UA / RU
Поддержать ZN.ua

Перевод стрелок: национальные особенности

О том, что состояние железных дорог в стране далеко не идеально, знают все. По данным Совета национ...

Автор: Василий Днепров

О том, что состояние железных дорог в стране далеко не идеально, знают все. По данным Совета национальной безопасности и обороны Украины, изношенность оборудования и технических устройств на железных дорогах страны оценивается более чем в 55%, что вдвое выше критического уровня безопасной эксплуатации.

Крайне далека от идеальной и ситуация с эксплуатацией, что лишний раз продемонстрировала авария «Столичного экспресса» (хорошо, что без человеческих жертв). Хотя, похоже, только громкие аварии привлекают внимание к техническому состоянию наших железных дорог. Да и к методам распределения на них финансовых потоков.

Как мы знаем, главными фигурантами расследования крушения «Столичного экспресса» являются стрелочники. Что характерно — в прямом и переносном смысле этого многогранного слова. К такому положению вещей уже все привыкли. На стрелочников все и спишут…

Польза разве что в том, что стране напомнили, что такое безопасная эксплуатация стрелки и к каким последствиям приводит ее неисправность. Между тем стрелочные переводы — отнюдь не мелочь. Они сложны, подвержены отклонениям геометрических параметров и повреждениям в ходе эксплуатации, которая сопровождается высокими нагрузками.

Нештатная работа всего одного из десятков тысяч стрелочных переводов — и железная дорога вдруг сразу появляется в заголовках новостей на первых полосах газет. Однако пока гром не грянет, на саму проблему стрелочных переводов, их качество, стандарты, люди, наделенные полномочиями, предпочитают не обращать внимания. Хватает других приоритетов. Т.е. некоторое количество оборудования, конечно же, закупается. Но вот как...

В апреле «ЗН» уже освещало на своих страницах историю со стрелочными переводами: на 22,5 тыс. километров украинских железных дорог их около 49 тыс. Приблизительно 5—7% из них должны ежегодно обновляться.

Ожидается, что в 2007 году стоимость закупленной «Укрзаліз­ницею» стрелочной продукции составит 169,4 млн. гривен. Сумма вроде немалая и распорядиться ею можно по-разному. Можно — как лучше, а можно — как всегда.

В Украине есть два производителя стрелочной продукции. Один специализируется на ней 90 лет — это Днепропетровский стрелочный завод (ДнСЗ). На сегодняшний день ОАО «Днепропетровский стрелочный завод» — крупнейший украинский производитель стрелочных переводов для железнодорожных магистралей страны.

Другое предприятие скоро тоже отпразднует юбилей, правда, немного более скромный. Керченский стрелочный завод (КСЗ) выпускает стрелочную продукцию около пяти лет. Напомним, что в 2002 году акционеры ОАО «Керченский меткомбинат» передали одно из производств своего предприятия — магистральные стрелочные переводы для железных дорог — во вновь созданное ООО «Керченский стрелочный завод». В довесок туда же были переданы устаревшее литейное и механо-кузнечное производства комбината.

Однако вернемся к закупкам 2007 года.

В соответствии с законодательством, они должны проводиться через процедуру тендера (с применением процедуры открытых торгов), который и был объявлен «Укрзалізницею» в ноябре прошлого года и назначен на 16 декабря 2006-го. Казалось бы, все в норме. Реально все оказалось гораздо сложнее. В частности, днепропетровцы обнаружили, что условия тендера более предпочтительны именно для Керченского стрелочного завода.

Представители ДнСЗ обратились к железнодорожному ведомству с требованием внести в тендерную документацию изменения, чтобы привести ее в соответствие с Законом Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства».

Ответа не последовало. Почему, лучше спросить об этом у организаторов тендера, т.е. у «Укрзалізниці» вообще и государственного предприятия материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта «Укрзалізничпостачу» в частности. А оно оставило предложения ДнСЗ без рассмотрения, предпочтя крымчан.

