свидетельство обвинения горно-обогатительных комбинатов.

Бойко и Матвиенков из приведенных ими данных делают вывод: нужно ввести пошлины, причем для каждого вида сырья свои. И тут мы подходим к главному. Если исходить из заявленной меткомбинатом имени Ильича разницы между мировыми и экспортными ценами украинских ГОКов на ЖРС, то две позиции — агломерат и окатыши — в случае введения экспортных пошлин сохраняют свой экспортный потенциал, а вот концентрат становится однозначно «невыездным». И по счастливой случайности именно он является главным видом железорудного сырья для меткомбината имени Ильича. Однако при этом не решается проблема второго «борца» с ГОКами — «Индустриального союза Донбасса». Металлургическим комбинатам последнего — Алчевскому и Днепровскому имени Дзержинского — необходимы не только концентрат, но и окатыши и аглоруда, причем во вполне сопоставимых (по стоимости) с концентратом объемах. Однако вряд ли Владимир Семенович ставил перед собой цель учесть интересы всех своих стихийных союзников (тем более что один из них — «Запорожсталь» — уже заключил с ГОКами перемирие). Он заинтересован в том, чтобы принятие двух законопроектов «в пакете» позволило получать комбинату имени Ильича концентрат по той цене, которую он сумеет продавить в правительстве (где традиционно присутствует очень мощное металлургическое лобби). В случае, если от регулирования цен на внутреннем рынке ГОКи попытаются «уйти за кордон», их будет ожидать капкан в виде экспортных пошлин. Бойко не интересует тот факт, что его партнеры по производственной цепочке — ГОКи — не меньше любимого меткомбината нуждаются в капвложениях и им тоже нужно развиваться. А для этого необходимы деньги, и логично, если в условиях нынешних высоких мировых цен на металлопродукцию часть прибыли металлургов будет доставаться их смежникам. В том числе и рударям.

Но Владимира Семеновича интересует только низкая цена на концентрат для своего комбината здесь и сейчас. Он пожилой человек и уже не надеется построить социализм во всей стране. Просто хочет организовать красный рай для отдельно взятого металлургического комбината. В конце концов, недаром тот носит гордое имя Ильича.