UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ И НЕМНОГО ОБ ИГРЕ…

Футбол — великая игра, и чтобы убедиться в этом, необязательно было смотреть прошедший чемпионат мира...

Автор: Игорь Маскалевич

Футбол — великая игра, и чтобы убедиться в этом, необязательно было смотреть прошедший чемпионат мира. Вполне достаточно изучения фамилий президентов, председателей советов директоров и просто друзей и спонсоров разнообразных футбольных клубов. Футбол — это энергия. Не случайно футболисты так любят энергетику и все, что она приносит.

Когда в Украине говорят о Григории Суркисе или Ринате Ахметове — речь идет об Игре. Да разве только они? Футбол любят и Игорь Коломойский, и Эдуард Шифрин, и Петр Диминский, и даже Александр Омельченко…

Неважно — электроэнергия, газ, нефть или бензин. Скоро количество любителей, искренне увлеченных этим действом, т.е. Игрой, увеличится еще больше.

«Сум»чатый реестр

Даже чемпионат мира не смог отвлечь людей от главного— продолжавшейся в эти жаркие дни блиц-кампании по отъему приватизированных облэнерго у группы Константина Григоришина. За два месяца открытой атаки нападающие добились заметных успехов. Прессинг применялся по всему полю.

В июне наиболее яркие события разворачивались вокруг «Сумыоблэнерго». Основным лозунгом нападавших был — «Нам можно все». И они с поставленной задачей справились. Накануне дня Конституции страна еще раз убедилась в небольших особенностях украинской юриспруденции. Да так, что в бизнесе все слегка вздрогнули. Всем четко и ясно показали, как у них будут отбирать собственность. Без особой разницы, речь идет об ИСД или «Интерпайпе».

Применительно к «Сумыоблэнерго» это выглядело так. Для проведения собрания акционеров необходимо решить вопрос с регистратором — тот у «Сумыоблэнерго» был, как и любого уважающего себя украинского предприятия, дружественный, он же карманный, и проч. На это следовало обратить внимание. И обратили. Регистратора отпрессовали так, что бедолага и слова сказать не успел. Собрание акционеров намечалось на 27 июня. Но уже за две недели до этого представители налоговой милиции усердно изымали документы в ООО «Объединенный фондовый регистратор».

Формально обыску предшествовали несколько запросов ГНАУ о предоставлении информации обо всех акционерах «Сумыоблэнерго». По версии юристов, ведущих дело регистратора в суде, ОФР успел ответить по всем, кроме одного, ответ на него обещал направить в ГНА через десять дней, из-за большого объема необходимой информации. Однако никто ничего ждать не стал, и уже на следующий день к регистратору пожаловали высокие гости. Обыск санкционировала прокуратура Сумской области, а возглавил его следователь по особо важным делам налоговой милиции ГНА Сумской области.

Всего по данным ГНАУ, заботливо сброшенным в прессу, «добровольно было изъято 30 папок и скоросшивателей коричневого, белого, желтого и черного цветов, один системный блок, дискеты и CD». Кроме того, еще восемь системных блоков изъяли принудительно.

Фактически были изъяты все реестры акционеров не только «Сумыоблэнерго», но заодно и Полтавской, Черниговской, Львовской, Прикарпатской энергораспределяющих компаний и прочих активов группы. Теперь при необходимости на любом из этих объектов в руках у атакующих возникнет относительно свежий реестр, позволяющий провести собрание. Не говоря уже о замечательной возможности не только оценить, кто и чем владеет, но и организовать, где надо, прицельную скупку акций у мелких акционеров.

Обиженный регистратор направил заявление в Генеральную прокуратуру Украины с изложением нарушений, но это был уже бег за уходящим поездом — кого это там волновало? Заявление регистратора, что без изъятой документации и компьютеров со специальным программным обеспечением и базами данных он работать не сможет, совсем не тронуло новое руководство Сумского облэнерго. Напротив, именно на этом оно и построило свою линию поведения. Заодно обесценивалось решение одного из судов, запрещающее выдавать новому руководству данные об акционерах.

В общем, все было почти хорошо. А чтобы стало совсем замечательно, за два дня до собрания Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины принимает дивное решение. Действия наших силовых служб были справедливо приравнены к тайфуну, и комиссия признает реестр «Сумыоблэнерго» «утерянным и не подлежащим восстановлению». И чтобы предотвратить жуткое несчастье, возникшее из-за рейда сумских налоговиков, на период проведения собрания новым регистратором ОАО «Сумыоблэнерго» назначается компания ООО «Облбудм-реестр». Именно она ведет реестры акционеров облэнерго, принадлежащих теперь нидерландской дочке словацкой энергокомпании VSE (Vychodoslovenska energetika a.s.), представители которой активно участвовали в конфликте.

