UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ОБОЛОНЬ» С ВИДОМ НА КАЛЬМИУС

Предвыборные фронты несколько отвлекли народ от экономики. Правда, далеко не весь. Как оказалось, и в этот период можно заниматься делом...

Автор: Игорь Маскалевич

Предвыборные фронты несколько отвлекли народ от экономики. Правда, далеко не весь. Как оказалось, и в этот период можно заниматься делом.

В самый разгар предвыборной горячки, январе–феврале, донецкий пивзавод «Сармат» начал мощную кампанию по скупке киевского ЗАО «Оболонь». После чего одному из кандидатов первой десятки блока «НУ» Александру Слободяну пришлось считать не столько процент политических симпатий, сколько количество акций родного предприятия, уплывших к конкурентам. Пришлось срочно прерывать агитационную поездку и возвращаться в Киев.

Ситуация еще не стала необратимой, но и веселого в ней тоже мало. Похоже, что атака застала руководство ЗАО врасплох. Хотя о возможной покупке завода конкурентами говорили давно, к началу самой скупки здесь оказались явно не готовы. Что еще хуже, «агрессоры» ударили в точку, по уязвимым местам. Это в общем-то и неудивительно: часть из них еще год назад входила в топ- менеджмент «Оболони». Главным консультантом выступил бывший главный инженер предприятия Григорий Лифанов.

Забавно, но еще недавно считалось, что передел пивного рынка Украины близок к завершению. Сформировались три мощных центра, поделивших его между собой. Это сама «Оболонь», бельгийская Sun Interbrew Ukraine (харьковская «Рогань», черниговская «Десна», николаевский «Янтарь») и скандинавский холдинг Baltic Beverages Holding (ВВН) с принадлежащими ему «Славутичем» (Запорожье) и «Львовской пивоварней». Суммарно они покрывали более трех четвертей рынка, и основная борьба если и ожидалась, то именно между ними.

Жизнь оказалась жестче. К примеру, в Одессу на завод «Черномор» пришла турецкая Efes Brewery International. Но главной неожиданностью стала резкая активизация донецкого пивзавода «Сармат». Он и раньше считался хорошим предприятием, но чисто регионального масштаба. Но всего за год-два вокруг предприятия стала стремительно создаваться новая группа. Были приобретены пивзаводы в других регионах, в частности лежащие Днепропетровский и Луганский. Под донецкий контроль перешло и неплохо работающее «Полтавапиво». Сейчас появилась зацепка и за Киев: «Сармат» санирует небольшой киевский пивзавод №1.

В конце прошлого года донецкие пивовары нарастили активы даже за счет одного из западных лидеров. Sun Interbrew после приобретения харьковской «Рогани» попала под действие антимонопольного законодательства, запрещающего владеть более чем 35% рынка пива. В итоге пришлось продать симферопольский завод «Крым». И покупателем стал как раз «Сармат». В общем, на рынке появился новый и агрессивный игрок, так называемая донецкая пивная группа. В прошлом году объем сваренного на ее предприятиях пива только превысил 12% общеукраинского.

Естественно, возникал вопрос: ребята, откуда у вас деньги на все эти программы? Конечно, «Сармат» работает неплохо, но все-таки его прибыли вряд ли хватит, чтобы обеспечить столь бурный рост. Тем более что некоторые из заводов (особенно Луганский) до прихода донетчан были уже основательно разграблены. Чтобы они заработали, на них надо было основательно потратиться. Очевидно, что не обошлось без поддержки акционеров. Они у «Сармата» солидные: донецкое ООО «Систем Кэпитал Менеджмент» (43,8 %) и выступающий в роли номинального держателя акций Донгорбанк (53,9%). В Донбассе его представлять не требуется — это единственное ОАО, акционером которого признает себя Ринат Ахметов. Впрочем, номинальный держатель — это не всегда владелец.

Да и чисто технически атаку на «Оболонь» организует донецкий торговец ценными бумагами «Керамет Инвест», вполне официальная «внучка» корпорации «Индустриальный союз Донбасса». Кроме родства со знаменитым трейдером, оборот которого доходит до 2 млрд. долл., она имеет и огромный опыт по скупке всего на свете. В том числе и очень трудных объектов, типа мариупольской «Азовстали». Все это ей очень пригодится. Уж чем-чем, а легкой целью «Оболонь» никому не покажется, драка предстоит серьезная…

Первый этап донетчане могут считать достаточно успешным: удалось скупить порядка 12%. Впрочем, до контрольного пакета еще далеко. С учетом того, что руководство ЗАО уже к 2000 году сконцентрировало 24-процентный пакет акций на дочернем предприятии, задача на первый взгляд выглядит почти безнадежной. Теперь чтобы блокировать действия «захватчиков», команде Слободяна надо выкупить акций процентов 10—15, т. е. втрое меньше, чем донетчанам. Плюс наличие дружественного регистратора, плюс традиционно настороженное отношение тех же киевлян к пришлым с берегов Кальмиуса...

Однако не все просто. Основной козырь «сарматовцев» — деньги. Их у них просто больше. И если донецкий пивзавод может рассчитывать на финансовую подпитку со стороны, «Оболони», чтобы получить таковую, придется идти на серьезные уступки.

