UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Озерка» — у прежних хозяев. Центральный рынок Днепропетровска вернули законным владельцам

Пресс-конференция сугубо мирного человека Григория Ефименко, собранная им в День защитников Отечества в УНИАНе, была «со слезами на глазах»...

Автор: Николай Сухомозский

Пресс-конференция сугубо мирного человека Григория Ефименко, собранная им в День защитников Отечества в УНИАНе, была «со слезами на глазах». Ветеран не смог их сдержать. Только вот говорил он, с трудом переводя дыхание, не о боевых, а о не менее тяжелых… тюремных буднях. В мирное время и в родной стране. И сопровождал депутата днепропетровского горсовета в его поездке в Киев не почетный караул бойскаутов, а… адвокат.

Сколько еще откровений нам суждено услышать? О скольких исковерканных при прежнем режиме судьбах узнать?

Прошлое, которое с нами

Дело, как вы поняли, было в Днепропетровске. В январе прошлого года в КП «Днепропетровский центральный рынок» — зачастили проверяющие. Копали почти по П.Грабовскому — «з раннього ранку до пізньої ніченьки». И, по официальной версии, нашли: обвинили директора рынка Григория Ефименко, только что удостоенного звания «Человек года-2003», в занижении суммы платы за землю. А посему, не откладывая дело в долгий ящик, сопроводили его не в налоговую инспекцию, как можно было ожидать, а в… изолятор временного содержания.

Случайно или нет, но срок аренды вышеупомянутого объекта истекал примерно через месяц. Заниматься продлением договора — при арестованном-то руководителе! — было, естественно, некому. А местные власти документ не пролонгировали.

28 апреля 2004 года происходит и вовсе непонятное: рынок, являющийся коллективной собственностью, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции своим приказом №168 предписывает вернуть в собственность… государства.

Для справки: согласно действующему законодательству, вопрос об упразднении коллективной собственности может быть решен либо на общем собрании, либо через суд. Ни того, ни другого не было. А что же, в таком случае, наблюдалось? Всего лишь неуемное желание чиновников посодействовать «своим».

«Одобрямс» не заставил себя долго ждать: возвращение рынка в госсобственность (пусть и неправомерное) — это для днепропетровцев сущая манна небесная. А именно: небывалое расширение ассортимента, повышение культуры обслуживания, буквально фантастическое снижение цен.

Тем более что подобный «социализм», хоть и на отдельно взятом базаре, пообещал тогдашний губернатор В.Яцуба. Ему вторили «независимые» СМИ. Вот лишь несколько цитат: «Возвращаются в коммунальную собственность объекты, имеющие социальное значение»; «То, что происходит, — первая ласточка, наглядный пример того, что настало время возвращать в управление государства то, на чем долгие годы наживался криминалитет»; «Правоохранители положили конец коррупции и беспределу».

Город замер в ожидании дальнейшего развития событий.

«Зеркало недели» уже рассказывало читателям о том, что происходило в дальнейшем, но вкратце напомним хронологию событий. Уже 10 июня 2004-го появился приказ №1117 Фонда государственного имущества Украины о… включении ОАО «Днепропетровский центральный рынок» в список объектов, подлежащих приватизации. И непременно в текущем году.

Ситуация накалялась. Пытаясь хоть как-то ее разрядить, глава Фонда госимущества М.Чечетов 16 августа (видимо, запамятовав, что всего месяц назад утверждал: «Учитывая прессинг, который испытывают на местах, и то, что до нас тяжелее дотянуться, мы заберем объект и сами займемся его продажей») неожиданно меняет свою позицию на 180 градусов. И все права на проведение конкурса делегирует… региональному отделению.

Буквально через несколько дней на свет божий появилось некое ОАО «Днепропетровский центральный рынок», 94,361% уставного фонда которого принадлежит… государству.

Спустя неделю-другую был объявлен конкурс по продаже вышеупомянутого пакета акций. Желающих в нем поучаствовать (никто не подозревает, что товар-то выставлен ворованный) набирается семеро. Но начинаются очень даже понятные для недавних времен «непонятки»: неугодных всеми правдами, а в основном неправдами отсекают и на пушечный выстрел не подпускают к ожидаемому «прозрачному цивилизованному» конкурсу.

Потенциальные инвесторы, в их числе и Запорожский масложиркомбинат, обращаются в суд. И находят там полную поддержку: служители Фемиды требуют отменить дискриминационные дополнительные условия.

После чего М.Чечетов 7 октября издает «исторический» приказ, а именно: «1) Отменить конкурс… 2) Отменить приказ регионального отделения ФГИ… 4) Начальнику регионального отделения Фонда принять все необходимые меры, направленные на исполнение моего приказа. Об исполнении доложить…. Контроль над исполнением возлагаю на себя».

И что же? Несмотря на решения ряда судов, несмотря на «запрещающий» приказ вышестоящего руководителя, действо под названием «конкурс» в Днепропетровске проводят. 12 октября, ближе к полуночи, втайне не только от прессы, но и от потенциальных участников. Зато, по словам народного депутата С.Бычкова, в присутствии «парней спортивного телосложения». За 50 млн. грн. чужой рынок продали никому не известному «Регионоптсервису». Хотя тот же Запорожский масложиркомбинат предлагал вдвое больше.

Прошлое, которое с ним

— 27 февраля минувшего года, — начал свое праздничное общение с журналистами директор коллективного предприятия «Днепропетровский центральный рынок» Григорий Ефименко, — около полутысячи бойцов «Беркута» в восемь часов утра окружили территорию рынка. Весь находившийся там персонал уложили лицом вниз. На меня надели наручники и препроводили в ИВС на основании обвинения в том, что существует недоплата налогов за землю. Но…

Во-первых, на тот момент у меня на руках уже был официальный документ горадминистрации об отсутствии таковой. А во-вторых, даже если бы мы задолжали, это ведь сфера гражданско-правовых отношений. Да разве кто тогда на подобные «мелочи», даже связанные с незаконным заключением гражданина под стражу, обращал внимание?

Три дня в камере держали без воды и еды. Мне, немолодому человеку, приходилось спать на голом бетонном полу. Ибо соседями, — видимо, «случайно», — оказались пятеро матерых уголовников. Допросы проходили и днем, и ночью. Адвоката ко мне не допускали. Неоднократно обещали вынести ногами вперед, независимо от того, кто это был — следователь МВД или прокуратуры, требование было одно: подписать две бумаги (расписку о том, что признаю себя виновным, и отказ от собственности коллективного предприятия) в обмен на документ о молниеносном освобождении. Я выстоял, хотя и похудел на 22 килограмма, перенес инфаркт, серьезное заболевание мозга.

И сегодня рад сообщить: благодаря новой власти справедливость восторжествовала. Несколько судов признали, что рынок принадлежит коллективному предприятию, а не «Регионоптсервису». Я смог пройти в свой кабинет, правда, пока при помощи охраны. Сейчас разбираемся, кто фальсифицировал мои подписи под рядом документов, почему новые «хозяева» за время своего руководства не перечислили в бюджет ни копейки, на каком основании средь бела дня у коллектива отобрали собственность?

А самая большая моя мечта — встретиться с вами через полгода и рассказать, как в Днепропетровске опять процветает коллективная собственность.

* * *

Нашему герою повезло. А многим другим?