Если перевести случившееся с юридического языка на менее литературный и более понятный, это называется «подстава». Реестр уходил от дружественного Григоришину регистратора к регистратору словаков.

В итоге собрание состоялось, и его вел «Облбудм-реестр», загадочным образом уже имевший все необходимое. В общем, людям показали, что главное — иметь хороших друзей, ну и юристов, конечно. А они у нового руководства замечательные. Высочайший авторитет и квалификацию юридической фирмы «БиАйЭм» вряд ли кто решится оспаривать. Особенно сейчас. И введение в новый состав наблюдательного совета «Сумыоблэнерго» ее президента Юрия Ромазанова — шаг несомненно правильный.

До выборов 1998 года «БиАйЭм» возглавлял другой известный юрист — Виктор Медведчук. И хотя, став депутатом, он отошел от оперативного руководства компанией, успехи любимого детища ему будут несомненно приятны. Пусть даже чисто по-человечески…

После собрания все стало предельно ясно: тех, кто против нас, сотрем в порошок. Что в общем и делалось.

С председателями правлений началась «воспитательная» работа. Конечно, не всех пришлось сажать на три дня в кутузку, как во Львове. Но «политику государства на данном историческом этапе» разъяснили четко. Надо отдать должное: на местах урок усвоили. Люди стали переходить к новым хозяевам.

Вообще надо отметить, что сторонам хватило ума не слишком сильно втягивать в разборки менеджмент компаний, что позволило сохранить действующие команды. В конце июня стало ясно, что в «Кировоградоблэнерго» контроль полностью перешел к словакам. Его бывший председатель правления Владимир Чернявский теперь работает в «Полтаваоблэнерго». Уже «улажены» все вопросы во «Львов-» и «Черниговоблэнерго». В Чернигове методы убеждения оказали на присутствовавших сильное впечатление…

Правда, получить абсолютно все нападающим не удастся. На прошлой неделе стало известно о завершении переговоров Константина Григоришина и председателя наблюдательного совета и совладельца Приватбанка Игоря Коломойского о продаже крупных пакетов Запорожского и Стахановского ферросплавных заводов. Приватбанк давно хотел получить контроль на одном из ферросплавных заводов. Тем более что его отношения с «Интерпайпом» на Никопольском ФЗ сейчас, мягко говоря, «непростые». И вот теперь мечта наконец осуществилась. Уже заявлено, что консорциум «Металлургия» продаст 48% акций ЗФЗ. Впрочем, глубина приватизации там 100%, так что говорить о полном контроле над предприятием пока рановато.

На ЗФЗ остаются и доли оффшорок нынешних «захватчиков». Так что смена собственника будет происходить на фоне проверки Запорожского управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП). Оно сейчас интенсивно проверяет ЗФЗ, «Днепроспецсталь» и «Запорожьеоблэнерго». Причем мотив проверки достаточно своеобразный — заявление двух оффшорок, Fullway и Punchel Investments LTD. Их чем-то тяжело обидели, и они привлекли к разбирательству силовые структуры. На «Днепроспецстали» Григоришину придется отбиваться самостоятельно, в «Запорожьеоблэнерго» воевать уже поздно, а вот конфликт на ЗФЗ по наследству достанется Приватбанку. Очевидно, что с бывшими партнерами Григоришина предстоят веселые переговоры о разделе полномочий и финансовых потоков.

Конечно, при желании и Приватбанк можно тоже «выстроить», но после этого говорить о бизнесе из крупных украинских бизнес-групп останется разве что с ИСД и «Интерпайпом», что противоречит системе сложившихся в стране клановых сдержек и противовесов.

За стеклом-4. Теперь ты на войне…

Стремительный вход на рынок наших «стратегически-словацких» друзей естественным образом подогревает интерес — кто они… Помнится, не один год потребовался, прежде чем на свет появились фамилии тех же Григоришина, Коломойского, Боголюбова, Шифрина как реальных собственников. К счастью, наши новые друзья не заставили украинцев долго томиться в безвестности.

Уже 14 марта с.г. Украина получила четкое документальное подтверждение, что за спинами словаков проглядывают контуры еще одного футбольного клуба — московского ЦСКА. В этот день наш Фонд госимущества и заключил трехсторонний договор №285 о переводе долга с VSE и ее дочерней компанией VSE Energy International N.V. Генеральным директором этой зарегистрированной в Нидерландах фирмы являлся Александр Гарез. Он же представляет в Москве компанию Blue Castle, которая владеет 49% акций ЗАО ПФК ЦСКА.