Сейчас «Сармат» ведет скупку по цене, доходящей до 200 долл. за стогривневую акцию. Правда, на руки выдают только половину, остальное — после того как «снимут Слободяна». По расчетам «Сармата», это произойдет уже в этом году. Надо думать, у самого Александра Вячеславовича мнение по этому поводу несколько иное…

Однако, как уже говорилось, удар нанесен в самое неподходящее время, что свидетельствует о хорошем выборе момента. Сейчас «Оболонь» напрягает все силы для погашения кредита ЕБРР трехлетней давности. Тогда взяли 40 млн. долл. на пять лет и сейчас уже приходится погашать. По неофициальным данным, выплаты идут по графику, примерно половину уже вернули. Чистая прибыль компании в прошлом году (примерно 22 млн. долл.) это, в общем, позволяет. Но платежный баланс все равно очень напряженный. И денег мало, чтобы одновременно выкупать акции у рабочих.

Простенький пример. Сейчас правление начало выкупать ценные бумаги по цене «не ниже «Сармата». Для того чтобы выкупить 15%, понадобится миллионов десять долларов. Это примерно половина прошлогодней чистой прибыли. Очевидно, что такого количества свободных денег у предприятия нет. В итоге акции покупают с отсрочкой платежа. Вдобавок конкуренты не дадут возможности остановить самоскупку на минимальной цифре (40%). Они просто продолжат покупать акции, формируя крупный пакет. А ресурсов у них побольше, и войну на измор в одиночку выиграть не удастся.

Как ни странно, против «Оболони» начнет играть то, чем она всегда гордилась, — сильная социальная политика. Рабочие привыкли не только к высокой зарплате, но и к достаточно высоким дивидендам. Возможное сокращение и того и другого будет провоцировать продажи.

Вообще, как ни грустно, но лишний раз демонстрируется: в Украине игра в народный капитализм изначально обречена. Если предприятие не хочет быть мишенью для поглощения, на нем должен быть сформирован контрольный пакет. Если его не удается собрать самому, то за вас это сделают другие. А создавать его по ходу «войны за контроль» если не поздно, то наверняка дорого. Бороться же со скупкой, выпуская стенгазеты со списками «продавцов Родины», можно и даже нужно («враждебную скупку» не приветствуют и на Западе), но эффект от этого незначителен. А планируемая допэмиссия может быть оспорена в суде, да и мало что дает.

Правда, для достижения успеха (притом не гарантированного) «Сармату» тоже придется потратиться. При нынешней цене за акцию покупка контрольного пакета обойдется в 32 млн. долл. Хотя это больше, чем бельгийцы заплатили за харьковскую «Рогань», но ведь и рыночное значение «Оболони» куда лучше (более четверти рынка). Так что купить завод задешево не удастся. Паники и волнового сброса акций организовать не получилось. И тех примерно 8 млн. долл., которые донецкий пивзавод привлекает «для приобретения корпоративных прав», хватит разве что на карманные расходы.

Платить придется много и серьезно. Рыночная стоимость «Оболони» вполне может зашкалить не только за сотню миллионов долларов. Недавно в России завод меньших размеров и с меньшим годовым оборотом голландская Heineken приобрела за 400 млн. долл.

Однако денежными проблемами борьба за «Оболонь» не ограничится. К примеру, основной линией защиты киевлян будет то, что, согласно уставу ЗАО, его акционеры должны «воздерживаться» от продаж акций на сторону. Поэтому завод намерен оспорить в суде каждый факт продаж, что приведет к немалому количеству процессов. Не исключено, что их исход сильно повлияет на фондовый рынок Украины.

К примеру, донетчане могут рассчитывать как минимум на благожелательный нейтралитет Госкомиссии по ценным бумагам. Нынешняя ситуация, когда из 36 тыс. акционерных обществ почти 2/3 закрытые, ограничивающие обращение собственных акций, для Комиссии, словно кость в горле. И если ее можно будет преодолеть за донецкие деньги, то этому вряд ли будут мешать.

Тем более, как показывает накопленный опыт, ЗАО вполне можно взрывать и изнутри. Именно так «Керамет-Инвест» скупил ЗАО «Трудовой коллектив «Азовсталь», так же велась скупка акций на НГЗ. В обоих случаях оборона старого руководства была прорвана.

А вообще предстоящая драка поставит много вопросов. Без особого риска ошибиться можно ожидать, что все суды в Донбассе «Керамет» выиграет. Интересно другое — какие и где он выиграет в Киеве. Это поможет многое понять в политической расстановке в верхах. То, что борьба неизбежно приобретет политический характер, вполне очевидно, и тот же Слободян не собирается этого скрывать. Вряд ли она выльется во фронтальное столкновение «НУдистов» и «заедистов». Хотя если выяснится, что «НУ» не в силах организовать прикрытие своим бизнесменам, многие сделают развеселый выбор, а кое- кто может и скорректировать ориентацию.

Есть и еще один момент. Предположим на минутку, что операция по захвату завершилась полным успехом, и представители «Керамета» на белом запорожце как отечественный производитель въезжают в ворота. Последствия победы будут следующие. В Украине появится группа, контролирующая порядка 40% общеукраинского рынка. А это нарушение антимонопольного законодательства. Антимонопольный комитет уже обратил на это внимание. С учетом того, что Sun Interbrew в аналогичной ситуации заставили продать крымский пивзавод, для «Сармата» исключений делать не станут. Что-то ему продавать придется. Возникает вопрос, что именно, кому и за сколько…

Кстати говоря, и «Оболонь», если совсем уж станет туго, может продаться не «Сармату», а кому-то «за бугром». Благо, что такие варианты ее руководство уже рассматривало. Интерес к этому действительно интересному предприятию там есть. А может, именно этого от него и ждут? Говорят, охота с загонщиком на диво эффективна.