С чем согласны далеко не все. К примеру, председатель стрелочной комиссии Главного управления путевого хозяйства «Укрзалізниці» Эдуард Даниленко в интервью для прессы отметил, что «и с точки зрения качества, и с точки зрения цены продукция Днепропетровского стрелочного завода превосходит аналогичную продукцию, произведенную на Керченском стрелочном заводе. Почему было принято решение отдать предпочтение керченцам? Я не знаю. Мое мнение было известно. Но не я определяю решение этого вопроса».

Каким образом предприятие, у которого лучше ценовая заявка и качество, может проиграть тендер — вопрос уже к нашим железнодорожникам, хотя бы к тому же «Укрзалізничпостачу».

Кстати, в Украине существует такой орган, как Тендерная палата. ДнСЗ обратился и к нему. Уж он-то, по идее, прямо заинтересован в соблюдении закона при проведении тендерных процедур. Как оказалось, безрезультатно: там откликнулись без энтузиазма, мол, даже не хотим вникать в ваши проблемы, решайте их сами.

Несоблюдение Закона Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» явно никого не заинтересовало.

В итоге днепропетровцы были вынуждены обратиться с судебным иском в Хозяйственный суд Киева.

Судебное рассмотрение было назначено на конец января 2007 года. И только тогда чиновники вдруг зашевелись. Но как-то очень странно… За три дня до его проведения тендерный комитет «Укрзалізниці» принял решение о том, что торги по закупке стрелочной продукции не состоялись. Обосновывалось принятие подобного решения именно судебным иском, поданным ДнСЗ.

Таким образом «Укрзалізниці» удалось сорвать рассмотрение иска. Производство по делу было прекращено в связи с отсутствием предмета спора.

Дальше — еще интереснее. Именно в день признания торгов несостоявшимися руководство железнодорожной отрасли принимает волевое (или волюнтаристское?) и с точки зрения экономики нелогичное решение — закупить стрелочную продукцию у КСЗ, которая дороже…

Что в итоге? Вместо тендера подоб­ная тактика приводит к приобретению продукции на безальтернативной основе, что, мягко говоря, не способствует прозрачности в расходовании государственных средств. Ну и вдобавок не соблюдена прописанная в Законе «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» процедура закупки продукции у одного участника.

Данная процедура предусматривает, что сначала специальная контрольная комиссия по вопросам государственных закупок при Счетной палате должна дать позитивную резолюцию о возможности и целесообразности проведения закупок у одного участника тендера.

«Укрзалізниця» подобной позитивной резолюции не получала. Как не получала и разрешения на безальтернативные закупки от Антимонопольного комитета Украины, хотя такая необходимость предусмотрена конкурентным законодательством.

Таким образом сложилась ситуация, при которой в результате кулуарного лоббирования внутри «Укрзалізниці» и полнейшего равнодушия к этой проблеме со стороны министра транспорта Николая Рудьковского «Укрзалізниця» подписала договор на поставку стрелочной продукции на 2007 год с КСЗ. Более того, начиная с февраля этот замечательный во всех отношениях договор уже выполняется.

Тендер по факту получился ну с очень ограниченным участием. Результатом его стало как минимум увеличение расходов «Укрзалізниці» на приобретение стрелочной продукции.

Между прочим, в тендерной документации среди требований написано, что «гарантийный срок эксплуатации стрелочных переводов — не менее 65 млн. тонно-километров брутто». Т.е. через стрелку проследуют десятки тысяч железнодорожных составов. Хотя бы это должно было заставить чиновников позаботиться о том, чтобы как можно качественнее провести конкурс. Но, судя по всему, нашлись и иные приоритеты.

Напомним, что «Укрзалізниця» является полностью государственным предприятием. Однако пока в данном конкурсе однозначно выиграли разве что хозяева «Керченского стрелочного завода». Что получило государство, если честно, непонятно, чем руководствовались чиновники при принятии решений — еще менее ясно…

Хотя очевидно, что в случае чего назначат «стрелочника». Опыт накоплен, так что не привыкать.