Впрочем, г-н Гарез — фигура именно представительская. Реальные переговоры в процессе покупки этих четырех энергокомпаний вел в Кабмине и в НКРЭ председатель совета директоров ЦСКА Александр Бабаков. Именно его в Украине и воспринимали как реального собственника. Правда, тогда его тоже представляли как словака…

По иронии судьбы, ключевые условия конкурсов согласовывались еще при Ющенко, и тогда Виктор Андреевич шел на большие уступки новым покупателям. При этом едва ли не главной целью было «досадить Суркису». Год спустя можно увидеть, что получилось в итоге: сомнительно, что происходящий энергопередел создает Григорию Михайловичу большие проблемы.

Что касается VSE Energy, то это специально созданная компания, 91% акций вроде бы принадлежит VSE, 5% — Alkahn Power Company и 4% — делаверской оффшорке Ukrainen Energy Partners (UEP) — помните такую по «Одессаоблэнерго»? Кроме того, г-н Гарез имеет честь по доверенности (британской фирмы Sandos) возглавлять еще и UEP. Бывает и такая работа.

Между прочим, судя по новому договору ,VSE Energy вправе продать почти 41% своих акций кому угодно в любое время. Единственное ограничение — это то, что минимум до 15 марта 2004 года пакет VSE в ее уставном фонде должен составлять 50%+1 акция.

Неизвестно, продали остальные или нет, но на состоявшемся 5 июля, после трех отсрочек, собрании акционеров «Житомироблэнерго» акционеры, представлявшие раньше VSE, бодро регистрировались уже как представители британской компании Gilson Investments. Этот замечательный оффшор раньше уже светился в реестрах облгазов, но самым интересным является его наличие в акционерах Украинской инновационно-финансовой компании (УИФК). Среди активов УИФК — не только контрольный пакет киевского «Премьер-Паласа», но и крупный пакет Первого инвестиционного банка. Наблюдательный совет этого банка возглавил Александр Притыка, нынешний руководитель «Украинских полиметаллов». Именно в этот банк словаки и перевели сейчас счета своих облэнерго. Что, в общем, неудивительно, ведь они соседи, да и владельцем здания, где сидят и словаки, и банк, и «Укрполиметаллы», является все та же УИФК.

Если вспомнить, как лихо в 2001 году «Полиметаллы» продали госпакеты своих ГОКов, то опыт Александра Притыки по поиску новых инвесторов достаточно солиден. Кстати, о ГОКах . Два и из тех пакетов тогда продали структурам, близким к г-ну Пинчуку. А вот судьба 25% акций Полтавского ГОКа долго была неясна, что очень нервировало его нынешних владельцев. Но, похоже, теперь прояснилось, кто же угрохал около 30 млн. долл. за примерно 40-процентный пакет...

Игра в монопольку

Что касается облэнерго, то в прошлом году акции четырех энергокомпаний обошлись словакам на конкурсе в 93 млн. долл. Откуда акционеры ЦСКА взяли деньги на столь масштабные вливания в украинскую энергетику — вопрос, конечно, интересный. Так называемая «лужниковская» версия официально и категорически опровергается клубом. К сожалению, никакой другой, пусть даже менее популярной, так и не появилось. А называть источники средств неизвестными как-то уже неловко.

Впрочем, можно предположить, что эти источники хорошо проверили как российский ФСБ, так и Минобороны России. Новые акционеры у этого футбольного клуба появились в начале прошлого года. До этого данный спорткомплекс несколько лет контролировали чеченцы. В конце концов их «дожали». С февраля 2001-го ЦСКА уже управляют наши новые знакомые. Их в связях с Чечней, естественно, никто не обвиняет. Зато знакомство с Михаилом Касьяновым и Александром Волошиным окажется совсем не лишним и в Украине. А вот, скажем, о знакомстве с Лужковым в Киеве лучше не вспоминать.

Сейчас новым инвесторам облэнерго показывают возможности их группы поддержки. Заодно ненавязчиво напоминая, что будет и с ними в случае возможных недоразумений.

Хотя люди, пришедшие в Украину, не нервные, основательные. Здесь они всерьез и надолго. Тем более что в Москве их позиции в последнее время пошатнулись. А тут можно совместить приятное с полезным — и новый рынок получить, и державе (российской) не в убыток. Да и Украина получит кое-что полезное — те же реконструированные отели «Ореанда» и «Премьер-Палас».

Следы оффшоров новой группы собственников четко читаются в Криворожгазе, Днепрогазе, Харьковгоргазе, Донецкгоргазе. Причем, как минимум, в Днепропетровске и Харькове контроль уже установлен. Реестр этих компаний передан «Облбудм-реестру», также, впрочем, как и пока государственного «Харьковоблэнерго».

Однако палка всегда о двух концах. После 25 июня на украинском рынке юридические средства защиты акционеров сильно девальвировались. Не секрет, что в большинстве наших компаний уставный фонд распределен между несколькими акционерами. Юридическими владельцами выступают оффшорные компании. Отсюда и взялись те 356 оффшорок, которые ГНАУ обнаружила при проверке металлургов и химиков. Но реальный «распил» денежных потоков часто не совпадает с размером пакета акций. Так что, в принципе, поводов для пределов достаточно. Раньше их как-то демпфировали — регистраторы, необходимость собрать 60% акций для кворума, решения судов разных инстанций и проч. В случае конфликта стороны волей-неволей вынуждены были брыкаться в судах (дружественных и не очень), в общем как-то договариваться.

Но прецедент с силовым отстранением регистратора создает ситуацию, при которой можно «порвать» любой бизнес. Любой...

Представители администрации Президента уже заявили, что происходящее их не касается. Тем не менее если предположить, что ребята доведут дело до конца, возникнет интересная ситуация. После отбора у Григоришина управления всеми пятью приватизированными облэнерго (где доля государства ниже 50%) возникнет ма-аленький такой холдинг из десятка облэнерго. Годовое потребление электроэнергии составит в нем — даже без учета «Харьков-» и «Тернопольоблэнерго» — примерно 27 млрд. кВт.часов, что в полтора раза больше, чем в «Донецкоблэнерго», и процентов на 12 больше, чем в «Днепроблэнерго». Это заметно превышает установленный Антимонопольным комитетом критический порог для одной бизнес-группы на Энергорынке (15% от общего объема продаж). Уже сейчас приплюсовав к четырем купленным на конкурсах компаниям еще и «Сумыоблэнерго», «Одессаоблэнерго», «словацкая» группа имеет до 12% продаж Оптового рынка электроэнергии. А ведь еще далеко не вечер.

То есть как ни прискорбно, учитывая явное благоволение высоких должностных лиц к «поглотителям», а Антимонопольному комитету придется реагировать, выясняя для начала те же отношения контроля.

В прошлый раз, дойдя до пункта «Финансовая поддержка предоставляется Украинским энергетическим партнерством (г. Вильмигтон, Делавер, США) и условия предоставления финансовой поддержки не предполагают перехода контроля хозяйственной деятельности указанных облэнерго от компании VSE к третьим лицам», АМК успокоился. Но, как оказалось, этот пункт не исключает продажи почти половины акций на сторону.

Сейчас придется копать глубже. Хотя бы потому, что группа, зашедшая на рынок, по размерам уже ныне сравнима, скажем, с ИСД, и прояснить ее намерения на будущее совсем не помешает. Тем более было бы преувеличением сказать, что донетчане от захода «словаков» испытывают бурную радость. Они как раз начали расширятся, и новый участник большой игры им в общем ни к чему. Да еще с такими преференциями. Очевидно, они постараются воздействовать на обстановку. Не исключено, что руку помощи протянет и Виктор Пинчук. Как всегда, с улыбкой и совершенно безвозмездно.

Вообще несмотря на внешний разгром, слухи о безвременной кончине деятельности Григоришина на рынке могут оказаться преувеличенными. Другое дело, что потери в любом случае будут серьезными. Теоретически на обстановку может сильно повлиять и намечаемая до конца года продажа госпакетов в пяти облэнерго. Если, конечно, она пройдет достаточно честно.

Но, по-любому, государство будет отмываться от этой истории лет пять. Дело не в инвестклимате — серьезно ухудшить наши рейтинги практически невозможно. Просто нынешнее, беспрецедентное по своим масштабам поглощение — далеко не последнее. Вот недавно прошла неубедительно опровергнутая информация о продаже «Запорожстали», идут переговоры об Алчевском меткомбинате. И от того, считают ли участники государство гарантом законности или большим шулером, меняющим правила игры по ходу матча, зависит многое…

Это как в футболе. Судья может назначить несправедливый пенальти. Но ему нельзя пилить ворота. Тем более что в шубе это делать очень жарко.